Русская пресса о французских "траншейных газетах" Первой мировой.

Jan 10, 2024 07:19

Источник: https://fluggegecheimen.livejournal.com/44857.html


Н. Тасин в «Биржевых Ведомостях» говорит следующее о французских солдатских газетах:
«Все без исключения газеты ведутся в тоне добродушного, незлобливого юмора. Этот тон выдерживается даже по отношению к врагу. Над немцами подтрунивают, по их адресу не щадят острых словечек, карикатур и эпиграмм, но во всем этом нет вражды, ненависти. Не щадят траншейные литераторы и своих, особенно «ces monsieurs de l’arriere», т.е. не нюхавших пороху штатских. Некоторые газеты даже больше занимаются ими, чем немцами. Им посвящаются тысячи анекдотов и юмористических рассказов.

Излюбленным сюжетом служат похождения какого-нибудь «штафирки» на фронте и его трагикомический страх за свою шкуру. «Скажите немцам, чтоб они перестали стрелять! - кричит один из них. - Это безумие! Ведь так и убить недолго!» Другой принимает дым из трубки какого-то солдата за дым от пушечного выстрела - и в ужасе падает на землю. Третий от пережитых страхов впадает в состояние такой невменяемости, что принимает древесный пень за немца, бросается перед ним на колени и, подняв руки, кричит «kamerade!»
Видное место в траншейной прессе занимают карикатуры, тем более, что на фронте имеется не мало талантливых карикатуристов. Излюбленной мишенью их служат опять-таки немцы, представители бюрократии и всякого рода «embusques», т.е. уклоняющиеся от отправки на фронт. Достается Вильгельму, крон-принцу, Гинденбургу, немцам вообще; жестоко высмеиваются засевшие в своих бумажных окопах чиновники и прочие штатские, которые, сидя у весело пылающего камина, резко критикуют медленность военных операций и произносят воинственные речи. «Мы должны идти до конца, до полной победы!» - ораторствует за столом упитанный господин, уплетая цыпленка. - «Мы не сложим оружия до тех пор, пока не завоюем левый берег Рейна!» - в боевом азарте вторит ему сосед, раскупоривая бутылку шампанского.
Много внимания уделяется и отделу объявлений. Они иногда не лишены остроумия: «Получен свежий запас снарядов всех калибров. Только для немцев».
«Сдается дача, семь метров глубины; полный комфорт: проволочные заграждения, крысы, вода сверху и снизу; даже в самые большие морозы иногда бывает жарко; немцев просят не приходить». «Ищут редактора. Во время последней атаки пропал без вести. Особые приметы: храбр, неустрашим, владеет ружье не хуже, чем пером». «В траншее 2-ой роты … полка открыта академия красоты. Массаж лица, маникюр и педикюр. Самые усовершенствованные методы. Цены более чем умеренные». «Требуются газетные разносчики для обслуживания неприятельских позиций. Без рекомендаций не являться».
Одна газета не на шутку стала выпускать особое издание для немцев. Конечно, на французском языке, который плохо ли, хорошо ли знают многие немцы. Это «специальное издание» с помощью камней перебрасывалось к неприятельским траншеям, находившимся в полусотне метров, в часы затишья, обыкновенно перед вечером. Меня уверяли, что немцы в ответ на это стали выпускать свой собственный листок, тоже на французском языке, и тем же путем доставляли его во французские траншеи».
(Газета "Киевлянин", февраль 1917 г.)

Также о французской траншейной прессе - https://france-guide.livejournal.com/374609.html
Previous post Next post
Up