Т-37А в документах не всегда удостаивался права именоваться "танком". Не вышел ни размером, ни бронёй, ни вооружением. От танкетки его отличала только наличием башни. Зато малыш умел плавать. И, в отличие от английского прототипа, выпускался серийно.
Этот экземпляр (точнее, процентов 40-50 его - макет собран из нескольких машин) произведён на Ижорском заводе. Подбит на рубеже укрепрайона «Инкиля» в ходе Зимней войны в феврале 1940 г."
Избавление от английской наследственности почему-то привело к пересадке водителя на правую сторону. Плавучести этого Т-38 оказалось недостаточно, чтобы не оказаться на дне одного из болот на "Невском пятачке".
В процессе "взросления" машина набрала вес, получила пулемёт посолиднее и потеряла возможность плавать. Т-40С - "сухопутный". С танка сняли гребной винт с карданным валом, коробку отбора мощности, водоходные рули, откачивающий насос, теплообменник, волноотражательный щиток и компас. И, чтоб два раза не вставать - рацию. И всё это заменили на броню.
Дальнейшая модификация "сорокового" - Т-30. Точнее - "030", без всяких "Т". Он потерял ненужную нишу под водоходный движитель. А взамен получил пушку. Пока не совсем танковую, а авиационную в девичестве - 20-мм ШВАК-Т.
А вот что получилось, когда водоплавающую родословную окончательно отбросили и спроектировали нормальный классический танковый корпус - Т-60.
На фоне легендарных Т-34 и КВ "шестидесятки" потерялись. Между тем именно они внесли основную тяжесть боёв конца 1941 года, да и начала 1942. Этот воевал в составе разведывательного батальона 54-й армии. Подбит в районе Твери.
В 1942 году дальнейшее развитие "шестидесятки" Т-70 получил-таки настоящую танковую пушку 45-миллиметрувую 20-К. Такая стояла на Т-26, БТ, Т-35, Т-50 и даже первых прототипах "Тридцатьчетвёрки".
Увы, то что было вполне приемлемо в 1941-м годом спустя уже не прокатывало - немецкие танки уже здорово потолстели (а лёгкие почти вымерли, как класс). В сражении же со средними танками шансы Т-70 были невелики. Данный экземпляр утонул в болоте во время боёв на Псковском направлении.
Т-70 командира 159-й отдельной танковой бригады полковника Хайдукова,
установленный в посёлке Езерище Помимо слабого для 1942 года вооружения и бронирования борта (15 мм), серьёзным недостатком Т-70 была одноместная башня. Это попытались устранить на Т-80, разработанном к сентябрю 1942. Заодно и борта довели до 25 мм. Машина стала лучше по всем параметрам, разве что силовой установке из двух автомобильных двигателей приходилось всё тяжелее.
Однако выпуск новой машины ограничился всего 70 экземплярами на новом заводе №40 в Мытищах (привет, кстати, город-побратим Жодино). Конвейер же ГАЗа был слишком занят выпуском другой техники.
Последним танком в этой линейке стал зенитный Т-90 с парой пулемётов ДШК с возвышением 85 градусов. Крайне нужная машина... в 1941-м. Но уже не удовлетворявшая требованиям конца 1942 года. Так что в серию не попавшая. Что намекает на то, что в музее - макет.
А вот и машина, поставившая жирный крест на всех многочисленных проектах модернизации семейства лёгких танков - самоходная артиллерийская установка СУ-76М. Несмотря на уничижительные прозвища ("СУчка" и "Коробок", "Прощай Родина", "голожопый Фердинанд") самоходка оказалась настолько востребованной, что все мощности были брошены именно на её производство. Всего с 1942 по 1953 произведено 14292 экземпляров - примерно столько же, сколь всех лёгких танков этой линейки вместе взятых.