20 июля (1 августа) 1812. Результаты сражения при Клястицах

Oct 03, 2022 23:40


"Удивительно, что в продолжение одного дня обе стороны попеременно сделали ту же самую ошибку. Сперва генерал-майор Кульнев, влеченный запальчивостью своей, завязывает дело с главными силами неприятельскими, забыв о том, что не может быть поддержан графом Витгенштейном, оставшимся в 25 верстах позади. Поражение российского авангарда, бывшее следствием сей неосторожности, кажется, долженствовало бы предостеречь французов от ошибки того ж рода; несмотря на сие маршал Удино, повторяя маневр, погубивший Кульнева, послал генерала Вердье за Дриссу, между тем как сам спокойно остался на левом берегу сей речки, а Вердье, столь же неосторожный, как и маршал, так сказать, с закрытыми глазами наткнулся на главные силы Витгенштейнова корпуса. Одинаковые причины необходимо должны произвести и одинаковые следствия. Вердье претерпел столь же совершенное поражение, как и Кульнев. Однако ж при этом должно заметить, что российского генерала еще скорее извинить можно, нежели французского. Главные силы корпуса маршала Удино были разбиты 19 июля, и Кульнев мог предполагать, что беспорядок, в коем найдет он неприятеля, заменит недостаток числа российских войск. Напротив того, французы 20 числа одержали поверхность только над авангардом, поражение коего не могло иметь влияния на дух главного корпуса графа Витгенштейна, и следовательно, они должны были ожидать, что найдут его в готовности встретить их."

(подпоручик Свиты Е. И. В. по квартирмейстерской части
Дмитрий Петрович Бутурлин





или открыть полную карту 3600х3900 в новом окне

Интересно, что командующий 2-го армейского корпуса маршал Удино в своём донесении красочно расписывает разгром русского авангарда, но скромно умалчивает о судьбе собственного:

«…Ваше сиятельство знает, что я воздерживаюсь от всяких бесполезных жалоб. Но я не могу скрыть от вас, что вчера, преследуя противника, я опасался в одно мгновение потерять выгоды дня. Плохое питание людей делает их столь слабыми и столь немощными, что малейшая работа быстро их подавляет. К концу дня не только ослабевает пыл войск, но я замечаю, что все они становятся отстранёнными и это заставляет меня отвести их за Дриссу. С другой стороны, лошади изнурены, и будет необходимо дать им немного отдыха; эти соображения и новость, которую мне доставили, что противник, изменив план, пытается маневрировать в моём тылу и отрезать от мостов на Двине, вынудили меня вновь приблизиться к Полоцку».

Вот так - русских побил, преследовал, но пыл ослаб и решил отступить к Белому (а на следующий день - вообще к Полоцку).

Какие потери понесли авангарды в этот день доподлинно не известно. Никто войска каждую ночь не пересчитывал - не до того было. Удино докладывал о захвате 14 орудий и около 2 тысяч пленных. «11-й бюллетень Великой армии» сообщал о «3.000 пленных, среди которых множество офицеров и адъютант генерала Витгенштейна» и 3 500 человек которые били «убиты или утонули». То есть 6 500 (30% личного состава) безвозвратных потерь только 20 июля (1 августа).

В реальности же 1-й отдельный пехотный корпус за три дня боёв потерял: убитыми одного генерал-майора (Кульнева), 10 офицеров и 1 195 нижних чинов, пропавшими без вести 7 офицеров и 504 солдата. Ранения получил 1 генерал (собственно, командующий корпусом), 29 офицеров (вот не знаю, в какой категории тут учтён командир 24-го егерского полка подполковник Сомов, умерший от ран) и 2 502 солдата. Среди раненых были командир Севского пехотного полка полковник Луков, командир 14-й батарейной артиллерийской роты полковник Штаден, командир 1-й конной роты подполковник Сухозанет и квартирмейстер 14-й пехотной дивизии майор Нейдгардт.

Итого около 4 300 выбывших из строя (включая санитарные потери) или 20% наличного состава корпуса.

В свою очередь Витгенштейн рапортовал, что «1-я дивизия, составленная из одних французских войск, почти вся истреблена», и за 3 дня боёв «противник потерял почти 10.000 человек, из которых 3.000 пленных, и почти все свои багажи».

Тут тоже следует значительно «урезать осетра» - общие потери 2-го армейского корпуса составили 5 022 человек (158 офицеров, 4 864 нижних чинов или 17 % личного состава) из которых 555 убитыми и 1596 пленными или пропавшими без вести. В 6-й пехотной дивизии генерала Леграна (которую, вероятно, следует понимать под «1-й») выбыло 90 офицеров и 2 776 солдат - 30% имевшегося перед сражением состава. Особенно досталось 26-му полку лёгкой пехоты и 56-му полку линейной.

8-я пехотная дивизия генерала Вердье потеряла 48 офицеров и 1 638 солдат. И вот тут (в силу того что тяжесть предыдущих боёв несла на себе в основном 6-я пехотная) можно предположить, что значительная часть выбывших пришлась на бой под Головщицами.

Сам дивизионный генерал Вердье был легко ранен, так же, как и бригадный генерал Кастекс.

То есть потери противники понесли примерно равные. Никакого разгрома одним корпусом другого не случилось (да и вряд ли приходилось ожидать, учитывая равные силы). Но Витгенштейн полностью расстроил планы противника и отнял у него инициативу. Именно так - не «перехватил в свои руки», а «выбил из рук противника», так как и сам особой активности в дальнейшем не проявил. Ему приходилось постоянно иметь в виду наличие на данном театре второго неприятельского корпуса. Тем более, что как раз 20 июля (1 августа) Макдональд начал переправлять войска у Динабурга.

За Клястицкое сражение граф Витгенштейн получил орден Святого Георгия II степени и пенсию в 12 000 рублей. Начальник штаба генерал-майор Довре - 5 000 и пенсию в размере жалованья. Обер-квартирмейстер полковник Дибич награждён орденом Святого Георгия III степени.

Командир 1-й резервной артиллерийской бригады (и всей артиллерии корпуса) Яшвиль произведен в генерал-лейтенанты. Так же, как и командир 5-й пехотной дивизии Берг. Его комбриг-1 генерал-майор Казачковский получил Святого Георгия III степени. Командир кавалерии генерал-майор Каховский награждён Святым Владимиром II стенени. Орден святой Анны I степени заслужили командир 2-й бригады 5-й пехотной дивизии генерал-майор князь Сибирский и командир Рижского драгунского полка генерал-майор Балк. Командир 14-й батарейной роты полковник Штаден - Святого Георгия IV степени. Золотую шпагу с алмазами вручили командиру 2-й бригады 14-й пехотной дивизии генерал-майору Гельфрейху. А вот командир дивизии генерал-майор Сазонов 1-й никакого отличия не получил и многими назывался едва ли не виновником разгрома авангарда и гибели Кульнева.

Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)
Продолжение оглавления темы Наполеоника

Клястицы, Карта, Наполеон, Витгенштейн, Кульнев, Удино

Previous post Next post
Up