Цитадель Алеппо. Часть 7. О том, как первый воин джихада Занги воевал с христианами.

Apr 12, 2017 20:25


Имад ад Дина Занги зачастую называют самым первым воином священной войны с христианами и поборником объединения мусульманских государств ради неё. Боюсь разочаровать, но скорее, дело обстояло ровно наоборот. Занги стремился подчинить себе соседей под предлогом войны с неверными. Да и под "неверными" подразумевал конкретно латинян, которые являлись его конкурентами в борьбе за территории. Местные же православные, яковиты и прочие поначалу его не интересовали. Более того, те, в свою очередь, зачастую предпочитали жить под мусульманами и откупаться подушной податью (джизью), чем под католиками. Но со временем ситуация изменилась.



В 1142 году император Иоанн вновь засобирался в поход. Он отбросил рум-сельджуков, "проведал" Жослена II Эдесского, который поспешил подтвердить вассальную клятву, и вышел к стенам Антиохии. Так же император послал сообщение королю Фульку, что намеревается посетить святые места Палестины. Вместе с армией. Что неизбежно повлекло бы необходимость признания его верховенства. Крестоносцы сильно напряглись. Но в марте 1143 г. Иоанн случайно оцарапал стрелой руку на охоте и вскоре умер от заражения крови.


Король Фульк пережил его не намного. Если императора "убил" кабан, то причиной смерти короля стал заяц. В погоне за этим грызуном королевский конь споткнулся и выбросил седока из седла. Власть взяла в свои руки королева Мелизанда со своим четырнадцатилетним сыном Бодуэном.

Оба главных противника Зенги самоустранились. Более того, не руку ему играло и то, что с воцарением женщины, Антиохия полностью вышла из под контроля Иерусалима, а сам Раймунд Антиохский успел окончательно рассориться с Жосленом Эдесским. А тут ещё последний умудрился неосмотрительно оставить свой город.

Осенью 1144 года Зенги с армией двинулся на Диарбакыр, принадлежавший Кара Арслану. Скорость, с которой он в дальнейшем заключил с ним мир, заставляет подозревать то, что это изначально был отвлекающий манер. Даже если и нет - он сработал. Жослен вышел из Эдессы, чтобы под шумок оторвать сколько возможно от алеппских владений. И поплатился. Уже 28 ноября под стенами города уже стоял Занги. И если осаду в крепости Жослен мог себе позволить, то на столкновение в поле с мусульманской армией сил у него не доставало. И он вынужден был уйти в Турбессель. Рймунд Антиоский в помощи ему отказал, а армия Иерусалимского королевства собиралась и добиралась слишком долго.

Эдесса пала через четыре недели осады. Причём осада вовсе не была пассивным ожиданием сдачи. Город обстреливали семь баллист. Сапёры Занги подкопали стену и две башни и накануне Рождества обрушили их. Но за проломом обнаружилась новая стена, спешно возведённая осаждёнными. Однако, оборона бреши отвлекла все силы осаждённых и турки смогли проникнуть в город, перебравшись через стены. После чего началась паника. Толпа попыталась укрыться в цитадели, но её ворота были закрыты по приказу руководившего обороной архиепископа Гюга. Сам он оставался в городе и пытался восстановить порядок. В давке у ворот погибло так много людей, что когда архиепископ попытался вернуться в цитадель он не смог перебраться через гору трупов и был убит здесь же. Яковитский священник, командовавший цитаделью, сдался через два дня.

Все католики были согнаны в одно место и убиты, а их женщины и дети проданы в рабство. Латинские церкви в городе были разрушены. Местные же христиане армяне, греки и сирийцы были пощажены. Их церкви оставлены нетронутыми. Боле того, им было даже предложено вызвать своих единоверцев, чтобы снова заселить город.

Однако, надежды Занги не оправдались. Весной 1146 года армяне устроили заговор с целью свержение посаженного им наместника и возвращения в Эдессу Жослена II. Выступление было подавлено, заговорщики казнены, часть армянского населения выселена из города. И не их место "Украшение ислама" и "опора повелителя правоверных" (такими титулами наделил завоевателя Эдессы Багдадский халиф) поселил… других неверных. Новой его ставкой стали евреи, готовые с оружием в руках поддерживать мусульман в борьбе против христиан.

А католикам Антиохии пришлось бежать за помощью к православному правителю Византии, вассальной зависимостью от которого они так тяготились. Гордому князю Раймунду пришлось не коленях просить прощения у надгробия покойного императора Иоанна, прежде чем его преемник, Мануил, соизволил его принять. Войск не дал (сам в это время воевал), но обещал денег и военную поддержку позднее. Этого оказалось достаточно, чтобы удержать Занги от нападения на Антиохию и переключить внимание на Дамаск (вполне себе мусульманский).

Но и до него Занги не добрался. Во время осады в сентябре 1146 года крепости Калат Джабар на Евфрате (тоже, между прочим, принадлежащей вовсе не христианам) он был убит во сне собственным рабом. Франком по происхождению.

P.S. И вот тут уж мне никак не удастся выкрутиться и продеться, наконец-то, начать давно обещанный рассказ о Нур ад-Дине. Ибо именно сорвав кольцо с пальца умершего отца, он объявил себя правителем Алеппо.

P.P.S. Воспользовавшись смертью Занги, в октябре 1146 года, Жослен II предпринял попытку отвоевать Эдессу. Он связался с армянами и яковитами в городе и с их помощью сумел ворваться в город. Однако, цитадель устояла, а уже 2 ноября под стенами появилась армия Нур ад-Дина. Отряд Жослена попытался бежать, но был настигнут и перебит. После этого началась расправа над христианами Эдессы. На этот раз - без разбора конфессий. Они были перебиты, проданы в рабство или изгнаны из города. Древнейшая христианская община прекратила своё существование, а богатейший город пришёл в упадок.

Фортификация. Сводная запись темы (оглавление)

Крестоносцы, Война, Алеппо

Previous post Next post
Up