Мятеж 2-й Тульской бригады (Стрекопытовщина). Часть 2. Отступление в сторону фронта

Feb 19, 2017 09:59


Часть 1. Наступление в сторону тыла
Часть 2. Отступление в сторону фронта.

Тем временем советское руководство предпринимало меры к ликвидации мятежа и закрытию оголённого уходом 2-й Тульской бригады участка фронта. В Мозырь из Могилёва спешно отправился 3-й отдельный кавалерийский дивизион под командованием военного комиссара 8-й дивизии Батурина (прибыл на место 26 марта). Так же в Мозырь спешил отряд из Смоленска во главе с военным комиссаром Адамовичем.

В губернском Могилёве городе собирали силы для наступления на Гомель. Первым выдвинулся батальон ЧК. Следом за ним - курсанты командирских курсов, две роты 71 стрелкового полка, а так же сборный добровольческий отряд из коммунистов города. Все эти части выгрузились на станции Уза. Туда же подошёл приданный им бронепоезд и отряд из Бобруйска. Руководство ими приняло на себя командование Могилевских курсов. С востока вдвигалась Брянская дивизия. Из-под Почепа к Гомелю шёл самоорганизованный крестьянский отряд (62 человека).



Однако мятежники пока ещё чувствовали себя вполне уверенно. Вечером 27 марта они предприняли вылазку в сторону станции Уза, силами 2-го эскадрона 8-го конного полка при поддержке бронепоезда. Результатом стало пленение 200 красноармейцев, но дальше продвинуться не удалось.

Тем временем удалось распространить мятеж на достаточно важный уездный центр - Речицу. Точнее, это Речица присоединилась к мятежу. 26 марта советское руководство города эвакуировалось. Вакуум власти заполнил "Временный Комитет по управлению гор. Речицы и уезда". К восстанию примкнула и местная караульная рота, превратившись в "Речицкий отряд Российской Республики ".

Движение мятежа на запад, и вполне обоснованное предположение, что "стрекопытовцы" попытаются установить связь с войсками УНР, вынудило советское командование организовать заслон на пути к Калинковичам. Но, поскольку дополнительных сил взять было неоткуда, пришлось использовать для этого прибывший из Смоленска отряд Адамовича, усиленный переброшенным на левый берег бронепоездом. Лишившись своей главной опоры, оборона Мозыря рухнула и 27 марта город заняли петлюровцы. Отступая за Припять, красные разрушили за собой мосты.

Утром 28 марта 1919 г. к Ново-Белице подошла Брянская дивизия, развернула свою артиллерию и начала обстрел города (одним из результатов которого стал пожар во дворце князей Паскевичей, где находился штаб Стрекопытова). Батарея мятежников 4-х орудийного состава пыталась вести ответный огонь из парка при дворце. Но вскоре была сбита с позиций. Ещё два орудия прикрывали пешеходный мост через Сож. Пара орудий находились под Ново-Белицей.

Могилёвским и бобруйским частям предписывалось начать наступление с севера, в направлении Полесского вокзала, чтобы предотвратить эвакуацию на запад. В течение дня могилёвским курсантам удалось приблизиться к вокзалу на расстояние в две версты и закрепиться. Небольшой отряд достиг железнодорожной насыпи верстах в десяти западнее города и повредил рельсы. Ещё одной группе удалось просочиться к эшелонам и спровоцировать панику на вокзале. Более решительному продвижению мешало, как сопротивление противника, так и сомнения в лояльности солдат 71 полка и сорванная артиллерийская поддержка.

Тем не менее, и этих действий оказалось достаточно, для того, чтобы мятежники бросили идею удержания города, спешно оставили Гомель в ночь с 28 на 29 марта. Всю ночь продолжалась спешная погрузка имущества. Среди прочего в вагоны загрузили казну гомельского ревкома (14 миллионов царскими деньгами и "керенками").

Диверсия на путях сыграла свою роль. В остановившийся для починки пути состав въехал следующий следом эшелон. Несколько вагонов сошли с рельсов. Пришлось руками оттаскивать их и сбрасывать под откос, но в итоге движение к утру всё же удалось восстановить.

На рассвете разведке могилёвских курсантов удалось захватить только последний эшелон, уже стоявший под парами.
Двигаясь дальше, вдоль железнодорожных путей, курсанты наткнулись на груду изуродованных трупов. Это оказались тела наиболее активных коммунистов из числа пленённых в "Савойе" (председатель ревкома С.Комиссаров, председатель уездной ЧК И.Ланге, всего 15 человек) расстрелянных "стрекопытовцами" перед эвакуацией.

Отступив в Речицу, Стрекопытов распорядился взорвать за собой мост через Днепр, но приказ так и остался не выполненным. Но командование "1-й армии Русской Народной Республики" сейчас больше интересовало не организация обороны по рубежу Днепра, а скорейший прорыв на соединение с войсками Петлюры. 30 марта «стрекопытовцы» с боем заняли разъезды Нахов и Голевицы, до Калинковичей осталось 10 вёрст. Однако дальше оборона красных, поддержанная бронепоездом, оказалась мятежникам не по зубам. К тому же в это время стало известно, что переправы в Мозыре больше не существует и прорываться некуда. Другой бронепоезд нагнал эшелоны бригады с тыла. Ловушка захлопнулась.

Пришлось бросить вагоны с имуществом и 12 оставшихся орудий и только с личным оружием уходить на лошадях и пешим порядком к переправе у Барбарово (ниже по течению). В течение всего дня 1 апреля 1919 года на небольших лодках, вмещавших 3-4 человека, остатки тульской бригады (от 3 до 6 тысяч человек по разным данным) переправились через разлившуюся в паводок Припять, и перешли к петлюровцам. Около тысячи человек при этом взяты в плен.

В дальнейшем Стрекопытов воевал против Красной Армии не стороне войск УНР (под Новоград-Волынским). Потом, в середине мая 1919 г., перешёл к полякам под Ровно, был вместе с отрядом разоружён и помещён в Брестскую крепость. Летом из "стрекопытовцев" сформировали 1-й Тульский полк, переправленный в Эстонию для действий в составе Северо-Западной армии генерала Юденича. После провала наступления на Петроград остатки армии интернированы в Эстонии. По окончании войны жил в Талине, участвовал в деятельности "Союза русских эмигрантов". После включения Эстонии в состав СССР арестован и расстрелян 5 апреля 1941 года.

Мятеж 2-й Тульской бригады представлял опасность не столько сам по себе (всё-таки для этого периода бунты частей не были редкостью), сколько, как возможный детонатор и центр концентрации подобных выступлении. Особенно опасным мог стать переход на сторону "Народной Российской Республики" частей, направленных на её ликвидацию. Тем важнее было ликвидировать угрозу в максимально короткий срок.

Косвенным результатом мятежа 2-й Тульской бригады стало занятие войсками УНР Мозыря.

Ещё одним косвенным следствием мартовских событий называют перенос губернского управления из Могилёва в Гомель, как требующий более пристального внимания. Однако, если "стеркопытовщина" и повлияла на это решение, то была отнюдь не единственным фактором. Напомню, что создание Гомельской губернии предполагалось ещё в декабре 1918 при учреждении ССРБ.

Гражданская_война, Украина, Гомель, Россия, Мозырь, Речица

Previous post Next post
Up