7 (19) июля 1812 года. Движение 3-й Обсервационной армии

Mar 14, 2021 09:59


5 (17) июля командующий 3-й Обсервационной армией генерал от кавалерии Александр Петрович Тормасов получил, наконец, прямые указания императора «решительно действовать во фланг и тыл неприятельских сил, устремленных против 2-й Западной армии».





или открыть полную карту 3600х3900 в новом окне

Во исполнение приказа он двинул корпус генерал-лейтенанта Маркова (1-го) (15-я и 9-я пехотные дивизии) из Луцка на Ковель, где должны были соединиться с корпусом генерала от инфантерии Каменского (1-го) и кавалерийским корпусом генерал-адьютанта Ламберта. Точнее - с тем, что осталось от последних после выделения четырёх (!) передовых отрядов:

- сам генерал-адъютант Ламберт с 4 батальонами лёгкой пехоты, 16 эскадронами, пятью казачьими полками и шестью орудиями отправлялся по на Брест-Литовский, следуя по обеим берегам реки Буг. Полагаю, что основу этого отряда составляли силы, с которыми он ходил в рейд на Грубешов;

- командир 18-й пехотной дивизии генерал-майор Щербатов вёл отряд в шесть батальонов, восемь эскадронов, казачий полк и 12 орудий через Ратно и Мокраны, имея задачей соединиться с Ламбертом под Брестом 13 (25) июля;

- командир 8-й кавалерийской дивизии генерал-майор Чаплиц с 2 батальонами, 12 эскадронами, казачьим полком и 6 орудиями должен был следовать на Кобрин через Ратно, что совпадало с маршрутом основных сил и превращало его отряд в настоящий авангард армии. Прибытие в Кобрин намечалось на 15 (27) июля;

- командир бригады 11-й кавалерийской дивизии генерал-майор Мелиссино с 4 батальонами и 7 эскадронами (32-й егерский полк, два сводных батальона гренадер, Серпуховский драгунский полк, три эскадрона Лубенского гусарского полка, 20 казаков - около 3 500 человек плюс 4 конных орудия) следовал на Пинск (дабы прикрыть этот пункт по настоятельным просьбам Багратиона)

В поход отправлялась не вся 3-я Обсервационная армия. Генерал-майор Иван Алексеевич Хрущов оставлен был против Герцогства Варшавского с двумя казачьими и драгунскими Арзамасским (шефом которого являлся сам Хрущов) и Житомирским полками, первый из которых находился во Владимире-Волынском, второй - в Ковеле.

На кантонир-квартирах в Староконстантинове и Заславе оставался корпус генерал-лейтенанта Остен-Сакена (11-я кавалерийская дивизии и 36-я пехотная). Шесть батальонов последней впоследствии были отправлены на Мозырь в усиление стоящего там резервного корпуса, но в итоге оказались переброшены в Житомир и далее - в Киев.

Таким образом, против Австрийского вспомогательного корпуса, насчитывавшего 30 000 человек, выступало порядка 36 000. То есть равнозначная (с учётом худшего уровня подготовки многих частей 3-й Обсервационной армии) Однако, по другую сторону «фронта» ситуация кардинально изменилась. Наполеон явно недооценивал силы противника на данном направлении. Через три дня (10 (22) июля) он напишет Министру иностранных герцогу Бассано: «Отправьте Ренье все сведения о корпусе Тормасова, в котором, я думаю, не более 9 тысяч человек, и это, должно быть, все рекруты». Зачем эти сведения командующему 7-го армейского корпуса дивизионному генералу Ренье? А император решил, что держать 30 тысяч против 9 излишне, да и австрияки будут полезнее под началом французского маршала. И рокировал корпуса: отправив Шварценберга к Минску, в подчинение Даву, а саксонский корпус развернул от Несвижа назад. К 7 (19) июля он как раз вернулся в Слоним и настало время отправляться Шварценбергу. Всё это резко меняло расклад, ведь у Ренье было лишь 19 тысяч (и то - на момент пересечения границы). И вместо «почти равные силы» возникало «почти двукратное преимущество» русских.

Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)

Кобрин, Брест, Карта, Наполеон, Война, Ковель

Previous post Next post
Up