Военно-морской музей Варны. Часть 10. Немного об амфорах. якорях. бронзовых пушках и... Цусиме.

Oct 02, 2014 21:36


Хотя возраст болгарского флота насчитывает чуть больше века, это вовсе не означает отсутствие в музее гораздо более старых экспонатов. Благо, прибрежные воды активно использовались мореплавателями ещё с античных времён. И, к несчастью для них, но к удаче археологов и дайверов, далеко не весь груз благополучно достигал цели.



Кстати, небольшая подвальная комната, оформленная под морское дно, осталась самым ярким впечатлением для детей.

А вот кое-что из "улова"







Ойкумена когда-то имела весьма скромные размеры.



Якоря на все вкусы и возможности









Пара корабельных орудий XVI века и венецианская пушка XVII-го.



А это макет пушки времён Крымской войны.



Пара настоящих лежит на открытой площадке.



Там же можно увидеть турецкую мортиру 1773-1774 г.г.



И ещё несколько различных орудий.





Не обошлось в экспозиции без ростральных фигур. Они не настолько древние, как кажется на первый взгляд. Конец XIX - начало XX века.



Эта - с греческого корабля, название которого я не воспроизведу.



Голова беркута - с русской яхты "Колхида". А фигура со львами - с княжеской яхты "Александр I"



Заказал её постройку во Франции в 1883 г. Александр Конкевич, командир дунайской флотилии (флота Болгария на тот момент ещё не имела) и капитан-лейтенант… русского флота. Впрочем, ничего удивительного - и матчасть и офицерский состав новорожденной флотилии предоставила Россия.

Болгарии достались отмобилизованные на чёрном море для русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. пароходы, и переброшенные с Балтики по железной дороге катера. 31 июля 1879 г. в Рущуке были торжественно подняты болгарские флаги на кораблях "Горни Студень", "Взрыв", "Породим", "Опыт", и катерах "Бавария", "Мотала", "Ракета", "Олафчик" и "Фардинг". Морскую часть составили шхуна "Келасуры", катера «Варна» и «Птичка» (все в Варне).

Александр Конкевич командовал флотилией до 1883 г., когда был уволен со службы в звании капитана 2-го ранга. По одной версии - из-за злоупотреблений. По другой - из за ряда критических статей о ходе русско-турецкой войны. Место командующего в течение месяца замещал лейтенант М.Я. Бал. А вот за тем руководство флотилией (а, заодно, и княжеской яхтой) принял персонаж в будущем весьма известный. Правда, со знаком минус. Зиновий Петрович Рожественский. "Соавтор" цусимской катастрофы.
Но в историю болгарского флота он вошёл молодым активным офицером, написавшим устав и основавшим… военно-морской музей.
При нём болгарам передали миноноски "Черепаха" и "Бычок". Вели переговоры о поставках более крупных кораблей, но…

Присоединение 6 сентября 1885 Восточной Румелии вызвало не только обеспокоенность Австро-Венгрии и войну с Сербией, но и отзыв всех российских военнослужащих. В результате в Болгарской армии и на флоте не оказалось офицеров старше капитана.

Началось охлаждение отношений. В отношении флота это привело к засилью в руководстве французов. Что сказалось на политике пополнения корабельного состава. От получения старых русских кораблей отказались в пользу заказа постройки новых во Франции. Это, несомненно, хорошо сказалось на качестве. Но основательно влетело в копеечку казне и стало причиной ряда крупных коррупционных скандалов. Вплоть до того, что в 1908 г. в Национальном Собрании поднимался вопрос о ликвидации флота вообще.

Кстати, будущий командир дивизиона закупленных во Франции миноносцев, Дмитр Добрев, усел послужить под началом Рожественского и в русском флоте. В 1905 г. он участвовал в Цусимском сражении в качестве артиллерийского офицера на крейсере "Дмитрий Донской".

Да, яхту "Александр I" затопили 2 июля 1913 г. во время проигранной вчистую 2-й Балканской войны. Правда, потом подняли. Но лишь для того, чтобы списать в 1914-м.


Варна, Флот, Музей

Previous post Next post
Up