К середине июня 1919 г. Красная Армия продолжала успешное наступление на Украине. Территория, контролируемая Директорией УНР, сократилась до узкой полосы между реками Стар и Горынь. Но на других фронтах дело для Советов обстояло гораздо хуже. Деникин занял Донбасс, Северо-западная армия генерал-майора Родзянко подошла к Петрограду. 13 июня вспыхнул
(
Read more... )
Не будет преувеличением, если я скажу, что белорусское национальное движение в ту пору было слабеньким и при том еще концентрировалось в районе Вильни-Гродны-Минска, т.е. географически в значительной мере покрывалось литовскими аппетитами.
Вопрос следующий и двоякий:
1) как белорусская интеллигенция относилась к перспективе вхождения их вотчины в состав независимой Литвы, как литовской национальной республики, без восточных губерний? Каким она там видела свое место и место белорусского народа в таком государственном образовании?
2) каким видела место белорусского народа в такой вот Литве на 4 губернии (где белорусов была половина) литовская интеллигенция? Как относилась к белорусскому языку? Что думала о восточных губерниях? Существовали ли какие-то дуалистичные идеи?
Вопрос, конечно, антиисторический, но все же интересны какие-то реальные тезисы и цитаты, которые реально могли на что-то повлиять, если бы история повернулась как-то иначе
Reply
На счёт восточных губерний литовцы явно не были заинтересованы. Они и на Виленщине большинства не имели, так что могли попросту раствориться. По большому счёту их даже не вся Виленщина интересовала - Дисненский и Вилейский уезды готовы были исключить. Гораздо интереснее им был Мемель, может быть Гробин или Иллкуст.
Reply
Leave a comment