Где находится: Долина Луары, 9 км к западу от Блуа.
Как работает: с середины марта по сентябрь 9.30-18.00; остальное время 10.00-17.00, кассы закрываются за 30 минут. Парк открыт ежедневно с 9.00 до заката солнца. В парке проводится Международный фестиваль парков (Festival International des Jardins).
Как добраться:
- на авто: ближайший населенный пункт Chaumont-sur-Loire. Дорога к замку начинается от перекрестка rue Village Neuf и rue du Marechal Leclerc (D751).
- на поезде: железнодорожная станция расположена в 2 км от замка на северном берегу реки. Проходящие поезда линии Орлеан - Тур. Из Блуа поезда ходят 8 раз в день, время в пути - 15 мин, цена билета 7 евро. Из Тура - 8 раз в день, 20 мин, 9 евро. Из Орлеана - 8 раз в день, 40 мин, 13 евро.
Туристический офис находится на rue du Marechal Leclerc.
Сайт
На что посмотреть: на возвышении между Блуа и Туром стоит укрепленный замок. Редко какой замок на Луаре расположен столь же красиво на Луаре, как Шомон. Его башни и стены возвышаются на террасе высокого берега реки, и с нее открывается широкая пейзажная панорама: до горизонта тянется лесной массив, широкой лентой, образуя многочисленные песчаные островки, блестит река. К самому замку ведет дорога через парк с густыми деревьями, лужайками и клумбами. Миновав парк, можно выйти к западному фасаду замка, самому старому в строении. Внизу под холмом расположилась небольшая деревушка. В романтическом воображении поэта Альфреда де Виньи этот пейзаж напоминал шляпу короля с черным плюмажем - намек на хвойные деревья около замка. Однако единственная хозяйка замка никогда не хотела жить в этих таинственных стенах.
Из истории.
Первым хозяином замка был некто Желдэн. Он был избавлен от необходимости оставить замок в наследство своей дочери Клер, так как в преклонном возрасте у него родился сын Жоффруа, отличавшийся необычайно женственным обликом. Несмотря на легендарную физическую силу, Жоффруа никогда не был женат, и его долгое время считали гермафродитом.
В Х веке граф из Блуа Эд I построил деревянную крепость, чтобы защитить местность Блуа от бесконечных вторжений графа Анжуйского Фулька Нерра. Нормандский рыцарь Гельдуэн, которому достался Шомон, сделал это крепостное сооружение еще более мощным. После того, как его внучатая племянница Дениз де Фужер вышла замуж за Сюльписа Амбуазского, замок на 5 веков перешел во владение семейства Амбуаз.
В 1465 году Людовик XI приказал сжечь и снести замок, чтобы наказать Пьера Амбуазского, восставшего против королевской власти в период «Лиги общественного блага». Вскоре после этого земли ему были возвращены. Пьер д'Амбуаз снес старую деревянную крепость и начал строить каменный замок. Строительство продолжалось при трех поколениях Амбуаз: Пьеру д'Амбуазу наследовал его сын Карл I (старший из 17 братьев!) и его внук Карл II, завершивший строительные работы, во время которых были выполненные скульптурные рельефы из двух переплетенных букв "С" - анаграмма имени Карла II (Charles) и его жены Екатерины (Catherine).
Архитектура
Суровый средневековый облик западного, наиболее раннего крыла здания был смягчен постепенным добавлением окон и антикизирующим влиянием итальянского Возрождения. Другие корпуса были построены в более позднюю эпоху и обнаруживают типично ренессансный стиль. Две мощные цилиндрические башни, фланкирующие вход с подъемным мостом, строились первоначально как феодальные донжоны. В эпоху Ренессанса их облик был изменен: пробиты широкие окна, остановлены каминные трубы и, что особенно интересно, на донжонах и прилегающих к ним стенах дворца размещен скульптурный фриз, мотивы которого имели эмблематическое значение. Так, например, гора в огненном пламени обозначала название замка, которое произошло от "chaud mont" - "горячая гора". (Возможна и другая этимология названия замка - "mont chauve", "лысая гора", что, видимо, правильнее, так как растительности на ней было мало).
Над въездными воротами помещен герб Франции с инициалами Людовика XII и его жены Анны Бретонской. Башни, стоящие по обе стороны от ворот, украшены геральдическими эмблемами Карла II д'Амбуаза и его дяди-кардинала Жоржа д'Амбуаза.
Этот последний был влиятельным лицом при дворе короля в качестве легата и первого министра. Хотя, невзирая на свои надежды, он и не был избран на святой престол после смерти Александра VI Борджиа, он сумел обеспечить блестящую карьеру своему племяннику Карлу II под покровительством французской Короны. Тот играл важную роль в государстве, способствуя восхождение на престол Людовика XII, и обладал большими средствами и правами, что и отразилось в характере возводимого замка.
Капелла готического стиля перестраивалась в XVII и XIX вв. В ее интерьерах сохранились цветные витражи и два деревянных панно работы немецких мастеров XV в. Апсиды капеллы, прилегая к одной из башен, выходят в сторону крутого берега реки.
Изначально композиция замка была замкнута со всех сторон, образуя четырехугольник, но в XVIII в. одна часть сносится, чтобы открыть вид на пейзаж с рекой. Фасады двора богато украшены орнаментальными мотивами, свидетельствующими о распространенности "итальянизмов", столь типичных для эпохи.
Замок соперниц
В 1560 году Шомон купила Екатерина Медичи. Вместе с ней в замок прибыл астролог Козимо Руджиери. Он жил в замке Шамбор, хотя официально его резиденция находилась в аббатстве Сен-Мае, в Бретани. Некоторые считали его шарлатаном и оккультистом, для других он был человеком, истинно преданным науке. В одной из башен находится обсерватория, где он часто совещался с королевой. По легенде, в ночи полнолуний Руджиери мог увидеть в волшебном зеркале, как долго Валуа удержат трон. Существует легенда, что Екатерина заранее узнала о трагической судьбе своих троих сыновей и о скором появлении Бурбонов на французском престоле. Известно, что Руджиери был замешан во многих политических и дворцовых интригах, даже против Екатерины, хоть та и предоставила в его распоряжение обсерватории во многих резиденциях. После одного из таких заговоров он был приговорен к галерам, а его соучастники Ла Моль и Коконнас были жестоко казнены. После освобождения он был вновь заключен в тюрьму - на этот раз по обвинению в наведении порчи на короля Генриха IV.
Комната астролога.
Сохранились покои Екатерины.
Фламандские гобелены.
Шомон не очень нравился Медичи, и когда ее муж Генрих II умер, она переселила сюда из Шенонсо фаворитку короля Диану де Пуатье, а сама переехала на ее место - уж очень ей нравился замок, который в 1547 году муж подарил своей любовнице.
По распоряжению Дианы де Пуатье в укрепленном въезде в замок и в его восточном крыле были сооружены дозорные площадки и навесные бойницы, украшенные ее эмблемой (не знаю, насколько корректно называть это женским геральдическим символом) - переплетенные буквы D, лук и колчан, охотничий рог, греческая буква «дельта» и полумесяц.
Но надолго Диана в замке не задержалась, предпочтя ссылку в замке Ане, где и умерла через 7 лет вдали от сплетен долины Луары.
После смерти Дианы замок сменил нескольких владельцев. Сначала Шомон перешел к виконту де Тюренн (из Оверни), затем к Шарлю де Бовилье, герцогу де Сен-Энян. Жак Ле Ре в XVIII в. пригласил из Италии знаменитого художника Нини Черрути (Nini Cerruti), который организовал здесь производство керамики, приносившее большой доход.
Несколько образцов медальонов, созданных Нини, и сейчас выставлено в замке. Ле Ре обогатился с помощью этого прибыльного дела, так как Нини изготовлял из глины Луары портреты знаменитых людей той эпохи.
В 1750 году замок приобретает Жак Донасьен Ле Рэ - будущий интендант парижского дома инвалидов. В годы революции ему удалось сохранить замок.
Уныние и меланхолия - главные черты господствовавшего в Европе с 1780 по 1850 годы литературного направления романтизма. Поэты и эстеты этого направления с давних времен тянулись к местам, мистическое действие которых соответствовало их романтическому идеалу.
"В этой старой крепости ютятся благородные духи", - писал немецкий романтик Аделберг Шамиссо, отправившись в начале 19 века с немецким поэтом Аугустом Вильгеймом Шлегелем в Шомон, когда замок считался олицетворением французского романтизма.
Во времена I Империи Жермена де Сталь, дочь банкира Неккера, высланная Наполеоном на 40 лье от Парижа, укрылась в замке в окружении своих близких друзей. Именно при ней было снесено северное крыло - замок формально потерял оборонительное значение, зато открылся вид на Луару и на парк.
По замку
В 1875 году серьезные работы проводились в замке семейством Бруали - были построены роскошные конюшни с оригинальным угловым конусообразным павильоном.
Тогда же были проведены реставрационные работы и экстерьер и интерьер замка был украшен декором в стиле Ренессанса.
К сожалению, первоначальная обстановка интерьеров не сохранилась. Несколько ренессансных объектов прикладного искусства перенесено сюда из парижского музея Клюни. Это шпалеры, терракотовые медальоны скульптора Нини. Пол в одной из комнат выложен майоликовой плиткой. Яркая, блестящая поверхность изразцов, с сочными зелеными и синими красками, является настоящим украшением помещения.
Из необычных и интересных вещей внутри замка стоит отметить сундук для хранения ценных вещей с интереснейшим механизмом замка в крышке.
Кроме того, хранители замка интересно декорировали его интерьеры множеством цветов в разных колбах и вазах правильных геометрических форм, висящих в самых неожиданных местах.
Конюшни - главная достопримечательность Шомона.
Животные содержатся в прекрасных условиях. Летом можно совершить прогулку верхом или проехать в конном экипаже (20 мин, 6 евро) тенистыми аллеями парка, в котором растут прекрасные экземпляры ливанского кедра.
С 1938 года замок принадлежит государству, которое организовало проведение реставрационных и декоративных работ, давших возможность открыть замок для посетителей.
Парк
Кроме самого замка, заслуживает внимания парк. Крепость Шомон постепенно превращалась в светское жилище, но в XVI веке здесь еще не было садов. В XIX веке граф Арамонский распорядился высадить деревья - в том числе и кедры. Тот парк, что мы видим сейчас, разбил в 1884 году князь де Бруали с помощью садовника-пейзажиста Анри Дюшена. Тогда были снесены две деревушки, перенесены в другое место кладбище и церковь, возведены новые дома и церковь на равнине и по берегам Луары.
Парк площадью 21 га, разбитый на холме, возвышающимся над долиной Луары, был лишь садовой частью огромных владений с лесами и лугами общей площадью 2500 га, постепенно собранных князем.
Парк спроектирован в английском пейзажном стиле, для которого характерны немного холмистый рельеф и газоны, опоясанные извивающимися аллеями, отдельно растущие деревья - кедры, секвойи либо какие-то местные деревья. В просветы между деревьями видны лес, долина и замок.
Если пройти мимо конюшен, то мы попадем во второй сад - немного меньший по размерам - сад Гуалуп с неровным рельефом. В него ведет красивый мостик из рельефного цемента, который имитирует фактуры коры дерева.
В саду Гуалуп с 1992 года проводится ежегодный международный фестиваль садов, на котором представляют лучшие образцы современного садово-паркового искусства.
Еще одна неожиданная достопримечательность парка - кладбище домашних животных. Например, вот могила слонихи…