18(30) июля 1812 года. Как у Якубово оказались французы

Jun 12, 2022 11:37


Русский авангард вышел к Якубово в своём движении к Клястицам. А как там оказались французы, если целью движения 2-го армейского корпуса являлся Себеж, дорога на который проходила по другому берегу реки Нища. Обратимся к самому маршалу Удино:

«Утром 30-го я тронулся в путь к Клястицам с 5-й бригадой лёгкой кавалерии и первой [6-й] пехотной дивизией; вторая [8-я] дивизия и кирасиры [3-й тяжёлой кавалерийской дивизии] последовали за этим движением и заняли позицию в Головщицах и Соколищах. Я оставил третью [9-ю] пехотную дивизию, чтобы охранять брод у Сивошиной, и придал ей 6-ю бригаду лёгкой кавалерии, чтобы наблюдать броды в Замшанах и Волынцах. Прибыв в Клястицы в 11 часов утра, я выдвинул затем некоторое количество лёгких войск к Якубово, где проходит дорога, которая ведёт в Освею и Коханово; они повстречали неприятельский патруль, который отбросили. Генерал Легран занял позицию в Якубово с 26-м лёгким и 56-м линейным и 24-м конно-егерским полками. Я отдал ему приказ выслать свои рекогносцировки к Свольне; в течение этого времени 23-й конно-егерский, который я выслал по Себежской дороге, привёл ко мне очень молодого офицера русского штаба, который ехал из Себежа в Клястицы, где его должен был встретить граф фон Витгенштейн. Вскоре застава этого полка захватила адъютанта этого генерала, который также ехал из Себежа и вёз несколько незначительных бумаг и штатный состав только артиллерии».





или открыть карту 3700х3900 в новом окне

То есть Удино, зная о присутствии на левом фланге русских войск, озаботился прикрытием движения своего корпуса, выслав к Якубово 24-й конно-егерский полк (полковник Агюст Жан Жозеф Амейль). А так же 26-й полк лёгкой пехоты (полковник Шарль Луи Жозеф Оливье Гюенек) и 56-й полк линейной пехоты (полковник Пьер Лежен) из состава 6-й пехотной дивизии генерала Клода Жюста Александера Леграна. (Судя по описаниям дальнейших событий, 56-й полк выдвигался и прибыл к Якубово позднее 26-го). Оба полка 4-х батальонного состава.

Три других полка дивизии (19-й полк линейной пехоты (полковник Жозеф Эммануэль Обри), 128-й полк линейной пехоты (полковник Жак Метцингер) и 3-й полк пехоты Португальского легиона (бригадный генерал Эммануэл Игнаш Помплона), составлявшие бригаду генерала Никола Жозефа Мэзона и насчтиывающие суммарно 8 батальонов, оставались у Клястиц, так же, как и артиллерийские батареи дивизии.

О действиях же 23-го конно-егерского полка почитаем у человека, называющего себя его командиром (хотя формально до 27 июля (8 августа) на этой должности числится Антуан Валентэн де Ла Нугаред-Лагард) - пока ещё шефа эскадрона и пока ещё не барона Жана Батиста Антуана Марселена де Марбо:

«На следующий день, 30 июля, мой полк находился в карауле. Я возглавил колонну авангарда и, сопровождаемый всем армейским корпусом, переправился через Дриссу вброд. Жара была страшная. На пыльной пшенице по обе стороны дороги были видны две широкие полосы, где пшеница была раздавлена и полегла, как будто здесь несколько раз проходили тяжелые повозки. Это указывало на прохождение больших пехотных колонн. И вдруг возле заставы селения Клястицы эти признаки по краям большой дороги исчезли и вновь появились слева от нее, на широкой проселочной дороге, ведущей в Якубово. Было очевидно, что в этом месте противник свернул с пути на Себеж и направился на наш левый фланг. Мне это показалось очень важным. Я остановил свои эскадроны и послал предупредить моего бригадного генерала, но маршал, двигавшийся обычно в пределах видимости авангарда, заметил эту остановку, примчался галопом и, несмотря на возражения генералов Кастекса и Лорансе, приказал мне продолжать движение по большой дороге.»

Достаточно одного взгляда на карту, чтобы понять, что никакие пехотные колонны противника не могли у Клястиц «свернуть с пути на Себеж и направиться на наш левый фланг». Не было там русских ни в этот день, ни при отступлении 1-й Западной армии на Полоцк. Зато эта фраза в точности описывает маршрут «некоторого количества лёгких войск» дивизии Леграна к Якубово. То есть Марбо никакую «колонну авангарда» не возглавлял, двигался вслед за пехотой 6-й дивизии (по крайней мере, её части) и следы собственных войск принял за неприятельские.

Упомянул Марбо и про захват в плен, правда, у него двое офицеров объединяются в одного:

«Едва я прошел 1 лье, как заметил, что к нам приближается кибитка, или русский экипаж, запряженный двумя почтовыми лошадьми. Я приказал задержать его и увидел вражеского офицера. Он, задремав от жары, вытянулся во весь рост в глубине кибитки. Этот молодой человек - сын помещика, которому принадлежала деревня Клястицы, только что покинутая мною, был адъютантом генерала Витгенштейна и возвращался из Петербурга с ответом на депеши, отправленные генералом своему правительству. Невозможно описать изумление русского офицера, когда, вдруг проснувшись, он оказался перед нашими егерями, имевшими весьма неприветливый вид, а вдалеке заметил многочисленные французские колонны. Он никак не мог понять, почему не встретил армию Витгенштейна или, по крайней мере, кого-нибудь из его разведчиков между Себежем и тем местом, где мы находились. Однако его изумление укрепило генерала Кастекса и меня в наших предположениях, что Витгенштейн, чтобы заманить в ловушку Удино, внезапно оставил петербургскую дорогу и направился на левый фланг и арьергард французской армии, собираясь атаковать ее с фланга и с тыла. И действительно, вскоре мы услышали орудийный огонь, а спустя еще короткое время и ружейную стрельбу.»

Офицером, попавшимся в руки конных егерей был подпоручик Севского пехотного полка Евграф Васильевич Филиппов. Действительно являвшийся адъютантом командующего 1-го Отдельного пехотного корпуса, но вот к Клястицам никакого отношения не имеющий. Происходил из выслуженных дворян и до конца жизни «недвижимого имения не имел». Из плена он вернулся только в 1814 году и вновь стал адъютантом графа Витгенштейна. В итоге же поднялся по служебной лестнице до должности Казанского (позднее - Астраханского) вице-губернатора.

В этот же день французами был задержан корнет Гроднского гусарского полка князь Александр Михайлович Вадбольский который «был послан к неприятелю парламентёром». В понятие «молодой» вписывается (20 лет), но не имеет отношения ни к Клястицам, ни к штабу. К тому же его пленили у Якубово и явно позже Филиппова.

Других пленных русских офицеров в этот день у меня для вас нет.

А Клясицы на тот момент принадлежали роду Убри.

Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)
Продолжение оглавления темы Наполеоника

Клястицы, Марбо, Карта, Наполеон, Витгенштейн, Удино, Война

Previous post Next post
Up