«Господин герцог, император с удивлением увидел и был рассержен тем, что вы без приказа двинулись к Динабургу. Если предположить, что русская армия находилась бы там, вы без причины подставили бы ваш армейский корпус. Если вы имели данные, что русской армии там нет, то ваш марш еще более достоин порицания: вы подставили ваш правый фланг, который мог быть атакован войсками русской армии, которая находилась в Дрисском лагере. Император дал вам приказ идти в Солок. Его величество, полагая, что вы находитесь на этой позиции, мог послать вам приказы, а вместо того, чтобы находиться там, вы были в двух маршах оттуда. Таким образом, вы совершили ошибочное движение без цели. Император хорошо знает, что в Динабурге находится крепость, над которой русские трудились в течение четырех-пяти лет… Вы весьма раздосадовали императора вашим движением к Динабургу. Его величество поручил мне сказать вам, что он надеется, что этого больше не случится».
(начальник Генерального штаба Великой армии маршал Бертье -
командующему 2-м армейским корпусом маршалу Удино)
или
открыть полную карту 3600х3900 в новом окне Если бы Удино удалось сходу захватить Динабург (а, главное - мост через Западную Двину), самодеятельность не только сошла бы ему с рук, но и была бы поощрена, превратившись в инициативность. Но корпус третий день безуспешно топтался перед валами тет-де-пона, совершенно забросив свои прямые обязанности. Что вызвало обоснованное раздражение Наполеона. Из штаба слали недвусмысленные приказы, а шансов всё-таки захватить укрепления и тем оправдаться не просматривалось.
В девять часов утра 3 (15) июля в крепости прогремел сильный взрыв. Как докладывал генерал-майор Уланов: «…взорвало вблизь батарей, устроенных по сию сторону реки Двины, изготовленных к обороне крепости и привезенных к батареям для положения вместо разстреленных боевых зарядов разных калибров до 250-ти и в 4-х фурах до 120-ти. А от чего сей внезапный взрыв случился, дойти того не можно, ибо с неприятельской стороны канонады не было, а бывшие при доставлении тех снарядов, равно и неподалеку от сего парка стоявшие убиты, а именно лабораторной полуроты №3 подпоручик Читяков, лаборатористов - 5, понтонной №15-й роты фейерверкер - 1, рядовых - 4. 1-го пионерного полка рядовых - 5, крестьян для работы при артиллерии употребляемых - 5. Да ранено понтонной №15-й роты фейерверкеров 3, рядовой 1. 1 го пионерского полка рядовых 2, крестьян 2, которые также причины оному не знают. Таковое происшествие я приписываю единственно к неосторожности и худому командира Динабургского артилерийского горнизона подполковника Крахоткина.»
Впрочем, на отражении очередного штурма это не сказалось - он вновь остался безуспешным. И Удино прекратил напрасные усилия. 2-й армейский корпус снялся с позиций и перешёл к Дрисвятам. Назавтра маршал докладывал: «Перебросив мост через реку, называемую Лаутса [Лавкаса], я выступил…в полдень из моего лагеря при Калкунах, а в этот момент я соединил в Дрисвятах две пехотные дивизии и 3-ю дивизию кирасир. Дивизия Леграна, которая оставила свою позицию перед Динабургом лишь с наступлением темноты, и две бригады лёгкой кавалерии, которые прикрывали её марш, прибыли только утром.»
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)