Боюсь, факт существования в Жодино краеведческого музея является неожиданностью не только для потенциальных туристов, но и для многих жителей города. Между тем, он официально функционирует с 24 июня 2008 г., работы же по организации начались ещё в 1999 г. Другое дело, что до недавнего времени музей находился на "подпольном положении". Принимал экскурсии в своём филиале в доме-музее Куприяновой, устраивал выставки в разных местах города, но к себе не пускал - в бывшем здании Совета Депутатов (
микрорайон ГРЭС, ул.
Куприянова 15) шёл капитальный ремонт.
Однако, ремонт окончен и 3 июля прошлого года музей открылся для посетителей. Точнее, половина музея - на данный момент доступна лишь часть экспозиции, посвящённая истории Жодино до 1941 г. Вторую часть ещё только предстоит создать. Пока же дополнительным развлечением служит выставка "
Мир природы", фотографии которой я выкладывал на днях. Кроме того, в фойе первого этажа ко дню музеев была развёрнута выставка экспонатов из фондов музея и частных коллекций. Об этом я расскажу отдельно. Сейчас же речь пойдёт об основной экспозиции.
Почётное место в ней занимает бюст основателя Жодино
Богуслава Радзивилла. Персонаж редкостный - князь, лютеранин, писатель, архитектор, дуэлянт, солдат и изменник (что не помешало ему окончить жизненный путь депутатом сейма). Участвовал в осаде Бреды голландцами, во французской армии дослужился до полковника, сидел (целый день) в Бастилии, возглавлял польскую королевскую гвардию, был великим конюшим ВКЛ, бился с казаками Хмельницкого, подписал шведско-литовский союз, стал фельдмаршалом Швеции и генерал-губернатором герцогства Прусского. Написал ряд церковных гимнов и автобиографию. Свободно владел латынью, немецким, французским и польским. В общем - являл яркое подтверждение тезиса о том, что дворянство не имеет национальности.
Идея воздвигнуть памятник возникла лет пятнадцать назад. Проводился конкурс проектов, который выиграл Михаил Концевой. Бюст сначала предполагалось установить возле Дворца Культуры, потом на месте развалившегося монумента Ленину на площади перед зданием музея.
В итоге он оказался внутри. Зато появилась улица "Богуслав Поле" (первое название слободы, ставшей впоследствии Жодино). Самое же важно, горожане наконец-то запомнили имя основателя города. И перестали плодить
нелепые легенды.
По одной из них местечко основал в 1812 г французский генерал де Жодинэ, отпустивший на этом месте пленных русских солдат. По другой - тоже француз, но раненый и осевший здесь жить. Легенды - легендами, но французы тут действительно шастали и основательно разорили местечко. Боевых действий непосредственно в Жодино не было, но рядом Березина - я езжу купаться туда, где переправлялся Наполеон.
Войны, конечно, яркие, но короткие эпизоды в истории. В мирное время местечко жило крестьянским трудом. Хотя место не слишком способствовало - суглинистая почва давала урожай похуже, чем в соседних деревнях.
Однако, выгоду приносило расположение на оживлённом Борисовском тракте. К тому же в 1795 в Жодино появилась
почтовая станция.
Другим источником дохода служила заготовка леса и столярный промысел.
Боевые действия Первой Мировой войны до Жодино не дошли, но в феврале 1918 г., практически без сопротивления, немцы продвинулись до Орши.
На память от них остался вот такой "восточный рубль" образца 1916 г.
В декабре немцы так же без боя ушли, но уже в августе 1919 г. пришли поляки. В итоге, в 1921 г., по результатам рижского мирного договора, Жодино оказалось по советскую сторону границы.
В 1929 г. создан колхоз «Чырвонае Жодзіна». Помимо сельского хозяйства в местечке имелись кузница, электростанция, две мельницы, лесопилка, столярная мастерская.
Работали ясли, школа-семилетка (с 1936 г. - десятилетка) , школа фабрично-заводского обучения (ФЗО).
Важную роль играла железная дорога. Как широкой колеи (с 1871 г. в Жодино действовала
станция Московско-Бресткой (Александровской) железной дороги), так и узкой (
лесовозная линия с 1922 г.,
линия снабжения строительства северного фаса Минского укрепрайона с 1933 г).
В этой рамке можно увидеть оригиналы двух фотографий, которые я уже представлял. Это узкоколейный
паровоз Тип 159 и
мотовоз Plymouth DHD.
Увы, на этом экспозиция обрывается. Остаётся ждать открытия второй части - рассказа про Великую Отечественную, про ГРЭС, про БелАЗ. И тогда краеведческий музей сможет стать хорошей альтернативой малодоступному
музею Белорусского автозавода. Да, расположен он на отшибе, зато не отгорожен проходной. Цена посещения чисто символическая: 6 тысяч белорусских рублей со взрослого, 4 - с ребёнка (40 и 27 центов, соответственно). Экскурсия - 30 тыс. (2 $). Правда, на выставку "
Мир природы" отдельный билет, но такой же дешёвый.