Замок Бриссак (Château de Brissac)

Jul 13, 2011 09:48



Где находится: регион Земли Луары, департамент Мен-и-Луара, 15 км от Анжера (Angers), 35 км от Сомюра (Saumur), ближайшая деревушка Бриссак-Кансе (Brissac-Quincé).

Как добраться:
-на поезде: из Парижа от вокзала Монпарнас (Gare Montparnasse) до Анжера (Angers) на поезде TGV, время в пути 1 ч 30 мин.
-на авто: из Парижа по А11 в сторону Анже (Angers), время в пути 3 часа. Из Тура (Tours) по А85 145 км, время в пути 1 ч 20 мин.

Как работает: с апреля по июнь и в сентябре-октябре: 10.00-12.15 и 14.00-18.00; выходной день - вторник. В июле-августе 10.00-18.00 без выходных. Кассы закрываются в 17.30. С ноября по март в замок можно попасть только по предварительной договоренности с владельцам.
Цена вопроса: 9 (4,50) евро.

Сайт

На что посмотреть
В замке, выстроенном в стиле пламенеющей готики, 203 зала и комнаты, интерьеры которых украшены резными деревянными панелями, потолки богато расписаны, сохранилась старинная мебель. На стенах висят гобелены и семейные портреты. Есть также коллекция оружия и изящный камин. В часовне южной башни хранится мраморный барельеф работы Давида д'Анже. Сам замок окружен вековыми кедрами.

Название

Вокруг города Анже в старину было множество мельниц. Один мельник, живший еще в эпоху Каролингов, имел дурную привычку засыпать зерно в дырявый мешок - так ему удавалось обвешивать покупателей. За это жулика прозвали "дыра в мешке"(Breche-sac), что и дало название всей местности - "Бриссак".

История

Герцог Анжуйский, Фульк III Нерра, приказал возвести замок-крепость неподалеку от одной из мельниц, обильно окружавших Анже. В раннее средневековье Бриссак использовался исключительно в военных целях, поэтому до 1434 года владельцы замка постоянно менялись, хотя все поголовно были людьми военным. Затем его приобрел министр при королях Карле VII и Людовике XI Пьер де Брезе, который предпринял работы по обновлению фортификационного сооружения. Сегодня от той эпохи сохранились только две угловые башни с машикулями в готическом стиле.

В конце XV в. замок с прилегающими землями купил Рене де Косе, назначенный королем Франциском I губернатором Анжу и Мена. Как положено всякому уважающему себя замку, у него есть собственное привидение, появившееся как раз в момент перехода Бриссак во владение Рене де Косе. Легенда гласит, что срочная продажа замка Жаком де Бризе последовала сразу же после убийства им собственной жены Шарлотты и ее любовника. По преданию, призрак хозяйки замка еще и в наши дни бродит по его залам.




Здание замка в значительной степени пострадало во время религиозных войн, а в 1614 году было восстановлено Карлом де Косе, герцогом де Бриссак, маршалом Франции. Особое влияние при дворе владельцы замка приобрели при Карле I де Косе-Бриссак, с того момента как Бриссак открыл парижские ворота Генриху III, будущему королю Франции. Сын Карла I, Карл II де Бриссак так же имея высокое положение при дворе, будучи губернатором Парижа и членом Католической лиги провёл тайные переговоры с Генрихом IV Наваррским. Он подготовил почву для прибытия претендента на престол в Париж. 22 марта 1594 года люди де Бриссака удержали на расстоянии испанскую армию и открыли будущему монарху ворота в Париж. Парижане не сочли поступок своего губернатора бесчестным. Они благодарили его за спасение города от разграбления. Вступивший на трон Генрих IV был весьма благодарен губернатору за содействие и сделал губернаторскую должность для де Бриссаков наследственной.

Карл II де Косе-Бриссак обратился к знаменитому архитектору Жаку Корбино, который предложил уникальный для своего времени проект. Новое здание планировали сделать высотой в 8 этажей, что было весьма необычно для начала XVII в. Работы велись главным образом в центральной части старой конструкции, башни которой оставались нетронутыми. Карл умер в 1621 году, после чего все работы были приостановлены (на уровне 7-го этажа). Вскоре замок был покрыт кровлей, так и не достигнув предполагаемой высоты.

Именно в этом замке 12 августа 1620 года произошло одно из очередных примирений Людовика XIII со своей матерью Марией Медичи, вдовой Генриха IV, поднявшей войска против своего сына. По этому поводу герцог Косе-Бриссак устроил грандиозные торжества. Примирение происходило в Комнате Юдифи в присутствии высшего духовенства страны сразу же после подавления выступления мятежных войск под Пон-де-Се.

Затем в течение многих столетий замок оставался собственностью семьи Косе-Бриссак, которая гордилась знатностью своего рода, среди представителей которого можно отыскать 7 маршалов, 5 губернаторов Парижа и множество других государственных деятелей.

3 ноября 1958 года замку был присвоен статус исторического памятника национального значения.

По замку

Здание испытало на себе явное влияние итальянского искусства Возрождения, вдохновившего до этого многих зодчих, работавших в Долине Луары. Восточный и северный фасады, выходящие соответственно на небольшой город Бриссак и на парк вблизи Обанса, обнаруживают некоторую асимметричность, несмотря все их изящество. Над шиферными крышами взметнулись вверх высокие каминные трубы, а окна увенчались треугольными и арочными тимпанами, непрерывными и разорванными.

Апартаменты замка украшены резными деревянными панелями, балки их потолков богато расписаны, а обстановка до сих пор составлена из ценных старинных предметов мебели. В Комнате Юдифи можно восхищаться замечательными гобеленами, необычайно насыщенными по цвету, и изящным камином; большой Зал Гвардейцев украшен шпалерами, гербами, седлами и оружейными принадлежностями. В Столовой - две великолепные лестницы со сходящимися наверху перилами в стиле Людовика XIII. В других залах замка - множество семейных портретов, выполненных знаменитыми мастерами. В южной готической башне, "входящей в новый замок, построенный наполовину на месте старого замка, почти разрушенного" (по определению, данному герцогом своей резиденции), находится частная капелла, где можно видеть мраморный барельеф - произведение Давида д'Анже, местного скульптора, необычайно плодовитого в первой половине XIX века.

Фасад

От XV века в замке остались лишь две башни с классическими средневековыми машикулями, возведенные при Пьере де Брезе. Переделка замка началась в 1601 году, когда одни помещения были снесены, другие реставрировались. Историю этих перестроек можно увидеть прямо на фасаде, где более новые части частично закрывается толстыми стенами башен.




Карл II де Косе планировал построить здание с совершенно симметричным фасадом, где пятиэтажная центральная часть должна была возвышаться над боковыми, а башни собирались снести. Но смерть Карла помешала завершить этот процесс, ибо сын и преемник остановил все работы и сегодня мы можем наблюдать частично построенное новое здание и частично разрушенное старое. Тем не менее, центральная часть замка является одной из самых высоких во Франции, к тому же в 1793 году высоты в 4 метра ей добавил архитектурный фонарь на крыше с бронзовой статуей Меркурия.

Большой Салон (Le Grand Salon)



Прежде эта комната называлась "Золотой", поскольку ее кессонные потолки были богато украшены позолоченными листиками, датируемые XVII веком. Обращают на себя внимание четыре хрустальные люстры, привезенные из Венеции, где они были выполнены из муранского стекла.

Монументальный камин выполнен в стиле Людовика XIII, богато украшен скульптурными цветочными и фруктовым гирляндами. На камине - бюст Карла II де Косе, того самого, что открыл Париж Генриху IV. Справа от камина - написанные в 1946 году портреты родителей нынешнего герцога де Бриссак, 13-го по счету, Бернара Буте де Бриссак и его супруги. Также видим портрет герцогини де Лавальер (фаворитки Людовика XIV), написанный Миньяром.

Гобелен изображает два эпизода из жизни Дон Кихота и датируется 1782 годом авторством Одрена (Audran). Он необычен своей композицией - своего рода картина в картине.

Большой портрет запечатлел 8-го герцога де Бриссак, Луи-Эркюля, последнего губернатора Парижа при Людовике XVI. Статуя, изображенная на фоне, символизирует Париж. Паж одет в фамильные цвета семьи де Бриссак - золотой и черный. Луи-Эркюль был близким другом мадам дю Барри, фаворитки Людовика XV, и имел с ней общую участь быть убитым революционерами в 1792 году.

Изящный кабинет выполнен в стиле знаменитого французского столяра Андре Шарлем Булле (Andre Charles Boulle, 1642-1732), чьи шедевры ценятся за тонкие инкрустации, выполненные из меди и панциря черепахи.

Также в комнате можно увидеть фотографии членов семьи де Бриссак: нынешнего герцога и его супруги, старшего сына - маркиза де Бриссак, который вместе с женой и четырьмя детьми проживают в замке круглый год.

Столовая являет собой прекрасный пример "французского" потолка, чьи балки украшены цветочным узором.

Большое полотно (6х3,5 м) изображает поместье Берси. Замок Берси, расположенный на восточной окраине Парижа, был отобран в 1860 году у прежнего владельца, коим являлся предок нынешней герцогини де Бриссак. Практически сразу замок был разрушен, чтобы на его месте возвели винный рынок, а позже он уступил место стадиону Берси и публичному парку. На картине же изображена повседневная жизни Берси в его прежние времена - рыбаки собираются отплыть по Сене, грузчики разгружают лес, очаровательный парк короля, окрестные деревушки и крепость Венсен.



Дополнительный балкон для оркестра был построен маркизой Жанной Сей (Jeanne Say), которая провела капитальный ремонт замка в конце XIX века. Балкон изготовлен из дерева, но окрашен так, что имитирует мрамор.

Посуда представлена большой тарелкой (Мейссеннский фарфор) и супницей XVIII века (Севрский фарфор), где можно увидеть герб семьи де Бриссак. Настенные часы - еще один пример работы Буля (Boulle).

Рядом со столовой у подножия лестницы можно увидеть необычный подарок, преподнесенный на свадьбу 11-го герцога де Бриссак: стул, на панели которого нанесены слова "Радость, Счастье, Любовь". Поднимаясь по ступеням, обратите внимание на скульптурное изображение Людовика XIII. Как и весь холл, исходным материалом для него послужил местный известняк сорта "тюффо" (tuffeau), типичный для района Луары. На потолке - инициалы Карла II де Коссе: переплетенные буквы С (Charles de Cossé).

Большая Галерея (Grand Gallery)

32х-метровая галерея многие века служила местом для больших приемов и банкетов, впрочем, не отойдя от этой традиции и сегодня: именно здесь организуются многочисленные семинары и конференции. Данный вид галереи стал весьма модным для замков XVI-XVII веков: аналогичные помещения можно найти в Фонтенбло ("Галерея Франциска I"), в Шенонсо, в Версале ("Зеркальная галерея"). Стены галереи украшались росписью или гобеленами. В Бриссаке мы видим фламандский гобелен XVI века с изображением сцен из жизни Александра Македонского и Обюссонский гобелен времен Людовика XV с пасторальными картинами.

На противоположной стене - портрет четвертой герцогини де Бриссак, Габриель-Луизы де Сен-Симон, представленная в виде аллегории живописи. Данный образ был выбран не случайно, ибо герцогиня страстно увлекалась этим видом искусства, что символизируют многочисленные рисовальные принадлежности.

Великолепен потолок галереи. Он был окрашен в 1625 году и декорирован сотней маленьких изображений пасторальных сценок или же на библейские и мифологические сюжеты.

Спальня Людовика XIII



Как раз в этой комнате французский король примирился со свой матерью, королевой Марией Медичи. Причины их разногласий известны: на момент смерти отца Людовика, Генриха IV, новый король был слишком мал, чтобы самостоятельно править королевством. Мария Медичи стала регентшей при сыне, но страной фактически управлял ее фаворит, итальянец, адмирал Кончини, что вызывало недовольство у французов. К тому же Мария довольно долго не хотела передавать бразды правления в руки подросшего сына, пойдя на военный конфликт с ним. Лишь после смерти Кончини в 1617 году и поражения в битве при Пон-де-Се (Ponts-de-Ce) в 1620 году Мария потеряла свое влияние в политических кругах, а Людовик XIII обрел силу - и состоялось примирение матери с сыном. Но успокоиться Мария так и не смогла: интриги против короля вынудили последнего отправить матушку в ссылку.

С двух сторон кровати стоят два очаровательных итальянских кабинета эпохи Возрождения, потайные ящички которого изящно инкрустированы. На портрете над дверью изображена жена Людовика XIII королева Анна Австрийская. Итальянский комод возле двери сделан из грушевого дерева, окрашенного таким образом, что создается впечатление инкрустаций из слоновой кости.
Гобелены - копии картин Лебрена (Lebrun), которые находятся в Версале. На них изображены сцены известных сражений Александра Македонского (захват Вавилона, например).

Охотничья комната



Такое название комната получила из-за украшающих ее бельгийских гобеленов XVI века с соответствующей тематикой: охота на кабана, оленя и даже льва. Интересны детали каждого гобелена: здесь можно отыскать множество видов растений и животных - от грациозных леопардов и необычных для Франции лам и до мифологических единорогов. Гобелены были приобретены герцогиней де Бриссак в 1854 году из королевской коллекции. Тогда же она повесила их в этой комнате, и более гобелены не покидали ее.

Гардероб начала XVII века интересен своими дверцами необычной изогнутой формы и содержащие уникальный вырезанный мотив в виде огранки бриллиантов. Комод датируется 1644 годом, эту дату можно видеть на гравировке под замком.

Опять же, потолок в этой комнате богато расписан переплетенными листьями и цветами, в которых резвятся херувимы.

Портретная галерея

Именно здесь собраны многочисленные портреты семьи де Бриссак, среди которых 13 герцогов и 4 фельдмаршала (высший военный чин в свое время). Прежде всего обратите внимание на портрет 11-го герцога в форме Первой Мировой войны. Рядом - его отец Ролан де Коссе, который погиб во время войны с Пруссией в 1871 году и известен своим браком с Жанной Сей (той самой, что провела реконструкцию замка в XIX веке).

Слева, портрет Матильды Крюссол д'Узе (Crussol d’Uzes), первой жены 11-го герцога де Бриссак, которая умерла от туберкулеза в 1908 году в 33 года. Над гардеробом большой портрет Карла I де Коссе, который управлял регионом Пьемонт в Италии во времена правления короля Генриха II.

На противоположной стене очень большой портрет всемирно известной вдовы Клико, чье имя давно уже стало символом французского шампанского. Эта волевая и талантливая женщина овдовела в самом начале своего брака. Благодаря своей деловой хватке и настойчивости, она сумела открыть и развить свой бизнес по производству шампанского, сделав свое имя брендом. У ног бизнессвумен изображена ее внучка, Анна де Мортмар (Mortemart), ставшей герцогине д'Узе (d'Uzès). Будучи страстной любительницей лошадей, она принимала участие в охотах вплоть до почтенного 86-летнего возраста. Кроме того, она стала первой женщиной, получившая водительские права, а также первой , кого оштрафовали за превышение скорости!

Опера



Жанна Сей, чей портрет висит в этом помещении, унаследовала замок после смерти своего мужа, маркиза де Бриссак. Он должен был стать очередным герцогом, но погиб во время франко-прусской войны в 1871 году. Жанна была родом из богатой семьи, сделавшей свое состояние на производстве сахара. Ныне эта компания еще существует и носит имя Бегин-Сей (Beghin-Say). Жанна страстно любила музыку, сама обладала колоратурным сопрано, исполняла произведения Гуно, Массне и Дебюсси. Неудивительно, что, приступив к ремонту унаследованного замка, она решила сделать тут свой собственный оперный театр, который открылся в 1890 году. Каждую осень в нем проходили музыкальные фестивали. Маркиза приглашала музыкантов не только из Парижа, но и со всего музыкального мира. Эти ежегодные фестивали продолжались вплоть до 1914 года, конец им положила Первая Мировая война. Жанна Сей умерла в 1916 году, и театр закрыли, казалось бы, навсегда. Однако, 67 лет лет спустя группа энтузиастов приступила к реставрации помещения. И после упорной работы по восстановлению театр на 170 мест был вновь открыт для публики в 1983 году. Ныне здесь круглый год проводятся различные культурные и музыкальные мероприятия.

Обращают на себя внимание великолепные ткани с повторяющимся узором, который прежде был нанесен на стены.

Винный погреб и средневековые кухни



Виноградарство - семейная традиция владельцев замка вот уже более пятисот лет. Сводчатые погреба могут похвастаться богатым выбором лучших местных вин с богатым вкусом. Хозяева предлагают посетителям продегустировать красные и розовые вина, причем комментарии дают лично.

Визит на старые кухни помогает буквально совершить путешествие во времени на несколько веков назад. Здесь сохранилась традиционная кухонная утварь из меди, массивный камин, маленький колодец и толстые каменные стены. Кухни используются и по сей день. Здесь устраиваются приемы и семинары, хотя наиболее интересными они становятся в дни ежегодной ярмарки, когда празднуется праздник вина.

Рядом находится сувенирный магазин, где можно купить приправы, типичные для данного региона, а также сувениры с местным колоритом.

Вокруг замка

В Бриссаке есть еще одна необычная достопримечательность - подземная река. Она была создана искусственно. Канал, прорытый в XVIII веке, имеет длину 300 метров. Он был необходим для вывода вод реки Обанс (Aubance) во времена весенних половодий. Со временем течение заполнилось илом, и потребовалось пять лет напряженной работы, чтобы восстановить ее русло. Хозяева замка настойчиво рекомендуют прогуляться по подземным переходам.



Следуя по лесной тропе, вы в конце концов выйдете к конюшням XIX века. В 1883 году с фирмой "Шапе дю Ман" (Chappee du Mans) заключили контракт по возведению помещений для лошадей в форме подковы (или буквы U), весьма нестандартной для того времени. Конюшни планировались быть большими, чтобы разместить там и лошадей, и упряжь, и экипажи, и обслуживающий персонал. Одно из требование герцога де Бриссак была электрификация помещений (раньше, чем сам замок!). Кроме того, была оборудована специальная кухня, где готовилось особое пюре для коней, а также возведен лазарет для больных животных.

Наконец обойдите замок вокруг. Здесь множество пейзажей станут усладой для глаз и души. Здесь проложены разнообразные маршруты, как вдоль реки Обанс, так и через запутанные лесные тропки, где можно перейти через речку по мосту в японском стиле или же прогуляться по полям. Если есть желание, можно посетить и фамильное кладбище-мавзолей, где есть довольно интересные памятники, выполненные в греческом стиле и датируемые началом XIX века. Отсюда же открывается вид на замковые виноградники и долину реки Обанс.

Замок-отель

Владельцы замка предоставляют своим гостям возможность провести в замке ночь. Здесь оборудовано 2 номера-люкс и 2 спальни, щедро украшенные антикварной мебелью. Окна комнат выходят в парк, на его цветники, луга и озера. Многие знаменитости останавливались в стенах Бриссака. Свидетельство об этом можно найти в гостевой книге, пестрящей блестящими автографами.
Живописная деревушка Бриссак приглашает на неспешную прогулку по ее магазинчикам, сувенирным лавкам и местному рынку. Также хозяева могут организовать экскурсии в близлежащие достопримечательности - в города Анже, Сомюр, Серран, Вилландри, Азе-ле-Ридо… А по возвращении предлагают ужин при свечах.

Цены за одну ночь - 390 евро (плюс таксы по 1.40 на человека в сутки) - включают в себя размещение двух персон, завтрак и экскурсию по замку. Дополнительный человек в номере - 20 евро за ребенка или 100 евро за взрослого.

Обед стоит 80 евро на нос. Его нужно предварительно заказать. Подается ровно в 20.30.

замки Земель Луары, персоны, сады Земель Луары, *ЗЕМЛИ ЛУАРЫ, отели Земель Луары, гид

Previous post Next post
Up