Оригинал взят у
zhzhitel в
Как добывают русский уголь. Репортаж из разреза В эпоху высоких технологий уголь по-прежнему остается важным технологическим и энергетическим сырьём. После аварий на АЭС в Фукусиме и на фоне развития промышленности и строительства, мировой спрос на каменный уголь со стороны энергетической отрасли вырос и остается стабильно высоким.
Я посетил одно из ведущих предприятий в России по добыче угля, увидел вблизи огромные БелАЗы и гигантские шагающие экскаваторы, посмотрел на то, как работает техника, пообщался с людьми. Поездка получилась очень интересной.
2. Первое, что поражает воображение при посещении горнодобывающих производств - это размеры. Тут все гигантское, даже не верится, что все эти карьеры и горы созданы человеком. Счет идет на миллионы тонн.
Мы находимся в Хакасии на разрезе «Степной», относящемуся к Черногорскому каменноугольному месторождению. Строго говоря, употреблять слово «карьер» неправильно, если добывают уголь, то нужно говорить «разрез».
3. Добыча угля на разрезе ведется открытым способом. Это значит, что здесь нет шахт, никто не спускается под землю. Открытый способ добычи более производительный и, самое главное, безопасный для людей.
4. Уголь залегает неравномерно, пластами. На разрезе «Степной» имеется 7 угольных пластов, отличающихся по запасам и качеству угля.
5. По сложившимся стереотипам, горняк - это крепкий мужчина с перепачканным угольной пылью лицом. Представьте мое удивление, когда первыми, кого я встретил на разрезе, оказались очаровательные девушки. Знакомьтесь, Наталья и Анастасия, они - маркшейдеры, горные инженеры. Помните пословицу про «семь раз отмерь - один раз отрежь»? Так вот, маркшейдеры измеряют, планируют и контролируют все геологические параметры, вычисляют объемы и вес полезных ископаемых и пустой породы.
Для измерений они используют специальные многофункциональные мультисистемные приемники, позволяющие вычислять координаты по GPS и GLONASS.
6. Данные вводятся в портативный компьютер, таким образом можно мгновенно рассчитывать и передавать любые требуемые параметры, на основании которых будут распланированы работы, поедут самосвалы, будут перемещаться горы выработки.
7. После планирования необходимо добраться до угольных пластов. Для этого порой нужно вскрыть десятки и сотни метров пустой породы. Такая порода так и называется - вскрыша.
В зависимости от крепости горных пород, из которых состоит вскрыша, её вынимают с помощью буровзрывных работ или без них.
8. Пустую породу перемещают в сторону, чтобы обнажить угольные пласты. На разрезе «Степной» добывается более 4 миллионов тонн каменного угля, соответственно, пустой породы, которую приходится перемещать, еще больше.
9. Пустую породу перевозят на БелАЗах. Каждый такой самосвал за один раз принимает 130 тонн вскрыши.
10. Технологический парк постоянно обновляется. В парах с БелАЗами работают экскаваторы Hitachi EX-1900. Объем ковша такого экскаватора - 12 м³, это примерно 20-22 тонны горной породы. Для сравнения масса среднего легкового автомобиля типа «Форд Фокус» примерно полторы тонны.
11. Для того чтобы передать масштаб, я попросил заместителя генерального директора по производству разреза «Степной» Юрия Леонидовича Морозова поставить свой внедорожник рядом с БелАЗом и экскаватором. По-моему, получилось очень наглядно.
Про БелАЗы расскажу еще отдельно, впечатляющие машины.
12. Но даже огромные БелАЗы - не самая большая техника, которая работает на разрезе. Самосвалы выглядят маленькими по сравнению с гигантскими шагающими экскаваторами. Размер стрелы этого экскаватора - 90 метров, это длина футбольного поля. Вес - 1740 тонн, то есть как тысяча кроссоверов Nissan Qashqai.
13. Шагающие экскаваторы позволяют перемещать породу без участия транспортных средств. При помощи огромного ковша он переносит породу с одного уровня на другой на полторы сотни метров.
14. Объем ковша шагающего экскаватора ЭШ-20/90 - 20 м³, это почти 30 тонн породы. Оцените масштабы!
15. Есть шагающие экскаваторы чуть поменьше, хотя в мире гигантов «чуть поменьше» - явление относительное. Это ЭШ-10/70, объем ковша 10 м³, длина стрелы 70 метров. Шагающими экскаваторы названы из-за способа передвижения. Такой вес не выдержат ни колеса, ни гусеницы. Эти громадины поднимаются на огромных лыжах и переносят свой вес на небольшое расстояние.
16. Только после того, как добрались до угольного пласта, можно приступить непосредственно к добыче угля. На разрезе «Степной» добывается каменный энергетический уголь марки «Д».
17. Уголь перевозится на 55-тонных БелАЗах. В сутки добывается около 11000 тонн угля, то есть БелАЗам нужно осуществить 200 рейсов в сутки.
18. Работы ведутся круглосуточно, 7 дней в неделю. Всего на предприятии работают более 1000 человек.
19. Как рассказал сопровождавший нас начальник службы персонала Вячеслав Солянков, работа на разрезе считается престижной и высокооплачиваемой. Да, профессия горняка нелегкая, но приносит хороший и, главное, стабильный заработок. Я лично общался с сотрудниками предприятия, многие работают здесь по 20 и более лет.
20. Добычей угля производственный процесс не заканчивается. Из разреза его везут на обогатительную фабрику. Здесь уголь проходит дополнительную обработку, дробится, сортируется. Фабрика позволяет улучшить качество отгружаемой продукции.
21. За качеством продукции и составом пластов следит углехимическая лаборатория.
22. Основные цели лаборатории - определение показателей качества и безопасности угля. Поступающие пробы сначала измельчают на пальчиковых истирателях до размера 0,2 мм, затем навески по 1 грамму отправляют в печи.
23. В зависимости от показателей устанавливается необходимая температура в печи и время нахождения образцов. Проба на золу проводится в течение 35 минут при температуре 815°С, проба на влагу в течение 5 минут при температуре 165°С, самое «горячее» испытание, на летучие вещества, проводится при температуре 900°С.
24. По потере веса определяются количественные показатели.
25. Отдельно проводятся дополнительные исследования, например, на содержание серы.
26. Также пробы проводятся для каждой партии отгружаемого угля. После отгрузки пробы хранятся во избежание необоснованных претензий со стороны потребителей.
По надписям на емкостях можно отследить географию поставок. Сейчас продукция разреза «Степной» поставляется по России, а также на экспорт в Польшу, Прибалтику, Китай и другие страны.
27. Завершает производственную цепочку отгрузка угля потребителям. Подача в вагоны ведется по конвейеру.
28. На разрез «Степной» приходит собственная технологическая железнодорожная ветка.
29. В сутки отгружается по три состава по 60 вагонов в каждом. Перед отправкой берутся товарные пробы, которые помимо собственной лаборатории подтверждаются независимой организацией.
30. Отсюда русский уголь отправляется по всей стране и по всему миру.
Выражаю благодарность компании
«Русский уголь», руководству разреза «Степной» и персонально Юрию Морозову и Вячеславу Солянкову за возможность ознакомиться с добычей угля. Желаю процветания и успехов в производственной деятельности!
Скоро отдельно расскажу про технику, которая работает в разрезе.
Также я есть
в фейсбуке,
твиттере и
в инстаграме.
Поделитесь ссылкой: