«Противник, кажется, оставил Витгенштейна, чтобы прикрывать Санкт-Петербург: одни говорят, что он разместился между Дриссой и Динабургом, другие говорят, что он уже поднялся вверх, чтобы прикрыть дорогу на Санкт-Петербург. Вы противостоите этому армейскому корпусу. Вся ваша цель заключается в обладании мостами и хорошими тет-де-понами на Двине, в движении на Витгенштейна и удержании его на удалении от реки, в поддержании связи с герцогом Тарентским, который должен наблюдать Динабург и перебросить мост между Динабургом и Якобштадтом; наконец, связываться с нами посредством вашего правого фланга и прикрывать левый фланг Великой армии для того, чтобы в любом случае вы могли поддержать нас, если возникнет необходимость. Если позволят обстоятельства, то вы разместите вашу Главную квартиру в Полоцке…
…До тех пор пока вы не получите известие, что герцог Тарентский [маршал Макдональд] находится в Динабурге, держите обсервационную колонну из пехоты и кавалерии, чтобы наблюдать за гарнизоном Динабурга и препятствовать слишком долгим вторжениям, то есть удерживать эту колонну на левом берегу между Полоцком и Улой».
(Император Наполеон I - маршалу Удино. 11(23) июля 1812 г.)
или
открыть полную карту 3600х3900 в новом окне В ответ на цитируемый выше приказ, Удино доносил, что он выступил из своего «лагеря в Перебродье, но смог прибыть в Дисну только с первой пехотной дивизией, которая заняла там позицию в 6 часов вечера; остальные войска находились слишком далеко, чтобы прибыть в тот же день ... Я нашёл мост готовым почти на треть».
То есть весь 2-й армейский корпус (за исключением 9-й пехотной дивизии генерала Мерля, занятой разрушением укреплений Дрисского лагеря) двинулся к городу Дисне и сооружаемой в его окрестностях переправы. Но к вечеру туда успела прибыть лишь 6-я пехотная дивизия генерала Леграна.
В свою очередь, командующий 1-м отдельным пехотным корпусом генерал-лейтенант Витгенштейн докладывал Барклаю:
«… [генерал-майор Балк] посылал свои разъезды до Дисны, которые нашли, что часть пехоты и кавалерии действительно переправлены и строят мосты; но я полагаю, что перепра¬вою сею он делает одну только демонстрацию, дабы войска большой армии отвлечь и приостановить их в следовании к назначенной им цели, ибо при намерении моем переправиться у фольварка Покаевцы, я нашел 3-ю [по счёту, по номеру - 9-ю пехотную] дивизию 2-го корпуса наблюдающей мою переправу. Пленные единогласно показывают, что часть корпуса Удино стоит против меня, начиная от местечка Друи; далее же за Друю уверяют, что нет никого, что они все терпят большую нужду в продовольствии и сзади находится много тренеров, обозов и артиллерии, которая тащится медленно по причине худобы и негодности лошадей ...»
[В данном случае «тренер» от французского «traineur» - бродяга, праздношатающийся, отставший солдат]
«Почему я, переменя свой план, оставляю теперь отряд генерал-майора Балка при м. Волынцы, другой - при здешнем фольварке Покаевцы для защищения тет-де-пона и для удержания их здесь, а с остальными войсками намерен переправиться в местечке Друе, куда сплавливаю отсюда мосты, и наводя там оные. Завтрашнего числа перейду под Друи, ударю им в тыл, и сим способом, может быть, удастся воспользоваться их беспорядком».
Как уже упоминалось, понтонные парки убыли вместе с 1-й Западной армией, так что под фразой «сплавляю мосты» подразумевалось перемещение к месту будущей переправы плоскодонных несамоходных барж, гружёных овсом.
«По Двине проходили плашкоуты для устроения мостов в г. Друе, куда генерал Кульнев со всем своим авангардом следовал и должен был у Друи перейти на левый берег Двины. В ночное время не видно было следования по реке плашкоутов. С рассветом все это открылось, и французы, чтобы помешать и даже преградить плавание наших мостов, начали по людям, бывшим на сих судах, стрелять. Сопровождавшие плашкоуты Эстляндского полка стрелки отвечали им, и из сего завязалась перепалка. Но, дабы отклонить неприятеля от его предприятия и не подвергнуть и людей и суда повреждению, по неприятельским стрелкам вкось сыпнули картечью, отогнали тем от берега и дали свободу плыть нашим мостам до самого места назначения ...
…Усилия французов помешать следованию мостов были напрасны - они прошли. Перестрелка продолжалась с французами почти весь день ...
…При наступлении ночи наш авангард снялся с лагеря и, не давая заметить французам нашего движения, самым скромным и тихим образом подошли к Друе»
(Командир взвода 26-го егерского полка 14-й пехотной дивизии
Поручик Антоновский Антон Иванович)
Помимо стрелков Эстляндского пехотного полка, движение плашкоутов прикрывал батальон 23-го егерского полка и два орудия конной № 3 роты, которые, вероятно, и «сыпнули вкось картечью».
В состав авангарда генерал-майора Кульнева на тот момент входили: 25-й (1 193 человек) и 26-й (1 168) егерские полки, Гродненский гусарский полк (724), казачий Платова 4-го полк (370) и конная № 1 рота (216). Всего 3 671 человек и 12 орудий.
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)
Продолжение оглавления темы Наполеоника