12 (24) ноября. Позиция Третьей Западной армии.

Dec 08, 2018 10:53


После вынужденной ретирады на правый берег Березины перед Чичаговым встала весьма нетривиальная задача прикрытия примерно 250 километров реки от слияния с Уллой до Бобруйска (Обычно пишут про 80 км от Веселово до Березино, но берега Березины выше и ниже их тоже входили в зону ответственности Чичагова). Причём в местности, о которой его адмирал имел весьма смутное представление (вплоть до отсутствия карт, каковые имелись у Кутузова, у Наполеона, но не в штабе Обсервационной и Дунайской армии из которых была составлена Третья Западная).





или открыть полную карту 4050х4250 в новом окне

Обоснованно полагая самой желанной целью Наполеона достижение минских складов, Чичагов предположил, что тот попытается форсировать реку в Борисове или в ближайших окрестностях. И первое время действовал соответственно - оставил главные силы у тет-де-пона, преграждая кратчайший путь к Минску. В случае обнаружения переправы противника на участке от Веселово до Борисова или от Борисова до Новосёлок, армия в течения дня могла быть переброшена к угрожаемому участку.

Так же адмирал постарался увязать действия с Витгенштейнгом, ещё до оставления Борисова отправив ему письмо следующего содержания:

Я писал к В[ашему] C[иятельству], что намерен был идти к Бобру, но авангард мой сего числе встретил неприятеля не доходя до Лошниц и по показанию пленных сказывают, что это армия Виктора и Удино, которая, в продолжении нескольких дней делала разные фальшивые движения, обратилася сюда, и авангард наш с её передовыми уже имел перепалку, я надеюсь, что В.C. выступите вслед на ним сколь возможно поспешнее и будете действовать ему в тыл. Я же, по худой позиции Борисова и дабы не иметь за собой реки, с главными силами перейду на правую сторону, дабы тем удержать за собой переправу через Березину…

Если что В. C. подойдёте к Борисову левой стороною реки, то я-бы мог с вами соединится, набросив понтонный мост.

Правда, адресат находился ещё далековато - депешу Витгенштей получил 12(24) ноября в Черее. Кроме того, придя к Борисову, уже он сам оказался бы один на один со всей французской армией и мог быть разбит до того, как Чичагов «набросит живой мост» и переправит Третью Западную армию ему на помощь. Если французы вообще дали бы ему перейти реку.

Тем не менее, если бы Наполеон начал переправу в Студёнке (или в любом другом месте от Веселово до Новосёлок) в такой диспозиции, встретив его на берегу всей Третьей Западной армией и действуя во фланг и тыл силами Витгенштейна, можно было рассчитывать на победу. Особенно, если бы к «действиям в тыл» подключилась главная русская армия, на прибытие которой всё ещё рассчитывал Чичагов.

Чтобы обеспечить своевременное обнаружение подготовки французами переправы Чичагов 12(24) ноября отправил вверх по реке к Брилям отряд генерал-лейтенанта Чаплица. В свою очередь, тот отрядил генерал-майора Корнилова к Веселову, а часть конницы с генерал-майором Уманцем - в Зембин, для наблюдения в сторону Плещениц.

Ниже по течению, в Юшкевичах, уже находился отряд полковника Луковкина, так и не успевший присоединиться к армии. К нему был послан генерал-майор Орурк с Волынским уланским полком, двумя казачьими (Грекова 8-го и Барабанщикова 2-го) полками, конной артиллерийской ротой №12 и половиной понтонной роты. Последней надлежало устроить ложную переправу, чтобы заставить неприятеля думать, будто адмирал Чичагов имеет намерение опять перейти на левый берег.

Учитывая французскую демонстрацию у Ухолоды, получается, что в этот день обе стороны собирались имитировать подготовку переправы через Березину навстречу друг другу.

Впрочем, упоминаний о русской демонстрации не нашёл. Вероятно, потому, что:

«Сию минуту, расставляя над р. Березиною передовую цепь, рассмотрел на левом берегу реки при с. Ухолоды неприятеля из конницы и пехоты, полагая примерно человек до двухсот, пикеты же от неприятеля расставлены по берегу, против которых выставил я свои…»

(Генерал-майор Греков 8-й - графу Орурку
Юшкевичи. 12 ноября 1812 г.)

Петру Михайловичу Грекову генерал-майор Орурк поручил наблюдать берег от Борисова до Юшкевич, выделив ему один батальон Волынского уланского полка, казачьи полки Грекова и Барабанщикова и два эскадрона Мариупольского гусарского полка (последние - из отряда полковника Луковкина). Самого Луковкина с другим батальоном Волынского уланского полка, казачьими Луковкина и Исаева 2-го полками, отправил в Гливен, но с предписанием отправит казачий полк в селение Уша, откуда иметь посты на дороге в Березино с ежечасными разъездами и по направлению к Юрьево (в с. Логи). Сам же с пехотой (6 резервных батальонов 2-й гренадерской дивизии) остановился в Горах, имея посты в полутора верстах в сторону реки и в трёх - по дороге к Уше.

При всех достоинствах такой диспозиции Третьей Западной армии у неё имелся и серьёзный недостаток - фланги.

Воспользуйся Наполеон предложением бригадного генерала Дода и направь армию в верховья Березины, Чичагов вряд ли смог бы помешать переправе - мелкая река с песчаными берегами давала много возможностей противнику. Но поворот к северу, к болотам и бездорожью и в удаление от Минска не сильно страшил русских. Так что никаких мер по предотвращению переправы севернее Веселово не предпринималось.

Куда опаснее выглядел маневр на Нижнее Березино или даже на Свислочь, где до сих пор стоял отряд подполковника Малиновского (о чём докладывал полковник Кнорринг). Переправа в Березино выводила французскую армию через три-четыре дня к Минску. Так же нельзя было исключить и вероятность прихода в это район корпуса Шварценберга, чьи пикеты днём ранее видели у Колосово и Столбцов.

При этом доставка донесения о форсировании противником реки в этом месте и выдвижение к Березино Третьей Западной армии заняли бы не менее двух дней. А сосредоточение всех сил - не менее трёх.

Ещё 11 (23) ноября Чаплиц отдал распоряжение полковнику Луковкину «отправить тотчас небольшую партию казаков при надёжном офицере в Березино, приказав ей истребить на реке Березине мост, если оный там имеется»

Двумя днями спустя Луковкин отчитался в том, что «войсковой старшина Сережников, посланный от меня в м. Березово, к уничтожению через речку Березину переправы, вчера на вечер воротился и доложил рапортом, что он весь мост порубкою истребил, а паром затопил.»



Однако, предпринятые меры всё равно выглядели недостаточными. Река в Березино, конечно, гораздо шире, чем в Студёнке. Но восстановить (или навести заново) мост французам и здесь было по силам. И даже переправить на правый берег значительные силы прежде, чем армия адмирала Чичагова успела бы этому помешать.

Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)

Борисов, Наполеон, Война, Березино

Previous post Next post
Up