По замку
От железнодорожной станции к замку ведет липовая аллея. К западу от нее расположен небольшой лабиринт, а к востоку королевская ферма и туалеты.
У входа на территорию замка стоят два сфинкса, словно охраняющие его. Неподалеку видны руины павильона с четырьмя кариатидами, представляющими античных божеств.
Аллея заканчивается у небольшого регулярного парка, на восточной границе которого стоит здание, в котором размещается кафе и Музей восковых фигур. В музее воспроизведены сцены из жизни замка с некоторыми наиболее известными историческими персонажами. Так, там можно видеть Катрин Бойе с менестрелем, Диану де Пуатье на охоте, Генриха II и Диану, мадам Дюпен, принимающую Руссо и Вольтера, ее же - позирующую Наттье, а также воспроизведение обстановки военного госпиталя 1914 года.
Далее мост приведет в квадратный двор, окруженный водяным рвом. В его юго-восточном углу стоит средневековая башня Марков.
Двор воспроизводит план старого средневекового замка, обнесенного рвами с водой. Рядом с башней сохранился колодец, украшенный химерой и орлом - эмблемой семейства Марк.
К востоку от двора цветочный сад Екатерины Медичи (из него открывается лучший вид на замок), к западу - цветочный сад Дианы де Пуатье. К главному корпусу ведет подъемный мостик. Двигаясь к замку, построенному на основаниях старой мельницы, видим монументальные входные двери. На этих резных крашеных дверях времен Франциска I расположены: слева герб Тома Бойе, справа его супруги Катрин Бриссоне - строителей замка, с находящейся над ними саламандрой Франциска I и надписью: "Франциск, милостью Божьей король Франции, и Клод, королева французов".
Первый этаж
В сводчатом главном вестибюле, вытянутом с севера на юг, очень интересный стрельчатый потолок. Ось его сводов - ломаная линия, в углах которой установленные декоративные замковые камни. Карнизы украшены скульптурными изображениями листвы, роз, головок ангелов, химерами и рогами изобилия. Построенный в 1515 году, он являет собой один из самых красивых примеров декоративной скульптуры французского Ренессанса.
В двух нишах при входе стоят статуи: в одной св. Иоанн-Креститель, покровитель Шенонсо, в другой - итальянская Мадонна во вкусе Люка дела Робиа. Охотничий столик из итальянского мрамора представляет стиль Ренессанса. Над входными дверями современный (1954 год) витраж мастера стекольных дел Макса Инграна представляет легенду о св. Губерте.
За первой дверью восточной (левой) стороны вестибюля расположен Зал Стражи, стены которого украшены гобеленами XVI века, на которых изображены сцены из жизни замка: сватовство, охота.
Вдоль стен стоят готические и ренессансные сундуки. В XVI веке в них хранилось столовое серебро, посуда и гобелены, с которыми двор переезжал с одного места пребывания в другое. Камин XVI века украшен гербом Тома Бойе. На дубовой двери XVI века под изображениями их святых покровителей (св.Екатерина и св.Фома) помещен девиз четы Бойе: "Если он вырастет, меня вспомнят". На потолке с выступающими балками видны две сплетенные буквы "С" Екатерины Медичи. На полу сохранились остатки майолики XVI века.
Дверь (XVI век) с находящейся над ней статуей Девы Марии зала ведет в капеллу, украшенную современными витражами 1954 года работы мастера стекольных дел Макса Инграна (оригиналы были уничтожены во время бомбежки 1944 года). На створках этой дубовой двери изображения Христа и св.Фомы и слова из Евангелия от Иоанна: "Простри свой перст здесь" и "Ты мой Господь и мой Бог". В лоджии справа Дева Марии с Младенцем из каррарского мрамора работы Мино да Фьезоле. В нефе господствует Королевская кафедра, в которой находились королевы во время мессы. На ней дата - 1521 год.
Справа от алтаря стоит тонкой работы сервант, украшенный девизом рода Бойе. На стенах сохранились надписи, оставленные в 1543 году шотландскими гвардейцами. Сегодня они забраны под стекло. Справа от входа надпись датируется 1543 годом: "Человеческий гнев не вершит справедливость Господа" и 1546 года: "Да не будете побеждены Злом".
На стенах картины на религиозные темы: "Дева Мария в голубой вуали" кисти иль Сасоферато, "Иисус, проповедующий перед Фердинандом и Изабеллой" Алонсо Кано и "Святой Антоний Падуйский", "Успение Богородицы" кисти Жувене.
Капелла сохранилась в годы Французской революции благодаря идее владелицы замка того времени мадам Дюпен использовать ее в качестве дровяного склада.
Вторая дверь по этой же стороне вестибюля выходит в покои Дианы де Пуатье. Здесь интересен камин, кресла, фламандские гобелены XVI века, картина Мурильо "Мадонна с Младенцем" и портрет Екатерины Медичи. Камин работы Жана Гужона, французского скульптора, принадлежащего школе Фонтенбло, отмечен, так же как и кессонный потолок, инициалами Генриха II и Екатерины Медичи: буквами Н и С, сплетение которых можно было читать и как букву D от имени Дианы де Пуатье.
Кровать с балдахином относится к началу XVII века, кресло Генриха II покрыты кордовской кожей. Портрет Екатерины Медичи написан Соважем в XIX веке.
На двух больших фламандских коврах XVI века представлены:
- Триумф силы, на повозке, в которую впряжены два льва, в окружении сцен из Ветхого Завета. По верхнему краю - надпись на латыни "Кто всем сердцем любит дары Божии, не уступает Благочестию";
- Триумф милосердия, на повозке, с сердцем в руке и указывая на солнце, в окружении библейских сюжетов. Девиз на латыни: "Като сохраняет сильное сердце в опасности, будет вознагражден после смерти Спасением".
Слева от окна - "Мадонна с младенцем" кисти Мурильо. Справа от камина - "Христос, лишенный одежд" кисти мастера итальянской школы XVII века Рибальта, учителя Риберы. Под этим полотном - книжный шкаф с архивами Шенонсо, на одном из экземпляров которых, выставленном в витрине, можно узнать подписи Тома Бойе и Дианы де Пуатье.
Из зала Дианы есть проход в Зеленый кабинет - рабочий кабинет Екатерины, откуда она правила Францией. В кабинете сохранился потолок XVI века, на котором можно различить переплетенные буквы С. Брюссельские гобелены XVII века в так называемом стиле "Аристолох", одновременно готические и ренессансные, исключительны благодаря своему редкому зеленому цвету, давшему название помещению. Со временем зеленый цвет приобрел синий оттенок. Интересен и сюжет, вытканный на гобеленах: он навеян открытием Америки, ее фауной и флорой - серебристые фазаны Перу, ананасы, орхидеи, гранаты, животные и растения, до сих пор неизвестные Европе.
По обеим сторонам двери два итальянских книжных шкафа XVI века. На стенах коллекция картин, самыми замечательными из которых являются:
- "Царица Савская" и "Портрет Дожа" Тинторетто;
- "Пьяный силен" Иорданса;
- "Самсон, разрывающий пасть льву" Глосье;
- "Иисус, изгоняющий из храма торговцев" Жувене;
- "Аллегорическая сцена", выполненная на металле Шпрингера;
- "Этюд женской головы" Веронезе
- "Бегство в Египет" Пуссена;
- "Святой Бруно" Сальвиати;
- "Ребенок с фруктами" Ван Дейк.
За кабинетом следует библиотека. Отсюда открывается великолепный вид на Шер и Сад Дианы. Дубовый коробчатый потолок 1521 года итальянского стиля с маленькими висячими ключами является одним из первых такого типа во Франции. На нем инициалы "Т.В.К" - строителей замка по именам Тома Бойе и Катрин Бриссоне.
Над дверью "Святое семейство" Андреа дель Сарто и по обеим сторонам:
- "Житие святого Бруно" Басано;
- "Мученица" Корреджо;
- "Элиодор" Жувене;
- два медальона "Геба и Ганимед, виночерпии богов, взятые на Олимп" французской школы XVII века.
Южная дверь главного вестибюля выходит в галерею, построенную на мосту через реку Шер. Ее длина 60 м, ширина 6 м, здесь выставлены произведения декоративно-прикладного искусства. Неоштукатуренные стены не имеют никаких декораций, кроме небольших скульптурных медальонов, добавленных в XVIII веке. В перспективе галереи виден большой камин.
Деревянный потолок поддерживают мощные стропила. 18 окон, размещенные в нишах, дают потоки цветного света, окрашенного рефлексами поверхности воды. Пол выложен плитами из белого песчаника и аспида. Торжественное открытие состоялось в 1577 году во время празднеств, которые давала Екатерина Медичи в честь своего любимого сына, короля Генриха III. На восточной стене мраморная мемориальная плита, информирующая о госпитале, оборудованном здесь во время Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны много людей воспользовались привилегированным расположением Галереи, южные двери которой выходили в свободную зону, в то время как вход в Замок находился в оккупированной зоне.
И сегодня можно выйти на другой берег Шер - не забудьте только получить бирку у служащих, которая послужит вам пропуском на обратном пути.
На западный фасад замка выходят салон Людовика XIV и зал Франциска I. На камине салона Людовика изображены геральдические символы Франциска I (саламандра) и его жены Клотильды Бретонской (горностай).
В память о своем посещении Шенонсо 14 июля 1650 году Людовик XIV подарил своему дяде герцогу Вандомскому свой портрет кисти Риго - в необыкновенной раме работы Лепотра, изготовленной из четырех огромных цельных кусков дерева, а также мебель, покрытую гобеленами из Обюссона, и столик в стиле Буля.
На карнизе, идущем вдоль потолка с выступающими балками, инициалы супругов Бойе (Т.В.К.). Над столиком картина Рубенса "Иисус и Иоанн Креститель", купленная в 1889 году на распродаже коллекции короля Испании Жозефа Бонапарта, брата Наполеона.
Кроме того, в салоне находится ряд прекрасных французских картин XVIII века:
- "Портрет короля Людовика XV" кисти Ванло;
- "Принцесса Роан" Наттье;
- "Портрет Шамийяра, министра Людовика XIV" и "Портрет мужчины" Ницшера;
- "Портрет Филиппа V, короля Испании" Ранка;
- самый большой портрет Самюэля Бернара, банкира Людовика XIV, кисти Минара. Богач Бернар был отцом мадам Дюпен де Франкей, портрет которой кисти Наттье подчеркивает ее грацию и ум.
В зале Франциска I над одним з самых красивых каминов стиля Ренессанс начертан девиз Тома Бойе: "S'il vient a point me souviendra" ("Построю замок, и обо мне не забудут"). Мебель состоит из трех французских сервантов XV века, а у стены - итальянский шкаф XVI века, инкрустированный слоновой костью и перламутром. Это - свадебный подарок, сделанный Франциску II и Марии Стюарт. На стене, обитой тканью, имитирующей тисненую кордовскую кожу, - прижизненный портрет Дианы де Пуатье в образе Дианы-охотницы кисти Приматиччо, художника школы Фонтенбло. Картина была написана в 1556 году, на ее раме - шесть шаров (эмблема Екатерины Медичи).
По обеим сторонам полотна Миревельта, Равенштейна, автопортрет Ван Дейка. Рядом большой портрет Габриель д'Эстре в образе Дианы-охотницы кисти Амбруаза Дюбуа. Вокруг окна картины "Архимед" кисти Сюрбарана и "Два Епископа" немецкой школы XVII века. Справа от камина картина Ванло "Три грации", на которой в образе муз художник изобразил сестер де Несле, которые одна за другой были фаворитками короля Людовика XV: мадам де Шантору, де Винтимиль и де Майи.
В двух мельничных опорах, на которых стоит замок, находятся полностью оборудованные кухни эпохи Возрождения. Буфетная представляет собой низкое помещение с двумя сводами на пересекающихся стрелках. Камин XVI века самый большой во всем замке. В нем сохранился оригинальный огромный вертел.
Рядом находится пекарня. Буфетная обслуживает одновременно:
- столовую обслуживающего персонала замка;
- разделочную, в которой сохранились крюки для подвешивания дичи и плахи для разделывания туш;
- кладовую;
- мост, ведущий в собственно кухню. Переходя из одного основания в другое, можно видеть платформу, к которой причаливали суда, подвозившие припасы (по легенде, она называется "купальня Дианы").
В кухне Ренессанс во время Первой мировой войны было установлено современное оборудование, необходимое для превращения замка в госпиталь.
Второй этаж
Из вестибюля дубовые двери XVI века открываются на прямую двухмаршевую лестницу. На резных створках двери представлены Старый Закон (в виде фигуры женщины с завязанными глазами, с книгой и посохом паломника) и Новый Закон (с открытым лицом и держащую пальмовую ветвь и чашу). Сама лестница примечательна тем, что это одна из первых прямых лестниц, сооруженных во Франции по итальянскому образцу. Потолок над ней представляет собой наклонный свод, ребра которого перекрещиваются под прямым углом, его вязка украшена ключами, а кессоны - человеческими фигурами, скульптурными изображениями фруктов и цветов (некоторые из них были забиты во время Французской революции). Два марша лестницы разделяются площадкой, образующей лоджию с балюстрадой, с которой открывается вид на Шер. В начале второго марша сохранился медальон с бюстом девушки с развевающимися волосами.
Лестница выходит в вестибюль Катрин Бриссоне второго этажа. Он вымощен маленькими плитками из обожженной глины с пропечатанными изображениями лилии, пронзенной кинжалом. Плитку производили здесь же - в деревне Фарволь. Потолок - с выступающими балками. Над дверями мраморные медальоны, привезенные из Италии Екатериной Медичи, с изображениями римских императоров Гальбы, Клавдия, Германика, Вителлия и Нерона. Набор из шести гобеленов из Оденаарде XVII века по эскизам Ван дер Мелена представляет охотничьи сцены.
Верхняя галерея оформлена проще галереи первого этажа.
На восточный фасад выходят Спальня Екатерины Медичи и Спальня пяти королев, получившая такое название из-за того, что здесь жили две коронованные дочери и три невестки королевы-матери. Ее дочери - королева Марго (супруга Генриха IV), Елизавета Французская (супруга Филиппа II Испанского) и ее невестки Мария Стюарт (супруга Франциска II), Елизавета Австрийская (супруга Карла IX) и Луиза Лотарингская (супруга Генриха III).
На коробчатом потолке XVI века (восстановлен в XIX веке) изображены гербы пяти королев. Камин в стиле Ренессанс. Стены затянуты набором фламандских гобеленов XVI века, представляющий: осаду Трои и похищение Елены, игры в Цирке Колизея и коронацию царя Давида. На еще одной шпалере изображен эпизод из жизни Самсона.
Мебель состоит из большой кровати с балдахином, двух готических сервантов, на которых стоят две женские головы из многоцветного дерева, и кованого дорожного сундука. На стенах:
- "Поклонение волхвов" Рубенса и этюд к большой картине, которая сейчас находится в музее Прадо;
- "Портрет герцогини Олонской" Минара;
- "Аполлон у аргонавта Адмета" итальянской школы XVII века.
Из окна открывается вид на Шер и остров.
Спальня Екатерины Медичи обставлена красивой резной мебелью XVI века и украшена набором фламандских гобеленов XVI века, изображающих жизнь Самсона. Они замечательны своим бордюром с изображениями животных, символизирующзих пословицы и басни, например "Рак и Устрица" или "Ловкость сильнее Хитрости". Интересен камин, декорированный Жаном Гужоном, с кариатидами, мифологическими животными. Некоторые плафоны приписываются кисти Рубенса, Миньяра и Наттье. Тут же выставлены мраморы, которые Екатерина Медичи вывезла из Италии. Справа от кровати картина "Воспитание любви" кисти Корреджо, написанная по дереву (вариант, написанный на полотне, находится в Национальной галерее в Лондоне).
Рядом находится кабинет Эстампов. Это небольшие апартаменты, украшенные потолком и камином XVIII века в первой из части и XVI века во второй. Здесь собрана коллекция рисунков и гравюр Шенонсо, начиная с самого старого, датированного 1560 годом, и до XIX века.
На западный фасад выходят спальня Габриель д'Эстре, Вандомская комната и Комната Луизы Лотарингской.
Габриель д'Эстре - фаворитка Генриха IV, ночевала в замке, когда Генрих вел в Шенонсо переговоры с Луизой Лотарингской об условиях перемирия с ее братом. Залогом перемирия стала женитьба Цезаря Вандомского (сын Генриха и Габриель) на Франсуазе Лотарингской. В Спальне интересен потолок с выступающими балками, пол, камин и мебель в стиле Ренессанс. У кровати с балдахином фламандские гобелены XVI века. Три остальные стены обтянуты очень редким набором гобеленов, называющимися "Месяцы Лукаса" (автор эскизов Лукас де Лейден или же Лукас ван Невеле):
- июнь - знак Рака, стрижка овец;
- июль - знак Льва, соколиная охота;
- август - знак Девы, расчет со жнецами.
Над книжным шкафом картина флорентийской школы XVII века, представляющая святую Цецилию, покровительницу музыкантов. Над дверями "Ребенок с ягненком" Франческо Рибальта.
Вандомская комната названа в память о Цезаре, сыне Генриха IV и Габриель д'Эстре. Он стал владельцем замка в 1624 году, но постоянно жил в Ане, а Шенонсо управляла его жена. В комнате очень красивый потолок с выступающими балками, который опирается на украшенный пушками карниз. Камин эпохи Ренессанс расписан в XIX веке гербами Бойе. Стены комнаты украшает набор из трех брюссельских гобеленов XVII века, иллюстрирующих античный миф о Деметре и Персефоне: путешествие Деметры в подземный мир; Деметра передает плоды людям; Персефона возвращается на шесть месяцев в году на землю - мифологический символ смены времен года. Очень красивые типично брюссельские бордюры на гобеленах представляют гирлянды фруктов и цветов, выпадающих из рога изобилия. Кровать с балдахином и мебель этой комнаты датируются XVI веком. Слева от окна, украшенного двумя деревянными кариатидами XVII века, висит "Портрет св. Иосифа" кисти Мурильо.
Третий этаж
Вестибюль третьего этажа полностью сохранил свое внутреннее убранство XIX века работы архитектора Роге, ученика Виоле ле Дюка.
Обратите внимание на гобелен де Нейи XIX века, символизирующий реку Шер, с изображением венецианской гондолы, которая в XIX веке была действительно привезена в Шенонсо вместе с гондольером по просьбе мадам Пелуз, владелицы имения того времени.
Оба серванта, а также напольная плитка относятся к эпохе Возрождения.
Комната Луизы Лотарингской - одна из самых интересных в замке. Комната была восстановлена на основе сохранившегося оригинального потолка. Она была оформлена вдовой Генриха III как могила: черный потолок, черные стены, расписанные белесыми костяками, серебристыми слезами, лопатами, заступами и другими атрибутами смерти и печали. В терновых венцах можно увидеть греческую букву лямбду (по начальной букве имени "Луиза"), переплетенную с Н ("Henry").
На столе букет белых цветов - как напоминание о белом трауре Белой королевы. Одновременно благочестивая и траурная атмосфера этой комнаты подчеркивается фигурой Христа в терновом венце и религиозной сценой на картине по дереву XVI века, которая украшает камин.
Сады
При выходе из замка сразу видны окаймляющие его с обеих сторон сады. Справа Сад Дианы де Пуатье, над входом в который стоит дом управляющего, Канцелярия, построенная в XVI веке. Этот сад защищен от повышения воды в Шере приподнятыми террасами, с которых открывается красивый вид на цветники и на замок.
Слева Сад Екатерины Медичи, более интимный, с центральным водоемом. Из него хорошо виден западный фасад.
Цветочное оформление садов, обновляемое весной и летом, требует посадки 130 000 цветов и растений, выращиваемых в этом поместье.
Вдоль Двора Почета расположен здание с куполами XVI века, в котором находились королевские конюшни, а также осуществлялось выращивание шелковичных червей, введенной во Франции Екатериной Медичи. Для посетителей открыта также Ферма XVI века и Парк площадью 70 га.
По соседству с большой платановой аллеей, среди грабов и напротив кариатид был устроен лабиринт из двух тысяч тисов в духе эпохи Екатерины Медичи по итальянскому плану 1720 года.