Цитадель Алеппо. Часть 2. В ожидании крестоносцев.

Feb 03, 2017 20:04


После частей 1, 2 и 0 логично ожидать 3, ан нет - будет снова 2. Решил всё же уделить внимание Нур-ад-Дину, так как именно к его правлению относится сооружение рва вокруг цитадели. Да и как же игнорировать событие, кардинально перевернувшее ситуацию в регионе - первые крестовые походы.



В представлении европейского обывателя воины Христа сражались против некого единого мира арабов-сарацин. Между тем, арабы (в лице Фатимидского халифата) во время первого похода готовы были выступить союзниками крестоносцев. Ибо видели в них не столько угрозу, сколько силу, способную остановить экспансию турок-сельджуков. Успевших хорошенько вломить и фатимидам и христианской Византии и оторвать серьёзные куски от обеих империй.

Откуда же взялась эта напасть? Сельджуки выделились из конгломерата тюркоязычных племён, известных под общим названием "огузы". Нынче потомков огузов мы знаем, как турок, туркмен и азербайджанцев. А в те времена на Руси этот народ знали, как печенегов.


Род Сельджука ибн Докака поселился в середине X века на Сыр-Дарье. Объединив часть огузских племён потомки Сельджука двинулись на Хорасан, положив начало завоеваниям. За последующие пятнадцать лет (между 1040 и 1055 годами) Тогрыл Бек покорил Хорезм, Курдистан, Иран и Ирак и из родового вождя превратился в эмира, а затем и в султана Рукн ад-дунйа ва-д-дина Тогрыла I - первого из "Великих Сельджуков". При его приемнике Адуд ад-даула Алп-Арслане (1063-1072) разгромлена армия "ромеев" при Манцикерте (1071) и почти вся Малая Азия отошла к сельджукидам. Он же присоединил к своей державе Армению. Джалал ад-даула Малик-шах I (1072-1092) подчинил Грузию и государство Карахнидов в Средней Азии. И захватил Иерусалим. Если прибавить, что сельджуки исповедовали ислам суннитского толка, то становится окончательно понятно отношение к ним шиитов-фатимидов и попытка вступления в сговор с христианами - мы столько лет культурно резали друг-друга, а тут пришли какие-то дикие варвары…

Но не стоит думать, что крестоносцам предстояло встретится с непобедимой всесокрушающей турецкой ордой - там тоже дела обстояли не лучшим образом. Малик-шах наплодил сыновей, которые после его смерти затеяли обычную в таких случаях делёжку власти территорий. Всё-таки турки-османы позже поступали с избытком наследников гораздо разумнее. Хоть и жёстче.

Первым султанский тюрбан примерил Насир ад-дин Махмуд I. Ну, как "примерил"… номинально. Исполнилось султану на тот момент четыре годика и был он младшим из четырёх сыновей Малик-шаха. Просто маман Тархан-хатун попыталась провернуть то, что в русской истории удастся Софье Палеолог - посадить на престол своего отпрыска в обход законных наследников. Но в этот раз номер не удался. Вскоре в государстве объявился второй султан - старший сын Малик-шаха, Баркиярук. Армия Тархан-хатун была разбита, сама она, и её сын вскоре умерли. Источник смуты исчез, можно расслабиться?

Не тут-то было. Родственничков-то осталось ещё много. Разлюбезный дядюшка Татуш, к этому времени прибрал к рукам Сирию и тоже решил стать самостийным султаном. И вот тут мы, наконец-то, возвращаемся к теме повествования - к Алеппо/Халебу. Атабеком в городе сидел тогда Ак-Сункур. Поставленный на эту должность в 1086 году ещё Малик-шахом, в последовавшей междоусобице он встал на сторону Баркиярука. Татуш, немало удивлённый "изменой", взял Халеб и атабека казнил. В 1095 г. Татуш был разгромлен и убит, но тогда Баркияруку было не до Сирии (как раз отложился Хорасан) и он оставил её сыновьям покойного Дукаку и Ридвану. Первый сел в Дамаске, второй сел в Халебе. Под шумок их драки от сирийского султаната обособился атабек Антиохии Яги-Сина.

Тут-то как раз и пожаловали крестоносцы. К осени 1097 г. они осадили Антиохию. Яги-Сиана обратился за помощью к соседям. Преданный им всего год назад Ридван просьбу проигнорировал, а вот Дукак засобирался в поход. К нему примкнул и эмир Хомса Джана ад Даула. Однако в битве у города Альбара 31 декабря их армии потерпели поражение от "фуражной" экспедиции крестоносцев. Правда и христианам, в силу значительных потерь, пришлось вернуться в оголодавший лагерь без продовольствия.

Видя паршивое развитие ситуации, Ридван отложил в сторону прошлые обиды и в феврале 1098 г. тоже отправился выручать осаждённых. Получилось у него плохо. 8 февраля в битве у Железного моста конница Боэмунда Тарентского буквально растоптала его армию. Единственный результат экспедиции состоял в том, что христиане захватили обильные припасы.

Тогда Яги-Сиан адресовал крик о помощи к султану Баркияруку, который послал ему на выручку армию, под предводительством атабека Мосула Кербоги. К Кербоге присоединились и войска Дукака и Ридвана. Щекотливость ситуации состояла в том, что Кербога раньше служил у Ак-Сункура и, после взятия Халеба Татушем, чуть не лишился головы вслед за хозяином. Да и Мосул он отжал себе всего два года назад. У сыновей Татуша были веские основания полагать, что после победы Кербога и ими займётся. Но до этого дело не дошло. Потеряв время под станами Эдессы, Кербога к Антиохии опоздал - крестоносцы уже вошли в город (оборонялась только цитадель), а в битве под стенами города потерпел сокрушительное поражение. Причём, одной из причин неудачи стало бегство с поля боя Дукака Дамасского, решившего, что будет нужнее в своих владениях.

Антиохия пала, а крестоносцы пошли дальше, на Иерусалим, что к сельджукам уже не имело отношения, так как два года назад фатимиды отбили его. И теперь именно им предстояло оборонять город от своих несостоявшихся союзников-христиан.

Сельджуки же продолжили внутренние разборки в итоге которых север Ирана достался братишке Санжару (Муизз ад-дин Санджар), а запад Ирана, Ирак и Сирия - братцу Мухаммаду.

Вы спросите, а где же упомянутый в самом начале Нур-ад-Дин? Он ещё не родился. К чему тогда был весь этот рассказ? А помните атабека Халеба Ак-Сункур? Это его дедушка. Но эту историю, я , уподобясь Шахерезаде, пообещаю рассказать в следующий раз.

P.S. Вот читаешь про отношения в семье султана в 1097 году и думаешь - редкостный гадюшник. Не то, что у нас... под этим годом как раз Давыд Игоревич (Волынский) ослепил Василько Ростиславовича (Требовальского), что дало старт очередной междуусобице...

Крестоносцы, Война, Алеппо

Previous post Next post
Up