Война вернулась в столицу Ливии. ООН расписался в собственном бессилии.

Oct 17, 2011 18:05

Марк Васильев
По сообщениям ряда российских и зарубежных СМИ 14 октября в ливийской столице вспыхнули ожесточенные бои после того, как сотни сторонников Каддафи вышли на мирные демонстрации по призыву их лидера, объявившего минувшую пятницу днем "Интифады 14 октября", и были обстреляны отрядами Переходного национального совета. Бои быстро охватили несколько районов Триполи. Сообщается также о столкновениях между повстанцами и лоялистами в другом городе страны Завии и даже в Бенгази.
На данный момент ситуация остается неопределенной. Ранее представители ПНС неоднократно заявляли, что полностью контролируют территорию столицы и другие города, захваченные повстанцами. Двумя днями раньше спецпредставитель генсека ООН Иан Мартин информировал Совет Безопасности, что ситуация, сложившаяся в Ливии из-за отсутствия действенного правительства, продолжающихся боевых действий и нарушений прав человека остается настолько сложной, что ООН пока не в состоянии выполнить свою миссию, и не может санкционировать размораживание финансовых активов Ливии. Данный доклад прокомментировал Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин, назвав его «откровенным и отрезвляющим». Вместе с тем, очевидно, что именно на доступ к этим многомиллиардным активам и делал большую ставку ПНС, неоднократно заявляя о скором падении «последнего оплота Каддафи» прибрежного города Сирт. Этот неподконтрольный новым властям анклав, наряду с другим мятежным городом Бени-Валидом разделяет территорию, формально освобожденную от сил Каддафи на две части, причем, к западу от Сирта, боевики во главе с бывшим лидером Аль- Кайды Бельхаджем, обосновавшиеся в Триполи не подчиняются ПНС.
Как сообщает Wall Street Journal, отряды повстанцев, неподконтрольные новым властям Ливии финансируются в основном из иностранных источников, в числе которых такие государства, как Катар, частные исламские фонды и «некоторые состоятельные ливийцы».
На этом фоне вызывает серьезную озабоченность противостояние между перешедшими на сторону нового правительства частями регулярной армии и боевиками, костяк которых составили исламисты. Результатом противостояния радикальных и умеренных исламских группировок было, вероятно, и недавнее осквернение радикалами кладбища и мечети в Триполи. В этих условиях взятие Сирта и Бени-Валида дало бы новой власти несомненный шанс консолидировать все антикаддафиевские силы, в особенности, если бы ООН подкрепил это передачей ПНС финансовых активов Каддафи. Однако на данный момент этот процесс затормозился по двум причинам. Первое - это опасения европейских и африканских политиков, что деньги могут достаться фундаменталистским силам.
Серьезную озабоченность этим выражают алжирские СМИ. Алжир, лишь недавно вышел из состояния гражданской войны с радикальным исламизмом. По данным ПНС Ливии, на территории Алжира нашли убежище не только члены семьи Каддафи, но также, правительственный телеканал, начавший на днях свое вещание в эфире, и военные отряды, совершающие рейды на ливийскую территорию. Вторым тормозящим фактором в передаче ПНС активов режима Каддафи служит упорное сопротивление сил, и гражданского ополчения, сохранивших ему верность. Арабские и западные СМИ констатируют, что шестинедельная осада родины Каддафи Сирта, привела к ощутимым потерям повстанцев, исчисляющимся сотнями убитых и раненных. На днях глава Переходного Совета Мустафа Абдель Джалиль по данным арабских телеканалов посетил осажденный Сирт, чтобы личным примером воодушевить «революционных бойцов». Однако, уже в пятницу СМИ объявили о поспешном отступлении сил ПНС, которые «под мощным огнем обороняющихся» оставили занятые рубежи, «отойдя на два километра». Хотя новые власти Ливии объявили это отступление «тактическим маневром», сам его факт, наряду призывом Муаммара Каддафи к «всеобщей партизанской войне» и освобождению страны от НАТО оптимизма ООН явно не внушает.

Ливия

Previous post Next post
Up