"Забудьте всё, чему вас учили раньше!" - нет, конечно, такой фразой курсантов в МАТУ ГА* не приветствовали. Но предметы разжевывали так, будто новички пришли после церковно-приходской школы с тремя классами. Мой "физ-мат" оказался вовсе не востребованным - физику процессов преподаватели объясняли начиная с закона Ома. А зубодробительные дифуры, когда за каждой закорючкой вставал реальный осязаемый параметр, превращались в нечто вполне вменяемое и понятное. Так, что даже самый невежественный пень в итоге понимал-таки, как работает пилотажно-навигационный комплекс. А у него просто не было другого варианта. Не выучить и получить "двойку" в училище было не возможно. То есть, завалить ответ - ума много не надо. Но на этом дело не заканчивалось, и отрицательная оценка в журнал не шла - ты просто пересдавал тему до тех пор, пока результат не удовлетворял учителя. Что бы вылететь по успеваемости, нужно было быть либо уж совсем полным дуболомом, либо попросту забить на учёбу.
Попутно вопрос: что это я такое делаю? Процедура вполне официальная, в регламенте прописанная.
И вот, в конце первого курса, я умудряюсь загреметь в больницу. Повод вроде бы пустяковый, но в итоге провалялся там больше двух месяцев и выписался буквально накануне экзаменов. Ни что там проходили не знаю, ни промежуточные зачёты не сданы, ни практика на аэродроме не отработана (а её не сдашь так просто - нужно положенные часы на самолёте отсидеть). Совсем уже собрался "академический" оформлять и на следующий год снова на первый курс. Жалко, конечно, времени. Да и друзьями здесь уже обзавёлся. А что делать?
В общем, другие на консультации перед экзаменом ходят, а я по территории слоняюсь с оформлением бумаг. И тут встречаю преподавателя с военного цикла, майора Жудро. А надо сказать, что с первого семестра подвизался я стенды мастерить. Сначала в кабинете информатики ДВК изображал (для меня после с "ямахи" обнаружение этих ископаемых было шоком). Потом по наследству, на ВЦ попал, курсовертикаль и кислородное оборудование МиГ-23 рисовать. У этого самого майора. О, говорит, что-то тебя давно не видно. Я ему ситуацию обрисовал. Вот, мол - "академический" оформляю. А он - оно тебе надо? Иди сдавай! Так, а практика, зачёты? Договорюсь! Заметьте, я ничего не просил - он сам предложил. И сделал. Совершенно бескорыстно. Пошли навстречу и преподаватели с гражданского цикла.
Однако, экзамены-то это не отменяло. И я срочно понёсся в казарму, выяснять - что на консультациях было. А там засада. Один из сдаваемых предметов - ТОЭ (теоретические основы электротехники). Теорию-то я на зубок знал, а вот с задачами плавал. А преподаватель чётко обозначил позицию: не решил - нет экзамена (абсолютно правильный подход). И сосед мне на коленке рисует пример с консультации: - самолёт летит в магнитном поле земли и в крыле наводится ЭДС… Так с одной задачей в голове я на экзамен и пошёл. И вытащил билет с ней…
PS. А рисование мне не только помогало, но и нагрузило непосильной ношей. Но об этом - как-нибудь в другой раз.
* на самом деле, в мою бытность в стенах этого учебного заведения оно именовалось "Минским авиационно-техническим колледжем гражданской авиации" (МАТК ГА), ныне же это "Белорусская государственная академия авиации" (БГАА), но старое название (произносимое в одно слово - "матуга") настолько въелось, что до сих пор многим понятнее последующих.