Пушкиногорье. Усадьба Петровское

Jun 20, 2017 18:46


Решил Фиглярин, сидя дома,
Что черный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.…

Александр Сергеевич несколько слукавил ради стройности стиха - Абрам Петрович Ганнибал (он же Пётр Петрович Петров) приходился ему прадедом. Несколько погрешу против истины и я, заявив, что это место - усадьба "арапа Петра Великого".






Хоть земли и пожалованы именно ему в 1742 г. императрицей Елизаветой Петровной, но сам Абрам Петрович здесь бывал лишь наездами. И при нем сооружены лишь небольшой флигель, контора управляющего и … винный заводик.



Большой же дом построен при его сыне - Петре Абрамовиче. Ему же мы обязаны появлением парка. Так что усадьба не случайно именуется Петровской. Справедливость этого названия усиливается тем, что она составляет лишь часть надела, полученного Абрамом Петровичем - именно ту, что досталась Петру.



Увы, практически всё здесь "новострой" 1977 года - в 1918 г. сильный пожар оставил от усадьбы одни каменные фундаменты. Большинство экспонатов также не принадлежало семье Ганнибалов, а просто былос собрано как предметы той эпохи. Но если они и не отражают достоверно реальный интерьер, то почувствовать дух времени позволяют. Так что, лучше всего - забыть про новизну стен и происхождение вещей и включить фантазию. Чай, не о танках речь - подсчёт "заклёпок" здесь не уместен.



На столике бюро - проекты фортификационных сооружений. Если кто-нибудь не в курсе - Абрам Петрович получил военно-инженерное образование во Франции. И у Петра I был "хранителем всех чертежей государства Российского". А так же автором первого учебника по фортификации на русском языке.



А это уже половина супруги. Слово "ЛЮБОВЬ" на страницах книги напечатана заглавными буквами. Это "Езда в остров любви" Тальмана. Я так понимаю, что речь идёт о второй жене - Христине-Регине фон Шеберг, которой "шорны шорт" наделал одиннадцать "шорн репят". С первой женой, гречанкой Евдокией Андреевной Диопер, дело не заладилось - дочка родилась белой, что стало причиной обоснованных подозрений и длительного (23 года!) бракоразводного процесса. Да, про то, "как царь Пётр арапа женил" в качестве источника информации лучше забыть - не было никакой русской боярыни Ратищевой. Кино, оно и есть кино. Выдумка и не более.



Из 11 детей до взрослого возраста дожило три дочери и четыре сына, один из которых, Осип, и стал дедом Александра Сергеевича.



Вырос он моряком и служил артиллеристом на вот таком 52-пушечном корабле вместе со старшим братом Иваном.















Сыновья, надо сказать, нарушили, как завещание отца, так и законы майората и разделили наследство на три части. Петровское, как уже было сказано, досталось Петру, Осипу отошло Михайловское, а Исааку осталось Воскресенское. Инициатором раздела, вероятнее всего, выступил законный наследник - старший сын Иван. Дослужившись до высшего армейского звания генерал-аншефа и, обретя собственные земли под Петербургом, он решил позаботиться о менее успешных братьях.



Впрочем, "менее успешные" они только по сравнению с ним самим. Пётр Абрамович, к примеру, вышел в отставку ни много, ни мало - генерал-майором. И, в отличие от отца, перебрался жить в усадьбу, а семью оставил в столице, снабдив приличным содержанием. Так что, всё это - его скоромная холостяцкая берлога.













И занимался тут отставной генерал… музицированием. Ещё и дворовых учил играть. А его сын Вениамин впоследствии завёл целый крепостной оркестр, сам писал музыку и дирижировал.







Обстановка, скорее, относится ко временам Вениамина Петровича. Что не лишено смысла - всё же, именно тогда здесь бывал его двоюродный племянник. Хотя успел застать и Петра Абрамовича, пережившего всех своих братьев и сестёр и дожившего до 84 лет.



















В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елисаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей...



Вениамин Петрович наследников не оставил. Всё движимое имущество он завещал незаконнорожденной дочери, но на усадьбу и земли она по закону претендовать не могла. И Петровское ушло из семьи Ганнибалов.










Архитектура, Путешествия, Пушкинские Горы, ППС_2016_05

Previous post Next post
Up