Где находится: Долина Луары, 30 км к югу от Парижа.
Как добраться. В городе два железнодорожных вокзала: Gare d’Orleans и Gare des Aubrais-Orleans (последний обслуживает парижское направление). Из Парижа (от Gare Austerlitz) 15 раз в день ходят поезда в Орлеан. Время в пути 1 ч 45 мин, цена билета - 18 евро.
В западном направлении в города Долины Луары поезда отправляются с обоих вокзалов. До Блуа (Blois) - 20 поездов в день, время в пути - 50 минут, цена билета - 11 евро.
До Нанта (Nantes) - 3 раза в день, 2 ч 30 мин, 37 евро.
До Тура (Tours) - 4 раза в день, 1 ч 30 мин, 17 евро.
Сайт города На что посмотреть: Орлеан - крупнейший город Долины Луары, своеобразный "Париж на Луаре", королевский город, являющийся старинным владением короны, начиная с правления Гуго Капета в 987-996 гг. Он был всегда оригинальным дополнение к столице и нередко имел с ней общую судьбу. Париж и Орлеан - домены династии Капетингов, представители которой находились из-за них все время в борьбе.
Городские ориентиры
Старый город расположен на северном берегу Луары. Rue de la Republique соединяет железнодорожный вокзал Gare d’Orleans с одной из центральных площадей - pl. du Martroi. На ней расположен памятник Жанне д’Арк.
Основные достопримечательности и исторические кварталы находятся к востоку от площади. Между rue Jeanne d’Arc, выводящей к собору Сен-Круа и набережной Шатле (quai Chatelet).
Туристический офис
Где находится: pl. Albert 1-er, в здании торгового центра на pl. d’Arc.
Как работает: вт-сб 10.00-18.00, пн. 10.00-19.00.
Чем полезен: в нем можно приобрести туристическую карточку Orleans Pass - проездной билет и музейная карта.
Система общественного траспорта включает 32 линии автобуса и 1 линию трамвая. Стоимость проезда - 1,2 евро, carnet (на 10 поездок) - 10,5 евро.
История
Город в излучине Луары на перекрестке важнейших торговых путей север-юг и восток-запад возник во времена Римской империи как главный город кельтского племени карнутов и назывался тогда Ценабум (Cenabum). Разрушенный Цезарем в 52 году, до н.э., он был восстановлен в 275 году императором Аврелианом, от имени которого и произошло современное название Орлеана. В 451 году город осадили племена гуннов под предводительством Атиллы, и лишь при помощи войск короля готов Теодориха и римского полководца Валентиана Аэция осада была снята. Гунны отступили к Труа, где произошла жесточайшая "битва народов". Галлия оказалась на время спасенной, чтобы вскоре быть завоеванной приморскими франками короля Хлодвига, походы которого Григорий Турский, епископ города, автор истории франков, представлял как священные в борьбе с готами-арианами, еретиками.
В 511, 532, 541, 549 годах в Орлеане проводились церковные соборы. Во время правления Карла Великого город стал интеллектуальной столицей Франкского государства. Также Орлеан был столицей Орлеанского королевства, образовавшееся после разделения Франкского королевства, в котором правил Хлодомир (27 ноября 511 - 25 июня 524).
В 996 году в кафедральном соборе Орлеана состоялась коронация Робера II, сына короля Гуго Капета, и какое-то время город был столицей Франции.
Географическое положение способствовало активизации экономической жизни, в первую очередь благодаря транзитной торговле. Плодородная почва, развитие виноделия и предприимчивость населения сделали Орлеан одним из самых крупных и богатых средневековых городов. Сравнительно недалеко протекала Сена (со временем был проведен канал - Орлеанский, объединивший две реки), что позволяло поддерживать торговую связь с Парижем и севером страны. Виноделие, а в последующие века и развитие мануфактур укрепляли мощь города, достигшего наивысшего своего подъема к эпохе Ренессанса.
Ещё в раннем Средневековье образование в Орлеане считалось престижным. В VI веке здесь обучался сын короля Бургундии Гунтрамна Гундобад. Карл Великий, а затем Гуго Капет отправляли в Орлеан учиться своих старших сыновей. В XI-середине XIII веков учебные заведения города были широко известны, слава о них распространялась до Италии и Англии, откуда люди приезжали получить образование.
В 1230 году, когда временно были распущены преподаватели парижской Сорбонны, часть из них нашла пристанище в Орлеане. Когда в 1298 году римский папа Бонифаций VIII опубликовал шестой сборник дектералий, он поручил докторам Болоньи и Орлеана сопроводить их комментариями. Святой Иво Кермартенский (1253-1303), считающийся покровителем юристов, нотариусов, адвокатов и судей, изучал в Орлеане гражданское право.
Папа римский Клемент V изучал здесь право и литературу. Булла, изданная им 27 января 1306 года в Лионе, объявляла о создании в Орлеане университета - одного из старейших во Франции и Европе. Следующие 12 папа предоставляли университету всё новые привилегии. В XIV веке в нём обучались около 5 тыс. студентов из Франции, Германии, Лотарингии, Бургундии, Шампани, Пикардии, Нормандии, Турени, Гиени, Шотландии. В 1793 году университет был упразднён Конвентом, воссоздан в 1962 году. В университете в разное время учились Иоганн Рейхлин, Жан Кальвин, Этьен де Ла Боэси, Пьер Ферма, Мольер, Шарль Перро, Жан де Лабрюйер и др. К эпохе Ренессанса университет становится видным очагом гуманизма. До настоящего времени сохранился лекционный зал начала XV в. В нем хранятся ценные книги, проводит заседания Археологическое общество Орлеана.
Стоит отметить, что Орлеан наряду с Туром и Лионом - старинные религиозный центр страны, сохраняющий это значение и по сегодняшний день.
Во время Столетней войны у стен университета развернулось решающее судьбу Франции сражение за снятие осады Орлеана.
Снятие семимесячной осады Орлеана, произошедшее во многом благодаря Божественной воле, проводником которой выступила Жанна д’Арк, воодушевило французскую армию и народ на окончательное изгнание англичан и возрождение Франции. Орлеанцы, изнемогавшие, потерявшие надежду, прослышав о "деве Иоанне", как именовала себя Жанна, потребовали ее к себе на выручку. Хотя англичане уже истощились под Орлеаном, победа над ними имела огромное значение, так как в тот момент страна находилась на волоске от гибели, а падение крепости открыло бы путь в богатые южные области. Потеря города могла привести к тому, что англичане объединили бы свои северо-западные и юго-западные континентальные владения, а это означало бы разделение Французского государства. 8 мая 1429 года Жанна, вынув из плеча стрелу, выпущенную из арбалета, взошла на укрепленный порт ("бастилию", как тогда говорили) и коснулась белым знаменем, дарованным будущим королем Франции Карлом VII, древних стен.
День тот торжественно отмечается в Орлеане до сих пор. "Орлеанская дева" прочно вошла в историю Франции. Множество городов имеют на своей карте rue Jeanne d'Arc, ряд площадей украшены ее конными скульптурами. В 1912 году Жанна была причислена к лику святых. Ежегодно к 8 мая Орлеан преображается: вывешиваются вдоль стен стяги, выполненные в историческом стиле. Вечером 7 мая кафедральный собор богато иллюминируется, в сумерках зажигают бенгальские огни. На следующий день в полдень по улицам движется маскарадный кортеж: государственные мужи, священнослужители, рыцари и нарядные дамы, воины, студенты. Шествие замыкает военный оркестр. В этой церемонии нет стремления добиться хоть какого-нибудь точного исторического декорума. Скорее, это выражение коллективного энтузиазма, не менее живого, что пятьсот лет тому назад. Ведь Франции победила, освободилась от иноземцев, это важно и по сей день. Уникальный по своему духу, праздник отражает патриотизм французов.
Во время Религиозных войн XVI века Орлеан был одним из центров распространения кальвинизма, но после событий, последовавших за Варфоломеевской ночью в 1572 году, когда в городе были убиты около 1 тыс. гугенотов, усилилось влияние католиков. В 1560 году в городе созывались Генеральные штаты - впервые после 76-летнего перерыва.
Во время Франко-прусской войны 1870-1871 годов Орлеан после осад дважды захватывался прусской армией.
Во время Второй мировой войны город был под властью немецко-фашистских войск с 1940 года, освобождён в 1944 году. Во время войны город сильно пострадал от бомбардировок, многие памятники архитектуры были разрушены.
Сегодня Орлеан смело может быть причислен к типичнейшим городам Франции, к местам, где особенно ощутима душа народа. Видимо, поэтому его и называют часто "зеркалом Франции". Город органично связан с окружающей сельской местностью, освоенной еще в античные времена. Ухоженная веками земля, поля, сады, где чувствуется индивидуальность рачительного хозяина, а вместе с этим и общность большого слоя населения, живущего по одним законам, придают своеобразие местности. Благодатная природа и активность человеческих деяний определяют характер ландшафта. Сам же ландшафт, полный сочной зелени, напоминает океан: он легко обозрим вплоть до далекого горизонта, однороден в своей беспредельности. Но, как океан, этот пейзаж не выглядит монотонным; переливы "волн" невысоких холмов, рощ и лесов, скользящий луч солнца и утренний туман придают ему живость, разнообразие и поэтичность. Как остров в океане, поднимается на правом, возвышенном берегу Луары Орлеан, со шпилями собора и древних церквей, с террасами красных крыш и небольших домов. С противоположного берега прекрасно обозрима вся панорама города, взятого по окраинам в кольцо новостроек. Архитектурный облик Орлеана создавался в течение ряда столетий, вплоть до конца XVIII века, когда падение "старого" режима во времена Великой французской революции надолго прервало интенсивное строительство, оживившееся лишь в ХХ веке.
Много бедствий пережил Орлеан. Характерно, что в эпоху романтизма в живописи был даже распространен сюжет "Бедствия города Орлеана". После каждой катастрофы - Столетней войны, религиозных войн - вид города менялся, приобретал другое лицо. Невосполнимы оказались лишь утраты последней войны, когда более половины архитектурных памятников сильно пострадало от бомбардировок 1939-1945 гг. И тем не менее среди старинных зданий можно и теперь обнаружить немало отелей XV-XVI вв.
По городу
Луара делит Орлеан на две неравные части. Северная - самая древняя, основная. Центр города возведен в соответствии с градостроительными принципами классицизма середины XVII века.
Фасад центрального железнодорожного вокзала обращен к торговому центру Central Commercial, в котором расположен главный туристический офис. К востоку от вокзала находится Музей Орлеана (Musee d’Orleans). Чтобы пройти в центр города, нужно обойти торговый центр и следовать по rue de la Republique до pl. du Martroi, которую украшает конный памятник Жанне д’Арк (1855). Площадь, находящаяся на месте средневекового кладбища, очень эффектна.
К ней поднимается rue Royal, обрамленная аркадами. Ее возводил тот же зодчий (Ж.Юпо), который строил мост, ведущий в город. Таким образом обеспечивалось единство городского ансамбля.
Если пойти от памятника на юг по rue de la Hallebarde, то на pl. Generale de Gaulle в доме №3 можно осмотреть фахверковый дома Жанны д’Арк.
Фахверковый дома Жанны д’Арк (Maison de Jeanne d’Arc)
Где находится: 3, pl. Generale de Gaulle.
Как работает: с апреля по октябрь 10.00-12.00 и 14.00-18.00, выходной - пн. и вс.; с ноября по март 10.00-12.00, выходной - пн.
На что посмотреть: это копия дома, принадлежавшего казначею герцога Орлеанского, в котором Жанна провела несколько дней в апреле и мае 1429 г. Чтобы сохранить национальное достояние, в 1909 году при прокладке новой улицы подлинный дом передвинули на 3,5 м, однако во Вторую мировую войну он был разрушен. В 1965 году дом восстановили, причем деревянные балки взяли из снесенных фахверковых домов XV века. В музее есть небольшая экспозиция, посвященная Жанне.
На восток от pl. Generale de Gaulle отходит rue Jeanne d’Arc, идя по которой, стоит свернуть на юг на rue Ste-Catherine. На нее выходит фасад старой ратуши, выполненной в в стиле Людовика XIII. Сама же ратуша была построена в 1503-1513 вв. в модном тогда стиле "пламенеющей готики". Во дворе - ренессансный портал и башня 1448 г.
Вернувшись на rue Jeanne d'Arc и следуя по ней на восток, попадаем на pl. Ste-Croix, где над крышами двух-трехэтажных домов возвышается собор Сент-Круа.
Собор Сент-Круа (Cathedrale Ste-Croix)
Как работает: 9.15-18.45. На башни (82 м) можно подняться с экскурсией: с июля по сентябрь в 15.00, 16.00 и 17.00, в мае и июне по субботам в 15.30 и 16.30.
На что посмотреть: собор - главная достопримечательность Орлеана. Строительство продолжалось с XIII по XIX вв. Собор, возведенный на фундаментах предшествующих церквей, первая из котрых датируется еще IV веком, - один из самых больших во Франции, хотя и не относится к самым прославленным. О первоначальном облике этого монументального сооружения судить трудно (за исключением восточной его части), так как здание сильно пострадало во время религиозных войн XVI века (в 1568 г. первоначальный неф собора разрушили гугеноты). Можно только сказать, что оно возводилось в подражание известному Собору Парижской Богоматери. Нынешний готический вид собор Сент-Круа приобрел благодаря молодому Генриху IV, поспешившему восстановить его, дабы заручиться поддержкой религиозного большинства жителей Орлеана. При Людовике XIII перестроили неф и хор, Людовик XIV построил трансепт, Людовик XV начал, а Людовик XVI завершил перестройку западного фасада и башен. Разумеется, не лично: в перестройке собора в псевдоготическом стиле приняли участие известные архитекторы Жак Габриэль, Мансар, Луи-Франсуа Труа, скульпторы Пажу и Гудон. Завершающая стадия работы велась по проекту Франсуа Пажо в 1816-1829 гг. Шпиль из металла над средокрестьем возвели в 1858 г. - в подражание Амьенскому собору. Эту высокую конструкцию (114 м) создал инженер Этьен Босвильвалд-старший. Она окончательно завершила композицию храма.
Западный фасад, в высокими (более 80 м) башнями, в основе - романскими, представляет сложное сочетание стиля классицизма с элементами стилизованной готической декорации, навеянной примерами соборов Руане и Париже. От готической старой части сохранился лишь хор с венцом капелл. Снаружи он привлечет внимание эффектной системой двухпролетных аркбутанов. Все части здания, древние и новые, согласуются довольно органично, представляя единую систему мощных форм. Трудно понять писателя Марселя Пруста, назвавшего этот собор "самым безобразным во Франции". Такого впечатления он, пожалуй, не производит.
Во внутреннем убранстве храма привлекаются внимание резные деревянные сиденья хора (1706), живопись медальонов и панелей. В крипте сохранились фрагменты трех ранних базилик и два саркофага, в одном из которых покоится епископ Роббер де Куртене (XIII в.). Витражи собора датируются 1895 г.
В небо Орлеана поднимают свои шпили и башни другие церкви и храмы, конечно, менее величественные, чем кафедральный собор. Различны их стили и даты возведения; частые перестройки временами сильно меняли их облик. Понятно, что они имеют и разную художественную ценность. Так, например, в церкви Сен-Эньян сохранилась старинная крипта, еще времен Каролингов, с полихромными рельефами на полукруглых столбах у стен. Рельефы эти важны (если их датировка рубежом X-XI вв. верна) для истории романского искусства во Франции. Здесь использован не только архаический растительный орнамент, но представлены и фигурные изображения разных библейских сцен. Так что можно говорить о зарождении жанра "сюжетных" капителей, получивших потом большое развитее в средневековой французской скульптуре.
Другая церковь, Сен-Эверт, относится к самым старым на территории города и посвящена культу святого Губерта, упрочившего христианство в Орлеане и пользовавшегося известностью не только в пределах страны, но и в Англии. Романского типа звонница украшена при завершении последнего яруса волютами в итальянском стиле, что свидетельствует о позднейших перестройках в XVI веке.
Pl. Ste-Croix соединяется с pl. de l'Etat небольшим проходом, находящимся к западу от музея. На эту площадь выходят фасады ратуши и особняка Гросло.
Особняк Гросло (Hotel Groslot)
Как работает: с пн.по пт. 9.00-19.00, в сб. 17.00-19.00.
На что посмотреть: здание было выстроено для Жака Гросло в 1550-1552 гг. В одной из спален дома в 1560 г. скончался 17-летний король Франциск II. Позже спальню превратили в зал официальных церемоний. Особняк принадлежал семье Гросло до 1790 г., затем революционеры заняли его под мэрию. Во дворе находится небольшой сад, в который выходит фасад капеллы Сен-Жак (Chapelle St.Jacques, XV в.). Средневековая техника строительства с использованием кирпича и белого камня сочеталась с нововведениями во вкусе Возрождения. Примечательны кариатиды порталов парадных входов, которые имеют древнюю атрибуцию - предположительно, работы Жана Гужона. Спорно, что и прокет этого здания может приписываться крупному зодчему Жаку-Андруэ Дюсерсо-старшему, который жил в Орлеане в 1548-1552 гг, - уж слишком много здесь еще определена старыми традициями, чуждыми этому мастеру Возрождения. Трудно также поверить в участие Дюсерсо в строительстве других отлей, пусть даже и носящих его имя. Скорее, очевидно другое - что уроки Дюсерсо в пропаганде нового стиля, возрожденческого, с предчувствием некоторых классицирующих элементов, оказались нужными для анонимных строителей, которые знали его серии гравюр со всевозможными архитектурными деталями.
Отель Крено, с четкой структурой членений фасадов, с затейливыми арабесками скульптурной декорации, - важное свидетельство восприятия опытов Дюсерсо. Еще очевиднее изучение гравюр маститого мэтра в трактовке фасадов отеля Кабю, возведенного в 1550 году для богатого орлеанского коммерсанта напротив ратуши. Отель известен и как "дом Дианы де Пуатье". Построенный из дерева, согласно старым правилам строительного искусства, отель имеет ренессансные элементы декорации фасадов: пилястры по углам ризалитов, картушного типа обрамления окон.
Два дворца первой половины XV века, позже названные дворцами Франциска I и Аньесы Сорель, выдержаны в стиле ранней фазы развития французского Ренессанса, чем объясняется причудливое смешение элементов позднеготической декорации фасадов с мотивами, заимствованными из Италии. Во дворце Франциска I привлечет внимание двор с галерей, фасад с двумя лестничными башнями, небольшой фонтан.
В ряде старинных отелей ныне размещены музеи. В отеле Крено находится Музей изящных искусств, основанный в 1824 году и объединивший ряд частных коллекций жителей Орлеана.
Музей изящных искусств (Musee des Beaux-Arts)
Где находится: 1, rue Fernand Rabier.
Как работает: во вт. и вс. 11.00-18.00, в ср. 10.00-20.00, с чт. по сб. 10.00-18.00.
На что посмотреть: здесь экспонируется коллекция живописи мастеров французской школы XVI-XX вв.: Курбе, Гоген и др. Кроме того, в муже можно посмотреть на предметы культа, мебель, посуду и другие ценности, экспроприированные у владельцев окрестных замков во время революции. Самыми старыми картинами в музее являются два панно сиенской школы, возможно, работы Маттео ди Джованни. Ряд произведений приписывается кисти Корреджо, Тинторетто, Велкскеса. Музей известен хорошим собранием французских портретов XVIII столетия: пастели Перронно, живопись Токе, терракота Пигаля и Гудона.
Цветные мелки Перронно, если судить по портретам поэта Р. Де Бовезе, юрисконсульта Д. Жусса, правдиво передают манеру держаться, типы лиц. Скульптурный бюст Ж.-Ж. Руссо, исполненный Гудоном сразу же после смерти знаменитого "женевского философа", с большой объективностью передает характер волевого лица старого человека. Галерея портретов дополняется другими произведениями того же столетия, исполненными Юбером Роббером, Наттье, Буше, Дюплесси, Верне, Ланкре. Ватто представлен небольшим овалом "Сельский концерт", где музицирующие, нарядно одетые люди показаны на фоне золотистого пейзажа. XIX век уже не имеет такой полноты имен, хотя романтическая школы представлена картинами Гро, Жерико, Шассерио, а импрессионизм и постимпрессионизм - произведениями Сислея и Гогена.
Завершают коллекцию работы мастеров ХХ века, и, что несколько необычно для провинциальных музеев, довольно значительные: произведения Громера, Сутина, Майоля, Бурделя, Цадкина. Небольшая бронза О. Цадкина "Композитор" - типично кубистическая, со сдвигами форма.
Любопытны произведения скульптора Анри Годие (так называемого Годие-Брзеска, родившегося в Орлеане, но жившего преимущественно в Лондоне). Только после первой мировой войны (скульптор умер в 1915 году), когда были устроены выставки в Орлеане и Париже, к нему пришла слава. Он был воспринят как оригинальный мастер, искавший собственный путь от модерна к кубизму.
Обширен графический отдел музея, насчитывающий в своем собрании около 5000 рисунков, 35000 гравюр. Он по праву считается важнейшим среди провинциальных коллекций. Тут имеются произведения многих мастеров, которые родились в Орлеане и либо продолжали работать на родине, либо уехали в другие города. С XVI по XVIII век из Орлеана вышло не одно поколение знаменитых граверов, на рубеже XVIII-XIX вв. Орлеан стал центром по созданию и продаже так называемых "народных картинок" - лубочных гравюр, известных по имени их создателя - Летурми (Letourmy). Этот лубок исполнял функции "народной газеты", в своеобразной форме отражая важнейшие политические события начиная со времени революции 1789 года. Ярко раскрашенный от руки, такой лубок украшал дома крестьян и горожан. В музее хранятся редкие экземпляры таких народных картинок: "Горе-злосчастие", "Бес корыстолюбия", "Агасфер" и другие.
Исторический и археологический музей расположен в отеле Кабю. Здесь представлены галло-римские древности, найденные в Неви-ан-Силлиа, близ Орлеана, в 1861 году. Она составляют заслуженную гордость музея, напоминания о поселении здесь племена карнутов, об их столице - Ценабума. Племя это, кельтское по этническому составу (здешних кельтов называли галлами), восприняло воздействие античного искусства, прихотливо соединило его с местными традициями. Экспрессивны бронзовые фигуры, представляющие людей и животных. Почти "современными" кажутся формы скульптур торговца и танцовщицы, показанных в свободных движения, с гротескным преувеличением отдельных деталей. Тонкое знание анатомии животных выявлено в изображении кабана и лошадей (I в. н.э.). Они находились в местном святилище и являлись образами кельтских божеств. Одна статуя коня, высотой около метра, изображает божество Рудиобус (как гласит надпись на цоколе). Отдел средневекового искусства богат образцами скульптуры, преимущественно вывезенной из романских храмов, ныне разрушенных. Музей Жанны д'Арк, разместившийся тут же, посвящен иконографии героини в XV-XVII веках: здесь экспонируют шпалеры с изображением ее подвигов.
На юг от pl. Ste-Croix rue Pothier ведет к старинному зданию библиотеки (Salle des Theses) Орлеанского университета, построенному в середине XV в., и префектуре. От префектуры пойдем на запад по rue de Bourgogne до перекрестка с rue Ducerceau, на которой стоит дом (№6) Генриха IV.
Следуя дальше по rue de Bourgogne, выходим к перекрестку с rue Royale, соединяющей pl. Generale de Gaulle с рекой. Дома на ней сильно пострадали в 1940 г., но были восстановлены в стиле XVI в. - с аркадами на первых этажах.
Следуя по этой улице на север, попадаем на мост Георга V (Ponte George V), с которого открывается панорама Орлеана.
Сам мост, величественных форм, кажется естественным торжественным въездом в город. Этот мост описал Лафонтен: "Он представляется мне благородным не только за избранный масштаб, не только за свои пропорции, но и за применение и место, которое тот занимает в пространстве".
На восток от моста идет quai du Chatelet, приводящая к башне Тур-Шатле (Tour Chatelet). Ведущая в противоположную сторону quai Cypierre и rue Notre-Dame de Recouvrance, приводит к одноименной церкви - Eglise Notre-Dame de Recouvrance, 1513-1590 с ренессансным порталом. Церковь эта возведена на месте старого храма, при котором по преданию доживала последние дни мать легендарной Жанны д'Арк.
Чуть дальше по той же улице находится церковь Сен-Поль (Eglise St-Paul). От ее первоначального здания осталась колокольня XVII в. и капелла Нотр-Дам-де-Миракль (Notre-Dame de Miracle), в которой Жанна д'Арк совершила благодарственную молитву Деве Марии в мае 1429 г., после освобождения Орлеана.
Сады Орлеана.
Глазами туриста