Назад в СССР?

Mar 13, 2016 22:18

Оригинал взят у mir_mag в Назад в СССР?


Нет. Это не о том, что вы подумали. Давайте порассуждаем на тему воссоздания Ту-160 в ипостаси Ту-160М2.
В какой то мере Ту-160 один из современных символов как СССР, в котором родился этот самолет, так и нынешней России, которая этот самолет сохранила, эксплуатирует и, как написал выше, собирается производить его вновь.

1.Начнем с одного интересного тезиса. Тезис заключается в том, что Россия за 20 с хвостиком лет потеряла время в военном самолетостроении и вынуждена возвращаться к наследию СССР в области вооружений. При первом рассмотрении тезис бесспорный. Но именно лишь в первом рассмотрении.
На самом деле в этой области после распада СССР застой наблюдался у всех производителей военных бортов. Запас конструкторской мысли и количества позволил особо не беспокоиться о воспроизводстве новой техники никому - ни Пентагону, ни военным ведомствам других стран. Принципиально новых боевых самолетов за время после середины 90-х создано совсем немного. Ф-35 вряд ли можно считать достижением. По большим ударным самолетам картина была еще хлеще. США и СССР. Всё - других нет. Поэтому считать проблему временнОго разрыва как откат назад, можно весьма с натяжкой. Не было нужды по большому счету. Стояли несколько другие задачи у всех.
Последние пара лет актуализировала эти вопросы. И выяснилось, что не #всёпропало. Что Россия жива и умеет делать самолеты. Начали с "маленьких" . Пришло время "больших". Большие - это ПАК ТА и ПАК ДА.

2. Немного в стороне оставим ПАК ТА. Остановимся на комплексе для Дальней Авиации.
Анонсировано создание как обновленного Ту-160, так и ПАК ДА. (Перспективный авиакомплекс дальней авиации.) Где логика в двух машинах? А логика самая прямая.
Цикл воссоздания ранее производившегося и цикл создания нового самолета все-таки отличаются во времени. Т.е. Ту-160 просто может решить насущные проблемы обороноспособности страны раньше ПАК ДА . Это только один из факторов. Второй фактор это все -таки разные концепции. не могу говорить окончательно, но похоже на то , что ПАК ДА это дозвуковая платформа различных ракетных комплексов, способная находится в воздухе длительное время. Эдакий новый Ту-95 с новейшими ракетами с большими радиусами . Ту-160 это сверхзвуковой гигант. Соответственно расширяется палитра возможностей данной пары самолетов. Ну и третий фактор - Ту-160 обеспечивает эволюционность технологий для производства ПАК ДА.

3. При всем при том Ту-160- это советский самолет. И за 25 лет законы аэродинамики остались прежними . Что поменялось качественно ?
Качественно поменялись три важнейшие вещи .
- Материалы . В частности для планеров нашли применение композиты. В двигателестроении - жаропрочные и жаростойкие материалы.
- Электроника. Парадокс в том , что меняя каждые 5 лет домашний компьютер , мы не задаемся вопросом , а как там у военных? У военных прорыв на этом поприще. Российский КРЭТ - флагман. Антенны, системы позиционирования , системы РЭБ - это просто другой порядок реальности по сравнению с временами Союза.
- Системы проектирования. Применение вычислительных мощностей и новых алгоритмов само по себе фактор влияющий на итоговые характеристики летательных аппаратов. Будь то прочностные расчеты, будь это аэродинамика, Будь проектирование двигателей.
В итоге.
4.Что мы имеем в результате появления нового Ту-160М2?

А имеем мы следующее



-Системы вооружения. Не заглядывая в справочники копаюсь в памяти. Ту-160 самый большой ракетоносец в мире. 2 огромных отсека для вооружения .
Сейчас в рамках Сирийской операции применен новый комплекс х-101 (102). Как и любое боевое применение новых систем, оно выявляет недостатки, которые устраняются в процессе дальнейших доработок. Соответственно на ПАК ДА будет возможность ставить апробированные системы.
При этом на новых Ту-160 планируются новые (гиперзвуковые?) ракеты. Одним словом, сам ракетный комплекс далеко уже не советский.

- Применяемые материалы в планере . Прежде всего композиты. Элементы планера, крыла, управления - будет широкое применение. Что приятно, что КАПО-Композит уже дает первую продукцию для гражданского МС-21. На Ту-160 будут элементы. А на ПАК ДА широкое применение .
В итоге это приводит к значительному улучшению характеристик дальности, грузоподъемности и радионезаметности.

- Электроника от КРЭТ. Ту-160 по сути не имеет ограничений по грузоподъемности и объемам для электроники нового поколения. В итоге будет не просто сверхзвуковой бомбардировщик. Будет одновременно и комплекс РЭБ, и элемент боевого управления, встроенный в сетецентрическую систему. Эдакий ретранслятор - командный пункт. Во времена СССР, как пример, полки дальней авиации имели 2 эскадрильи ракетоносцев и одну отдельную эскадрилью РЭБ, которая НЕ несла вооружения, а обеспечивала радио-электронное подавление средств ПВО противника. Как говорится, почувствуйте разницу. Это, на самом деле, принципиальное отличие от прежнего "Белого Лебедя."

- Двигатели. Здесь есть тонкости. Планируется прежний проверенный НК-32, который производится в Самаре. Не спешите кричать -фсёпропало.



Двигатели больших тяг для сверхзвуковых скоростей - это реально сложное изделие . Применительно к этому двигателю первые серии имели ресурс до ремонта 50 часов , да и то не все выхаживали . Если углубиться в инженерные дебри, то сложно обеспечить устойчивость от вибрации вала длиной 7 метров и диаметром 10 сантиметров. А это для данной конструкции характерная особенность (двигатель трехвальный). Поэтому отработанный двигатель разумное решение. Плюс данный двигатель вполне реально устанавливать на Ту-22МЗ вместо НК-25 . Тем самым решается вопрос ресурсов еще на один самолет Дальней авиации . Поэтому низкий поклон всем , кто проектировал и создавал это чудо инженерии. Какой двигатель будет на ПАК ДА. Пишут опять же о НК-32. Хотя если речь идет о дозвуковом самолете, то вполне себе допускаю двигатель на основе газогенератора ПД-14.

5. Производственная база для Ту-160М2.
Казанский авиазавод имени Горбунова. Реально или нет там начать производить новый самолет?
Заключен контракт на модернизацию Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова
«В ходе техперевооружения предстоит обновить порядка 40% оборудования цехов основных производств: агрегатно-сборочного, заготовительно-штамповочного и других, необходимо строительство ангаров на аэродроме. В истории завода сравнимые по масштабу инвестиции делались несколько десятков лет назад, в советское время.
В результате модернизации мы получим, по сути, новый завод»
«Ту-160М2 - это самый сложный проект с точки зрения задействованных технологий, кооперации, интеллектуальных ресурсов за всю постсоветскую историю российского авиапрома»
http://www.sdelanounas.ru/blogs/75125/#cut
В итоге имеем удобная площадка для производства ПАК ДА, включая оснастку, кадры и технологические цепочки.



6. В итоге Ту-160 М2 по словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова обладает боевой эффективностью в 2.5 раза выше прежнего Ту-160. Опять же поясню. Боевая эффективность - это измеряемый показатель, который зависит от многих факторов. На пальцах - для выполнения боевой задачи было необходимо 5 Ту-160. Станет достаточно 2 Ту-160М2. Здесь важно и количество вооружения, и вероятность прорыва ПВО, и т.д. и т.п.
При этом Ту-160М2, опираясь на достижения СССР, наполняет их новыми возможностями и одновременно служит полигоном новых технологий для будущего ПАК ДА.
В этом смысле Ту-160 - это не назад в СССР. Это мост от СССР через современность к России будущего.
Как то так.
С уважением ко всем - Мирмаг

Авиация

Previous post Next post
Up