Замок Амбуаз (Chateau d'Amboise)

Feb 15, 2010 18:47



Где находится: Долина Луары, Амбуаз.
Как добраться:
- на автомобиле (из Парижа): A10, съезд - Amboise, 15 км по D31, затем по N152.
- на поезде:
из Парижа: от вокзала Аустерлиц ходят поезда 5 раз в день. Время в пути 3 часа, стоимость билета 28 евро.
Из Блуа: 15 раз в день, 20 минут, 6,5 евро.
Из Тура: 15 раз в день, 20 минут, 6 евро.

Как работает: с апреля по октябрь 9.00-18.30, в июле и августе до 20.00, с ноября по март 9.00-12.00 и 14.00-17.00.
Цена вопроса: 9.70 (6.30) евро

Сайт замка Сайт замка
Сайт тур.офиса Турени

На что посмотреть: мощные стены крепости поднимаются на южном берегу Луары. Они опоясывают высокую террасу, делая ее недоступной для врага. Замок доминирует над панорамой города, живописно раскинувшегося на берегу.
Всемирное наследие ЮНЕСКО внесло замок в свой список - объект № 933.



С середины июня по август в ср. и сб. вечером в замке проходит костюмированное представление из жизни двора Франциска I. Сайт

Специальная часовая экскурсия по подземельям и башням Замка на французском языке для индивидуальных посетителей от 7 лет в хорошей физической форме. Формирование группы на месте (максимум 18 человек), хотя можно и предварительно заказать по телефону: 02-47-57-00-98.
Когда: с 1 апреля по 30 июня и с 1 сентября по 30 сентября (кроме Дней Культурного наследия 19 и 20 сентября) по пятницам, субботам и воскресеньям в 16.30; с 1 июля по 30 августа ежедневно в 17.00.
Цена экскурсии: 14 (10,40) евро. В стоимость включены экскурсия по подземельям и свободный осмотр замка после экскурсии.

Содержание экскурсии: посетители получают уникальную возможность проникнуть в подземелья и башни средневековой крепости, расположенной под Королевскими покоями эпохи Возрождения. Посетители пройдут через бастионы Башни Гарсонне (la Tour Garçonnet), возведенной в XV веке по приказу Людовика XI, посетят Зал Лилий (la Salle des Lys) - бывшую трапезную караула. Затем они проследуют по дозорной дорожке в ров древнего донжона и вдоль зала с собранием фрагментов архитектуры. Посетители побывают в подземных лабиринтах, ведущих в Башню Миним (la Tour des Minimes). Затем туристы могут осмотреть интерьеры замка самостоятельно.

Вечернее посещение
С 3 июля по 21 августа по пятницам, начиная с 22.30 в июле и с 22.00 в августе сады открыты для посещения вечером. Парк освещен и украшен феерическими декорациями.
Цена вопроса: 6,5 (5) евро. По предъявлении входного билета в замок на тот же день предоставляется скидка 2 евро.

Ради чего: это оригинальное художественное создание дизайнера Юкиджунг с видеоэффектами и аудиовизуальным сопровождением, где смешиваются голоса, свет, музыка и изображение. На искусно освещенных террасах с аудиовизуальным оборудованием еще слышны отзвуки криков игравших тут маленьких принцев и принцесс. Сады оживают от бешено несущихся гончих и любимых лошадей королевских детей. По вечерам многочисленные дневные дела сменяются мечтами и грезами молодых принцев об их королевском предназначении.




История замка

Первые укрепления возникли на месте современного замка в галло-римскую эпоху. Амбуаз был главным городом туронов, кельтского народа, давшего имя будущей провинции Турень. Постепенно прямо над скалой, нависающей над слиянием Луары и Амассы, здесь возводились укрепления.

Здесь сходились важные торговые и военно-стратегические пути. В хрониках Амбуаз упоминается в хрониках 503 г. как место встречи короля франков Хлодвига и короля вестготов Алариха. Правда, произошло это несколько ниже современного расположения замка - на острове св.Иоанна посреди Луары. Судя по выбранному месту встречи, граница между вестготами и франками, вероятно, проходила именно по этой реке. О чём велись переговоры, неизвестно, но вполне возможно, речь шла о взаимном признании владений.



Интенсивное строительство развернулась в середине Х века, тогда же сложился трапециевидный план крепости, где важнейшие углы укреплены мощными башнями. Амбуаз, неоднократно подвергавшийся набегам норманнов, со временем был присоединен к землям Анжуйских графов. Филипп II Август в 1234 году взял крепость герцогов Анжуйских штурмом и передал ее герцогам Амбуазским, став частным владением знаменитой династии Амбуаз-Шомон, в а 1422 году перешел по наследству к Людовику, виконту де Туар. Но в 1436 году он был приговорен к смерти по обвинению в заговоре против Ла Тремуя, фаворита Карла VII, и, хотя монарх позже помиловал предателя, конфискованный замок вновь стал собственностью королевского дома. Была и другая причина изъятия замка: герцоги Амбуазские жестоко соперничали между собой, что вело к драматической развязке, и король счел лучшим решением отобрать у них яблоко раздора.

В замке неоднократно останавливался Карл VII. Так, перестав быть исключительно крепостным сооружением, замок Амбуаз превратился в королевскую резиденцию, и в связи с этим городу были предоставлены значительные привилегии. Пока королевский двор находился в Бурже, здесь квартировал полк французских стрелков. Людовик XI модернизировал старую крепость, усилил ее оборонительную мощь.

Одним из главных событий в правление Людовика XI было установление в Амбуазе 1 августа 1469 года Ордена св.Михаила. В этот день король собрал в капелле св. Михаила (по другим источниками - в церкви Сен-Флорантен) 15 высокородных баронов и ознакомил их с уставом этого рыцарского ордена, основание которого имело важное политическое значение. Орден св.Михаила символизировал приверженность дворян и вассалов королевской Короне. Одетые с необычайной пышностью в длинные шелковые плащи, отороченные мехом горностая и расшитые золотым орнаментом в виде чашек эфеса, в широкополых шляпах из пунцового бархата, высокие сеньоры поклялись жить по законам Церкви и Рыцарства. В этот день Амбуаз стал местом грандиозной церемонии, которая внесена в анналы Французского королевства.

Здесь же родился в 1470 году и вырос сын Людовика XI и Шарлотты Савойской Карл VIII. Специально для наследника и королевы построили здание между караульными башнями. Так что Амбуаз стал личной резиденцией королевы, в то время как король предпочитал держать свой двор в Плесси-ле-Туре. Королева, умершая в Амбуазе в 1483 году, провела здесь жизнь, достойную ее звания. Около 150 человек составляли ее свиту и окружение. Все служило тому, чтобы сделать ее пребывание в замке приятным. Апартаменты были богато украшены, обставлены мебелью, заполнены драгоценной утварью.

Здесь, в Амбуазе юный дофин в возрасте 13 лет встретил Маргариту Австрийскую, внучку последнего герцога Бургундии Карла Смелого, которую ее отец Максимилиан Австрийский решил отдать ему в жены. Маргарита, которой было всего три года с момент торжественной помолвки, прожила в заме Амбуаз до 1492 года, когда ей пришлось с грустью возвратиться во Фландрию, чтобы уступить место невесты Анне Бретонской, на которой Карл VIII женился 6 декабря 1492 года. Так Бретань впервые объединилась с королевством на условиях личной унии.

После смерти неаполитанского короля Ферранте I Карл VIII предъявляет притязания на его королевство. Так начинается эпоха Итальянских войн, которые вели, сменяя друг друга, Карл VIII, Людовик XII и Франциск I на полях Неаполитанского королевства и Миланского герцогства. Несмотря на многочисленные победы (наиболее известная из них была одержана в битве при Мариньяно в 1515 году) и несколько периодов французской оккупации, вопрос о притязаниях французских монархов решался не в их пользу. Франциск I даже был захвачен в плен в 1525 году в битве при Павии. В 1559 году Генрих II, подписывая Като-Камбрезийский мир, подтверждает права Испании на Апеннинский полуостров. Вне всякого сомнения, Итальянские войны сформировали у суверенов вкус к итальянскому Возрождению. У них появилось желание возвести в долине Луары отдельные элементы этой блистательной культуры.



Вступив на престол, Карл VIII, первым проникся гуманистическими идеями, в том числе и идее бытового комфорта. По возвращении из итальянского похода в 1492 году он распорядился перестроить ставшую тесной резиденцию, для чего повысил налог на соль. Флорентийский посол, увидев чертежи будущего замка в 1493 году, воскликнул: "Он хочет сделать из своего замка город!".

По завершении Неаполитанской кампании в 1496 году король поселился в Амбуазе, и крепость уступила место королевскому дворцу. Увлеченный искусством, Карл VIII привез из итальянской кампании в своей свите художников, скульпторов, архитекторов, писателей-гуманистов: Фра Джиокондо, Доменико да Картона, Гвидо Маццони и других и украсил интерьеры французской и итальянской живописью. Садовник Пачелло де Меркольяно устроил на верхней террасе замка сад с цветочными партерами и фонтанами. По замыслу средневекового ландшафтного дизайнера сад должен был напоминать о "райских садах, в которых жили Адам и Ева". Пачелло открыл в своем саду перспективу и ввел новые культуры, широко распространенные в Италии: дыню, артишок и цитрусовые.



Площадь, занимаемую замком, предполагалось значительно расширить. Карл VIII хотел видеть в своей резиденции пышный дворец, сравнимый с величавыми зданиями Неаполя. средневековая крепость уступила место огромному четырехугольному монолиту в форме трапеции, разделенному на три двора: главный двор с апартаментами короля, "Обитель Добродетелей" на юге и двор, называемый "Донжоном", на западной оконечности высокого плато. Две круглые винтовые башни - Мним и Гюрто - представляли собой любопытное архитектурное новшество. Вход и въезд в замок находился в башне Миним, диаметр которой около 20 м. Лестница внутри нее заменялась пандусом, который спиралью поднимался вокруг десятиметрового пустого цилиндра. Цилиндр использовался для хранения запасов продовольствия. По пандусу легко могли подниматься всадники, повозки, запряженные конями. Спиральный коридор внутри башни перекрыт сложной системой крестовых сводов. Южная башня Гюрто была еще более мощной: ее диаметр - 24 м.









В убранстве интерьеров вначале преобладало французское направление, затем в него внесли свою лепту фламандские художники и, безусловно, после возвращения короля из походов 1495 года появились декоративные элементы итальянского происхождения. Мебелировка была роскошной: гобелены - из Фландрии и Франции, драпировки - из Дамаска, ковры - из Турции.

Обширные строительные работы по переделке замка-крепости графов Анжуйских в резиденцию, достойную французской Короны, были неожиданно прерваны несчастным случаем, произошедшим 7 апреля 1498 года. Карл VIII не чурался модной в то время игры в мяч. Сопровождая королеву Анну Бретонскую, чтобы посмотреть матч, он ударился головой о притолоку в галерее Акльбак и спустя несколько часов скончался. Ему было 28 лет. Историки до сих пор гадают, не была ли смерть короля вызвана иной причиной? Поговаривают, что высокий силуэт Карла до сих пор появляется в замке.

Преемником Карла VIII стал герцог Орлеанский - Людовик XII. Он наслаждался привольным покоем Долины Луары, как и его отец, знаменитый поэт Шарль Орлеанский, который жил в Блуа. Именно там и обосновался новый король со своей супругой - всё той же Анной Бретонской, вдовой Карла VIII. Свадьба состоялась 8 января 1499 года. Дело в том, что после смерти Карла VIII, ее предыдущего супруга, у королевской четы не осталось наследников, и согласно брачному контракту Анна должна была выйти замуж за следующего короля Франции, приходившемуся покойному мужу кузеном.

Хотя королевская чета и переселилась в Блуа, Амбуаз не был заброшен, оставаясь королевской резиденцией - в нем поселилась Луиза Савойская и ее дети: Франциск (будущий король Франциск I) и Изабелла Ангулемские. Именно Людовик XII избрал Амбуаз для размещения своего кузена и вероятного преемника Франциска Ангулемского.

Работы по реконструкции замка были возобновлены в 1500-1501 гг., и крупные поставки камня позволили продолжить строительство. К сменившему Людовика XII Франциску I права на герцогство переходят благодаря его жене - Клод де Франс, дочери Людовика XII и Анны Бретонской. В 1532 году, когда наступает совершеннолетие "герцога-дофина" Франциска, собрание герцогства принимает решение об унии с Французским королевством.

Когда Франциск стал королем, в Амбуаз вернулась активная жизнь. С 1515 по 1518 гг. король останавливался именно здесь, когда он посещал берега Луары, именно в этом, как он называл "роскошном замке". Дворец стал местом проведения балов, пиров, турниров, маскарадов, достигших апогея после победы при Мариньи. Жизнь организовывается по строго определенным правилам, создается даже внутренняя страха - прообраз полиции. Королева Клод Французская произвела здесь на свет трех своих детей. Король, поклонник охотничьих забав, держал во дворе зверинец, устраивались битвы диких животных. В 1516 году в Амбуаз по приглашению короля прибыл и поселился в Кло-Люсе Леонардо да Винчи. Во время роскошных праздничных и официальных приемов, организованных Леонардо в качестве платы за предоставленное жилье, в залах Амбуаза размещались механические фигуры, изображающие животных, при нажатии на грудь которых изумленных госте осыпали "белоснежные лилии и ароматные розы", а над головами ошеломленной публики кружили "летающие машины".



Увлеченность Возрождением делает из Франциска I большого мецената. В частности, он покровительствует таким французским сочинителям, как Буде, Маро, де Белле, Ронсару, Рабле. Помимо Леонардо да Винчи Франциск приглашает и других итальянских художников - Андреа дель Сарто и Бенвенуто Челлини.

Амбуаз находился в самом центре европейской политической жизни. Именно здесь были подписаны важнейшие соглашения в самом начале правления Франциска I: Нуайонский мирный договор с королем Испании, Конкордат с папой Львом Х, мирное соглашение со Швейцарией, договор Камбре ("Дамский мир", названный так потому, что посредницами при его заключении были вдовствующая герцогиня Маргарита Савойская, наместница Нидерландов, и Луиза, мать Франциска I) с императором Карлом V и Лондонское соглашение с Генрихом VIII. Франциск I готовил здесь свою кандидатуру на трон Империи и принимал знатных лиц из Германии.

После его смерти король Генрих II и Екатерина Медичи избрали Амбуаз местом для воспитания своих детей. Генрих II расширил и перестроил восточное крыло на итальянский манер: передняя-спальня-кабинет-гардероб. Тогда замок был примерно в пять раз больше, чем сейчас.



После смерти мужа королева-мать много ездила по стране, пытаясь погасить разгорающуюся гражданскую религиозную войну. В Амбуазе созрел протестантский заговор.

После нелепой смерти Генриха II (на рыцарском турнире он был случайно убит) королем стал его старший сын Франциск II. В 1559 году ему было 15 лет, и он был совершенно не способен управлять государством. Власть фактически перешла в руки к дядьям его жены Марии Стюарт - герцогам де Гизам. Франсуа де Гиз возглавил армию, Карл де Гиз, епископ Лотарингский и кардинал, взял в свои руки гражданское управление. Екатерина Медичи начала разыгрывать свою партию, встав в дебюте на сторону "иностранцев" (лотарингцев) и выскочек Гизов. Вместе он оттерли от власти коннетабля Монморанси - любимца Генриха II. Хотя король считался совершеннолетним, ему необходима была опека, а законным опекуном мог быть лишь его ближайший родственник Антуан де Бурбон. В августе 1559 года возникла оппозиция Гизам: Антуан де Бурбон, его брат Конде и адмирал Колиньи. Ничего религиозного, просто борьба за власть. Однако после мира в Като-Камбрези много солдат и офицеров осталось без работы. Сначала они сошлись в Фонтенбло, требуя вознаграждения, но Франсуа де Гиз их разогнал. Теперь у заговорщиков были верные солдаты, причем большая часть из них родилась в южных, гугенотских провинциях. Планируемый заговор стал приобретать религиозную окраску. Во главе недовольных встал Конде. Он рассчитывал захватить короля, двор которого находился в Амбуазе, и от его имени созвать Генеральные Штаты. Однако Гизы, упреждая удар, вызвали ко двору Колиньи и спросили его о причинах недовольства. Адмирал объяснил его преследованием протестантов. Гизы издали эдикт о веротерпимости, и струсившие вожди заговора успокоились, но их войско самостоятельно попыталось захватить короля, двинулось на Амбуаз и было разбито Франсуа де Гизом. Заговорщиков, теперь уже четко обозначивших себя как протестантов, казнили без суда. Когда не хватило виселиц - топили в Луаре и вешали на зубцах Амбуазского замка. Всего было убито свыше полутора тысяч человек. А нервный юноша - король Франции и его жена наблюдали за всем этим с балкона. Галерея главного корпуса хранит память об этих событиях в названии "балкон повешенных".



От имени короля Гизы вызвали ко двору Антуана де Бурбона и принца Конде, арестовали их и судили. Только смерть короля спасла их от смерти. Опекуном нового малолетнего короля по закону должен был стать Антуан де Бурбон. Но тут Екатерина Медичи быстро повернула свою шахматную доску. Ловким маневром она заставила Антуана отказаться от прав на опеку и одновременно отдалила на некоторое время от власти Гизов.

19 мая 1563 года было заключено соглашение между королевой-матерью Екатериной Медичи и принцем Конде, положившее конец первому всплеску религиозных распрей и провозгласившее свободу вероисповедания в угоду высшей аристократии. Конфронтация на этом не закончена и достигает своего пика в кровавую ночь Святого Варфоломея 24 августа 1572 года.

После этих событий Амбуаз утратил значение королевской резиденции, хотя здесь неоднократно останавливался Людовик XIII. В 1660 году Гастон Орлеанский (брат Людовика) снес часть строений. В 1663 году здесь содержали под арестом Фуке - сюринтендата (хранителя государственных доходов), вора, взяточника, влиятельного лоббиста. Но в действительности замок находился в плачевном состоянии и был непригоден для жилья. В 1762 году герцог Шуазель приобрел замок, поместье и окрестности Амбуаза, а в 1786 году его наследники продали все это герцогу де Пентьевр. Этот принц, внук Людовика XIV, был самым богатым вельможей того времени, он владел более чем 20 замками и особняками. В годы, предшествовавшими Революции, он начал работы по реконструкции старых и строительству новых помещений в своей резиденции, которая с 1787 года стала центром герцогства-пэрства.

Во время революции замок был конфискован и пострадал от грабежей, здесь устроили казарму и даже пуговичную фабрику между "Обителью Семи Добродетелей" и капеллой Сен-Юбер. Амбуаз пришел в такое запустение, что после того как Наполеон подарил замок Роже Дюкро, тот, опасаясь, что ремонт его разорит, разрушил значительную часть Амбуаза. Именно это нанесло самый большой ущерб этому памятнику исторических эпох.

В 1821 году Луиза-Мария-Аделаида де Бурбон Пентьевр передала Амбуаз своему сыну Луи-Филиппу, будущему королю Франции. Луи-Филипп приобрел 46 домов и построек, окружавших замок со стороны улицы Миним и возле Ворот Гюрто. Его целью было разрушить эти постройки, чтобы освободить место перед башнями и крепостными стенами и таким образом обеспечить доступ в подвальные помещения, которые вытянулись по всей длине замка и его служб, то есть в погреба, которые было принято называть "старинными житницами Юлия Цезаря".

Луи-Филипп возглавлял младшую ветвь Бурбонов, берущую начало от Филиппа Орлеанского, брата короля Людовика XIV. Он разделял основные революционные идеи и отправился в ссылку в ряд европейских стран и США. В июле 1830 года король Карл Х отрекается от престола после "трех славных дней" Июльской революции. Передовые идеи и большая популярность Луи-Филиппа послужили его выдвижению на трон. Так начинается его восемнадцатилетнее правление в 1830-1848 гг., больше известное как "Июльская монархия". Он присягает на обновленной Конституционной хартии и становится Луи-Филиппом I, королем французов. Экономическое процветание в начале его правления уступает место глубокому экономическому и социальному кризису. Его отказ осуществить избирательную реформу провоцирует недовольство и приводит к отречению короля от престола 24 февраля 1848 г. он умирает в ссылке в Англии в 1850 г.

Герцог Омальский, сын Луи-Филиппа, сыграл решающую роль в колонизации Алжира, главным образом во время взятия Смалы в 1843 году. Он принял капитуляцию алжирского эмира Абд-аль-Кадира, которого перевезли в Тулон. Впоследствии ему назначили местом пребывания замок Амбуаз, куда поместили с семьей и свитой, всего около 80 человек. Эмир провел в замке четыре года, пока принц-президент Наполеон III не вернул ему свободу, явившись лично 16 октября 1582 года с радостной вестью. 16 октября 1852 г. он отправился из Франции в Турцию, а затем в Сирию. Памятник членам его свиты, умершим в Амбуазе, воздвигнут в верхней части парка при замке.



Начиная с 1974 года, с года своего основания, Фонд св.Людовика поддерживает замок в сохранности и проводит реставрационные работы, начавшиеся после Второй мировой войны. Внутренние сады, содержащиеся в прекрасном состоянии, придат замку дополнительное очарование и оправдывают название, данное Турени - "Сад Франции".

По замку



Поднявшись по пандусу, по которому в старину проходили пешие караульные, вы попадаете на террасу, укрепленную стеной.






Перед вами открывается панорамный вид долины Луары, сооружения XV и XVI веков, сады, засаженные средиземноморскими породами деревьев, и две башни внушительных размеров для проезда всадников.




Сразу можно осмотреть капеллу Сен-Юбер (Сhapelle St-Hibert), построенную в 1496 году в честь святого покровителя охотников.



Разместили ее на фундаменте прежней молельни, воздвигнутой при Людовике XI, его сыном, королем Карлом VIII. Портал капеллы, возведенной из белого песчаника в стиле "пламенеющей готики", украшен скульптурными композициями, посвященными святым Ансельму, Кристофору и Юберу (слева направо). Произведение отличается тонкостью исполнения. Фигуры представлены на фоне стилизованного пейзажа. Это пример "северной" струи в развитии и сложении французского Возрождения. Она проявилась больше в изобразительном искусстве, в рельефе, книжной миниатюре, станковой живописи, чем в архитектуре, где сильным оказалось итальянское воздействие. Каменный тимпан капеллы подражает стилю деревянного рельефа, в изображении много деталей, излишней дробности, однако отдельные мотивы трактованы реалистически. В верхней зоне тимпана - "Поклонение Богоматери", которое создано в XIX веке, что разу же бросается в глаза из-за нарочитой сухости, непластичности форм. На фронтоне статуи молящихся Карла VIII и Анны Бретонской.



В северном и южном трансепте находятся камины, сделанные специально для удобства королевских особ.



Интерьер этой небольшой капеллы богато украшен в позднеготическом стиле. Витражи, разрушенные в 1940 году, заменены новыми, созданными Максом Энграном в абстрактном стиле, иллюстрируют эпизоды из жизни короля Людовика IX. Здесь находится могила Леонардо да Винчи, чьи останки были перенесены сюда в 1869 году из храма Сен-Флорантен. В нижней части парка место разрушенного собора св.Флорантена (постройка XII века в романском стиле) отмечено белым бюстом Леонардо да Винчи.



Раньше капелла входила в покои королевы. От нее галерея вела на юг, к замку. Проходя именно по этой, не сохранившейся до наших дней галереей, Карл VIII ударился головой и умер.

От замка осталось два крыла, расположенные под прямым углом. Они хорошо отражают переход от поздней французской готики в крыле Карла VIII, располагающегося в продолжении стены) к ренессансному стилю в крыле Людовика XII и Франциска I (четвертый этаж перпендикулярного крыла).

Войдя в главное здание, попадаем в Зал Стражи с типичными для готики сводами, образованными арками, пересекающимися под прямым углом.



Здесь стоят резные скамьи, сундук и буфет XV-XVI веков, а также рыцарские доспехи, сделанные в Милане в XVI веке.



Из этого прохода можно было держать под контролем вход на этаж, занимаемый королем. Из открытого прохода, называемого Галерей Караульных, было легко обозревать Луару. На одной из стен висит доска с описанием того, что было разрушено в замке во времена Первой империи по приказу Роже Дюкро. Сохранившиеся до сих пор сооружения выделены оранжевым цветом.



В непосредственной близости к суверену охрану несли титулованные особы - в Зале почетного караула. Отсюда контролировался выход к лестнице на верхний этаж. Здесь интересна центральная колонна под готическим "пальмовым" сводом, составляющая композиционный центр зала. В помещении располагаются копии доспехов XVI века: слева - боевые доспехи, украшенные вертикальными накладками; справа - более легкие парадные доспехи. Из мебели представлен корабельный рундучок XVII века.

Поднявшись в Зал Барабанщиков, обратите внимание на пол, украшенный изображениями королевских лилий, и фламандские гобелены XVI века с сюжетами из жизни Александра Македонского. Достойны изучения стол в стиле Возрождения, готическая кафедра, украшенная гербом кардинала Амбуазского Георга, освятившего союз Карла VIII и герцогини Анны Бретонской, сундук эпохи Карла VIII. По своему расположению это помещение соответствует парадному залу короля, стены которого во время приемов украшали гобеленами. Двор часто перемещался, и предметы обстановки перевозились вместе с ним. В этом зале воспроизведена атмосфера празднеств и балов, столь частых в замке в эпоху Валуа.



Далее следует Зал Генеральных Штатов. В нем во времена Карла VIII была сосредоточена политическая жизнь страны, а в 1560 году здесь пытали участников амбуазского заговора. Колонны, витражи окон со стороны Луары и один из каминов украшены лилиями и геральдическим символом Бретани - хвостом горностая.



Над камином размещена стилизованная под пальмовую ветвь шпага в готическом стиле - герб Карла VIII. На другом камине, выполненном в стиле эпохи Возрождения, скульптурный портрет Александра Великого. На стенах портреты "Сыны Франции": Генрих IV (по картине фламандского художника Франца Пурбю) и Людовика XIII (копия портрета кисти Филиппа Шампеня). На потолке монограммы Карла VIII (вензель с буквой С) и Анны Бретонской (буква А). Вдоль стен расположились "шайеры" - скамьи со спинками, украшенными складчатыми резными украшениями в готическом стиле (его еще называют "сложенная салфетка").






В Зале Виночерпия стоит мебель в готическом стиле (буфет с посудой, два кресла) и в стиле Возрождения (несколько столов и большой резной сундук XVI века из орехового дерева с позолоченной крышкой).



На стенах развешаны гобелены, вытканные на французской мануфактуре в Оюссоне в XVII веке по эскизам Ле Брена. Оконные проемы украшены посохами паломников, кошельками, полными монет, и сумой, напоминающими о том, что Амбуаз был остановкой на пути паломников, отправлявшихся к св.Мартину Турскому по пути в Сантьяго-де-Компостелла.

Это помещение помогает воспроизвести обычая у короля за столом, где напитки разливал специально обученный человек - эшансон. Настил, использовавшийся в Средние века, уступает место столу - появляется "итальянский" стол. Он богато украшен и может удлиняться вставными досками. Столовый этикет развивается медленно: в обиход постепенно входит вилка с двумя зубцами (до Генриха III гораздо охотнее пользовались ножом и ложкой).



В спальне Генриха II сохранились его кровать внушительных размеров (2,18 м х 1,82 м), резной сундук, украшенный растительный орнаментом, фламандские гобелены XVI века и брабантские гобелены XVII века. Обратите внимание на кресла - это первые во Франции кресла с подлокотниками. Здесь же представлен ларец для драгоценностей с двойным дном.



Забавен и тот факт, что над спальней короля размещались апартаменты его супруги, Екатерины Медичи. И та приказала провинтить в полу дырку, чтобы подглядывать за мужем и его любовницей Дианой де Пуатье.




Далее, пройдя через Веревочную переднюю, где на камине лилии вновь соседствуют с хвостиками горностая, а кессонированный потолок украшает саламандра в обрамлении орденской цепи св.Михаила, поднимемся в апартаменты, где в XVI веке жил Франциск I, а сейчас воссозданы интерьеры времен Луи-Филиппа.






В реконструированном кабинете можно увидеть портрет герцогини Орлеанской, урожденной Пентиевр, матери Луи-Филиппа и наследственной владелица замка; модель судна "Бель-Пуль", на котором под командованием принца Жуэнвилького, сына Луи-Филиппа, был возвращен во Францию прах Наполеона I, умершего на острове Святой Елены.



В спальне стоят кушетка-рекамье, секретер, столик и комод, отделанный муаровым акажу (кубинская древесина). На стенах - портреты представителей Орлеанского королевского дома: мадам Аделаида, сестра короля, казнена по приговору суда; принц Жуэнвильский и его супруга принцесса Бразильская Изабелла де Браганс, в школе Винтерхальтер; старший сын Луи-Филиппа принц Фердинанд с супругой и сыновьями.



В музыкальном салоне - рояль "Эрар", отделанный палисандровым деревом, привезенным из Бразилии, мебель из красного дерева, портреты Луи-Филиппа и его близких. На мольберте - портрет почетного пленника Амбуаза, Абд-аль-Кадира.



С крыши Рыцарской башни хорошо виден фасад резиденции Карла VIII, выполненный в стиле "пламенеющей готики". Балкон третьего этажа - тот самый "балкон повешенный", с которого Валуа наблюдали за казнью заговорщиков-протестантов.






В завершение осмотра можно подняться по широкой винтовой (5 витков) лестнице на последний этаж башни.







сады Центра-Долины Луары, замки Центра-Долины Луары, персоны, детям, *ЦЕНТР – ДОЛИНА ЛУАРЫ, Амбуаз, музеи Центра-Долины Луары, гид

Previous post Next post
Up