Убийство Станислава Маркелова. Следствие: «На фашистов тут больше похоже»

Apr 23, 2009 00:15

http://www.gazeta.ru/social/2009/04/22/2977551.shtml

Следствие по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой взялось за "фашистскую" версию: к преступлению могут быть причастны ультраправые радикалы. Коллеги адвоката говорят, что с новым направлением расследования согласны.
Следователи по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и внештатной корреспондентки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, совершенном 19 января 2009 года в Москве, прорабатывают версию о причастности к преступлению членов ультраправых организаций. Об этом сообщили источники «Газеты.Ru» в правоохранительных органах. Официально эту информацию в московском управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ не комментируют.Тем не менее сотрудники «Новой газеты», регулярно встречающиеся со следователями, подтвердили «Газете.Ru», что «в расследовании случилось значительное продвижение».
На минувшей неделе сотрудники правоохранительных органов составили список всех, кто приходил 16 января в Хамовнический суд на оглашение приговора двум националистам - Артему Зуеву и Максиму Марцинкевичу. Тогда оба были признаны виновными по пп. «а» и «в» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды по национальным и расовым признакам) за изготовление постановочного видеоролика об «убийстве таджикского наркоторговца». Марцинкевич, который организовал видеосъемку «убийства», приговорили к трем с половиной годам колонии. Зуев получил 3 года условно.
Маркелов и Бабурова были убиты на Пречистенке спустя три дня после вынесения приговора националистам. Судя по всему, это обстоятельство показалось следователям не случайным.
Зуев и Марцинкевич входили в Национал-социалистическое общество (НСО) - ультраправую группировку, созданную шесть лет назад и в 2008 году расколовшуюся на несколько частей. В 2005 году они основали при НСО «Формат-18», занимавшийся изготовлением расистских видеороликов. И убийство Маркелова, не раз представлявшего в суде интересы антифашистов (неформального движения, состоящего из левых скинхедов, анархистов, панков и т. д.), могло быть местью ультраправых всему движению и Маркелову лично.
«Я не знаю, что насчет Марцинкевича и Зуева, но то, что Стас периодически передавал в милицию информацию о тех или иных фашистах, которую собирали о них мы, - это факт», - сказал один из столичных антифа, попросивший не называть его имени. По его словам, незадолго до смерти Маркелов собирал информацию о 21-летнем лидере московского движения антиантифа Романе Железнове, также известном под кличкой Зухель. Он находится под арестом с лета прошлого года по обвинению в 8 убийствах на почве расовой неприязни. «Железнов довольно тесно общался с Максимом Сахаровым, который известен в блогах под ником Necros88, вел экстремистский сайт ns-wp.org, в «Живом журнале» неоднократно брал на себя ответственность за различные убийства или фашистские акции», - рассказывают антифашисты. «Есть информация, что с февраля он находился в СИЗО, а в апреле во время допроса в «Бутырке» выбросился из окна и погиб. Сейчас его сайт закрыт, а блог удален. Пока его ловили, он постоянно писал в своем блоге, что его не поймают», - отмечает один из собеседников «Газеты.Ru». В пресс-службе ГУВД Москвы подтверждают, что Сахаров был арестован, но заявляют, что он жив.
Как говорят столичные антифашисты, незадолго до убийства Маркелова Сахаров хвастался, что вместе с одним из друзей «раздобыл ствол». «Есть даже кое-какие догадки, где они могли достать пистолет», - говорят они. В декабре 2008 года двое неизвестных напали на милиционера на Поклонной горе в Москве. Нападавшие прыснули командиру 4-го батальона УВО при УВД по Западному округу столицы в лицо из газового баллончика, ударили по голове и отобрали табельный пистолет «Макарова». Ни пистолет, ни избившие милиционера люди до сих пор не найдены. «Многие говорят, что это не в стиле правых - использовать стволы. Тем не менее на многих из наших во время драк фашисты их уже направляли, но удавалось отделаться», - рассказывает один из антифашистов.
Рекомендация «изымать оружие, рации и прочее у репрессивных структур оккупационной власти» была и в сейчас удаленном «Пособии по охоте», опубликованном на сайте Сахарова.
В нем же во всех подробностях расписывалось, как правильно организовывать нападения на иногородних и совершать убийства журналистов, правозащитников и адвокатов.
Расправы над ними, как следовало из текста, должны быть максимально громкими и показательными. «Сделать инвалидом, полным дураком - это необходимый минимум. Убийство - желательный максимум», - говорилось в одной из глав.
Бывший коллега Маркелова, адвокат Василий Сызганов, узнав от корреспондента «Газеты.Ru» о том, что следствие, по некоторым данным, работает над версией о националистах, сказал, что «всегда догадывался, что все сведется к этому».
«Я сам долго анализировал эту ситуацию и все же могу сказать, что тут больше похоже на фашистов. Версия о том, что следы убийцы ведут на Кавказ или в силовые ведомства, по моим данным, не подтверждается», - сказал адвокат.
Основной версией само следствие с самого начала официально называет лишь «профессиональную деятельность» Маркелова, в детали при этом не вдаваясь.
Тем не менее после убийства в СМИ появлялись несколько версий произошедшего, среди которых была и «фашистская». Кроме того, убийство Маркелова в прессе связывали с делом Буданова: якобы оно могло быть местью силовиков, симпатизирующих бывшему полковнику, осужденному за убийство в 2000 году чеченки Эльзы Кунгаевой. В январе 2009 года Буданов должен был выйти из колонии по УДО, но 11 января Маркелов подал кассационную жалобу на соответствующее решение Димитровградского горсуда. Тем не менее 15 января полковника освободили. Спустя четыре дня Маркелов дал свою последнюю пресс-конференцию, в которой заявил, что обжалует УДО Буданова в Страсбургском суде.
Еще одной неофициальной версией убийства стало участие адвоката в деле главного редактора «Химкинской правды» Михаила Бекетова, зверски избитого в ноябре прошлого года (сейчас он находится в больнице, ему ампутировали голень и пальцы на руках). Маркелов защищал журналиста в суде по делу о клевете на администрацию подмосковных Химок и мэра города Василия Стрельченко. Против журналиста даже было возбуждено уголовное дело по ст. 129 УК (клевета).
Но к двум последним версиям коллеги Маркелова с самого начала отнеслись с большим сомнением. «Связь убийства с Будановым слишком очевидна. Это обычная конспирология. После своего освобождения Буданов сделал все, чтобы не появляться на публике, избегал почти всех контактов с прессой, чтобы, не дай бог, у него не начались новые проблемы. К тому же, как мы видим, против него уже начаты новые уголовные расследования в связи с убийствами других чеченцев», - сказал «Газете.Ru» глава правозащитной организации «Справедливость» адвокат Андрей Столбунов. «Маркелов вступил в дело не с самого начала, а гораздо позже. Пока я защищала Михаила, Стас давал пресс-конференции, а потом официально подключился к защите. Он, скорее, помог обратить внимание на этот процесс. Однако он не сделал в нем ничего, за что его можно было бы убить», - сказала «Газете.Ru» адвокат Бекетова Сталина Гуревич.

Станислав Маркелов

Previous post Next post
Up