Операция "Cottbus". Часть 2. Разгром Борисовско-Бегомльской партизанской зоны.

Nov 21, 2015 10:15


Приказ о проведении операции фон Готтберг подписал 15 мая 1943 г. В партизанских мемуарах начало "Коттбуса", зачастую, относят на апрель. Формально это не так, но подготовка операции уже шло вовсю. В том числе она включала отдельные броски для занятия выгодных позиций для последующего наступления.

План операции "Cottbus"



Оно началось 20 мая 1943 г. Тут же обнаружилось, что лёгкой прогулки у карателей не получится. В первый же день наступления 600-й казачий полк, наступавший западнее дороги Плещеницы-Бегомль попал в засаду и понёс потери.

Ещё больше досталось 2-му полицейскому полку СС, наступавшему с севера на Березино. Вначале ему сопутствовал успех - удалось отбросить бригаду им. Доватора из Лесин, выбить железняковцев из Эржеполья. Тем неожиданнее и эффективнее оказался удар подвижного резерва бригады в тыл полка. Доносили о полном уничтожении двух батальонов противника. Что, скорее всего, преувеличение. Но Готтберг впоследствии признавал, "2-й полицейский полк СС попал в тяжелое положение, и если бы не хладнокровие командира полка, неизвестно, чем бы все закончились". Непосредственным результатом боя стало отступление немцев из Лесин.

Подобная тактика срабатывала и позднее. 1 июня наткнулся на партизан в собственном тылу штаб оперативной группы Дерливангера. Дело дошло до рукопашной. Скорее всего, этим "приключением" Дерливангер обязан бойцам бригады "Народные мстители".

По мере отступления в тылу врага активизировались заранее оставленные 56 диверсионных групп (общей численностью около 300 человек).

Однако, несмотря на отдельные успехи, ситуация для партизан ухудшалась. Уже 28 мая немцы были в Бегомле (то есть советская власть в городе продержалась 5 месяцев). Кольцо постепенно сжималось. Бригады оказались лишены маневра. Дальше медлить с прорывом было нельзя.

13 июня из окружения вырвался отряд под командованием Корнийца (помните группу украинцев, перебежавшую к партизанам после взятия Бегомля в декабре 1942 г.?). На 14-е намечался общий прорыв на запад. Но тут сыграла роль главная проблема партизанских зон - уязвимость местного населения. На "милость победителя" уповать не приходилось - только Дирливангер отчитывался по итогам операции о сожжении 39 деревень и уничтожении 14 000 человек. Естественно, что под угрозой немецкого неступления люди снимались с мест и уходили вглубь партизанской зоны в леса и болота. К концу первой декады июня в домжерицком болотистом массиве скопилось большое количество мирного населения. И Борисовский межрайонный комитет партии приказал отменил прорыв и приказал бригадам обеспечить прикрытие района.

Решение совершенно оправданное с человеческой и политической точки зрения, но крайне ущербное в военном отношении. В итоге бригады «Дяди Коли», «Железняк», им. Кирова, отряды «Смерть фашизму», «Гвардеец», «За Родину», «Борьба», им. Калинина оказались зажаты в "котле" южнее шоссе Бегомль-Лепель именно то, чего и хотел добиться фон Готтберг. Оставалось дробить и уничтожать. Болота сами по себе не могли защитить от авиации и артобстрела, да и от наступления тоже. Немцы медленно, но неотвратимо продвигались вперёд, прокладывая новые дороги. К 18 июня они рассекли болотный массив ударом вдоль большака Городенка-Подстрежье-Селец. Несмотря на ожесточённое сопротивление партизан, кольцо сжималось.

Фрагмент карты OKH от 19.06.1943 г.



В ночь на 19 июня, межрайком изменил решение и отдал приказ о прорыве. В новой обстановке прорыв в леса у озеру Палик обошёлся очень дорого. Согласно отчёта Готтберга от 23 июня 1943 г. потери партизан за время проведения операции составили 6087 человек убитыми в бою, и 3709 - расстрелянными. Вероятно, имеются в виду именно партизаны, так как счёт потерь среди населения гораздо выше (об этом поговорим отдельно)

Трофеи составили: 20 орудий калибра 76,2, девять противотанковых орудий, одно зенитное орудие, 18 минометов, 30 станковых пулеметов, 31 ручной пулемет, 903 винтовки, 16 противотанковых ружей, 13 пистолетов, 11 винтовочных прикладов, семь винтовочных стволов, уничтожен один самолет и 50 планеров. Захвачено сельскохозяйственных продуктов: 3262 коровы, 2182 овцы, 904 лошади, 153 свиньи, 1618 кож разных животных, 684 тонны зерна, 24 тонны картофеля, 38 центнеров льняного семени, 70 центнеров муки, три центнера шерсти, два мешка льна, два мешка льняной пряжи.

Собственные потери, согласно того же отчёта Готтберга: немцы - убито пять офицеров, в том числе командир батальона, 83 унтер-офицера и рядовых. Ранено 11 офицеров, в том числе два командира полка, 374 унтер-офицера и рядовых, трое пропали без вести.

Со своей стороны только командование бригады "Железняк" отчиталось об уничтожении около 800 гитлеровцев, 4 единиц бронетехники, подрыве 7 эшелонов и захвате 1690 единиц разного оружия.

Естественно, обе стороны привирают. Бесспорно то, что партизанскому движению был нанесён серьёзный урон. Немцам удалось восстановить движение по шоссе и начать строить узкоколейную железную дорог от станции Парафьяново на Лепель. Борисовско-Бегомльская зона была разгромлена, но…

24 июня 1943 года (на следующий день после того, как фон Готтберг представил свой отчёт о результатах "Коттбуса") бригада "Железняк" вновь заняла Бегомль. Готтберг выиграл сражение, но не выиграл войну. Партизанские соединения были сильно потрёпаны, но не уничтожены. Так что восстановление зоны было лишь вопросом времени.

Великая Отечественная, Карта, Докшицы, Бегомль, 2_Мировая

Previous post Next post
Up