Сомюр (Saumur)

May 28, 2009 22:30



Где находится: Долина Луары, 70 км к юго-востоку от Анжера.
Как добраться:
- автобусом. Из Анже - № 5, 11. 10 раз в день, время в пути 1 ч 30 минут, цена 10 евро.
- поездом. Из Тура 1 раз в час, время в пути 50 мин, цена 12 евро. Из Анжера 1 раз в час, время в пути 30 минут, цена 10 евро.
Сайт
На что посмотреть: город Сомюр известен своей школой верховой езды, шампиньонами и уникальным игристым шипучим (жемчужным) вином, а также, разумеется, замком. От этого города начинается туристический маршрут "Долина троглодитов".

Туристический офис
Где находится: pl.de la Bilange
Сайт
Как работает: с пн. по сб. 9.15-19.00, вс. 10.30-12.30 и 15.30-18.30.

По городу
Период наивысшего расцвета города Сомюр пришелся на XVI - XVII века, когда после завершения религиозных войн 1552-1589 годов был подписан документ, провозгласивший Сомюр полностью открытым и безопасным для протестантов городом. Открылась протестантская академия, и обосновался религиозный орден. Губернатором Сомюра стал Филипп Дюплесси-Морне, посол, друг Генриха Наваррского.

Старые кварталы города и замок расположены на южном берегу Луары. С северным его связывает каменный многопролетный мост. Центральная площадь pl. St-Pierre образована хорошо отреставрированными каменными и фахверковыми домами. На ней же стоит церковь св. Петра (Eglise St-Pierre), в которой хранятся гобелены XVI века.



Ни с чем не сравнимый средневековый колорит придают городу тренеры Национальной школы верховой езды, гарцующие на лошадях по узким улочкам.

Национальная школа верховой езды (Ecole Nationale d'equitation)
Где находится: в 3 км к западу от центра города в местечке St-Hilaire-St-Florent
Как работает: со вторника по субботу школу можно посетить в 9.30 и 14.00, в понедельник - в 14.00 (посещение только с экскурсией).
Цена вопроса: 7 евро.
На что посмотреть: школа предназначена для выездки лошадей и подготовки наездников к самым важным соревнованиям. Школа известна на весь мир как центр Cadre Noir - особого культурного феномена, возникшего из школ, обучавших верховой езде офицеров Австро-Венгерской империи. Лошадь, подготовленная по этой дольно жесткой методике, может по команде всадника поочередно поднимать передние ноги под углом 45 градусов, не сгибая их в колене. Всадники Cadre Noir носят особую форму: черная шляпа, черный жилет, золотые шпоры. Хлыст украшают три золотых крыла. В школе, больше похожей на закрытый клуб, не может быть больше 24 инструкторов. Первую женщину приняли лишь в 1984 году.



Ежедневно лошади производят более 10 т навоза, поэтому в ближайшей округе сосредоточено множество хозяйств, специализирующихся на выращивании шампиньонов. Для выгона плодовых тел идеально подходят рукотворные пещеры, которыми изъедена вся "Долина троглодитов". В одной из пещер расположен Музей шампиньонов (Musee du Champignon), знакомящий посетителей с технологий выращивания грибов. Расположен он в небольшой деревушке под Сомюром - в St-Hilaire-St-Florent, работает 10.00-12.30 и 14.00-18.00, летом до 19.30. Сайт.



На холме над городом возвышается замок Сомюр.

Chateau de Saumur
Как работает: с июля по сентябрь ежедневно 10.00-17.00, с октября по май выходной день вторник.
Цена вопроса: 4.50 евро

Замок располагается на холме (на так называемой изумрудной скале) над городом и самый красивый вид на него - с моста или северной части города. История замка такова. Первоначально он принадлежал графу Блуа Тибо «Плуту», хотя надо отметить, что еще в эпоху галлов тут находилось военное поселение. Его захватил Фульк III Нерра, после чего уже следующий хозяин - Жоффруа Готфрид Плантагенет - построил крепость. От нее до нас дошли руины у основания юго-восточного крыла. В 1203 году ее присоединяет к королевскому домену Филипп II Август, соперник Плантагенетов. Именно тогда устанавливается план замка в форме неправильного прямоугольника, по углам которого возвышаются круглые башни в строгом соответствии с кардинальной осью здания. По свидетельству историков, между 1227 и 1230 годами во времена регентства Бланки Кастильской на этом месте был возведен укрепленный замок, с тем, чтобы дать возможность французской короне вернуть обратно Анже и часть Анжу, потерянные при заключении Вандомского соглашения. Как у многих крепостей тех столетий, у Сомюра была судьба переходить от расцвета к упадку, ведь военная фортуна всегда столь изменчива. В последний раз Сомюр защищал, и притом упорно, силами юнкеров местного военного училища свои стены от фашистов в июне 1940 года.

В своем нынешнем виде Сомюр возникает в конце XIV века и затем достраивается вплоть до XVI века. Некоторое время Сомюр даже конкурировал с мощной крепостью в Анже, находящейся неподалеку. Стратегическое значение крепости заключалось в том, что она контролировала путь в Тур и в Пуатье. Поэтому крепость постоянно перестраивалась и укреплялась. Однако военное назначение Сомюр было кратковременным, одно длилось всего два года после постройки замка, в связи с тем, что Людовик Святой приказал воздвигнуть в Анже, ставшим королевской резиденцией, огромную крепость, которая и поныне находится там.

Начиная со второй половины XIV века грубая постройка времен короля Людовика Святого превращается в прекрасный загородный замок стараниями Людовика I Анжуйского, второго сына Жана Доброго, который в 1360 году получил в удел Анжу, ставшее герцогством. Людовик I не уничтожил крепость своих предков, но преобразовал ее, использовав прежний план и основания круглых башен, на которых он приказал построить многоугольные башни, снабженные высокими контрфорсами, которые поддерживали дозорный пояс с зубчатыми машикулями.

В XV веке король Рене Анжуйский "Добрый" обновляет интерьеры, от которых сегодня осталось всего две небольшие сводчатые комнаты в одной из башен, молельня со скульптурными гербами на втором этаже и аллея, ведущая по склону холма к башне, замок свода которой украшен "узлами любви" в честь Жанны де Лаваль, вышедшей замуж в 1454 году. Замок Сомюр был так прекрасен, что Рене Анжуйский, король-поэт, выбрал его из множества других, чтобы описать в своем романе "Сердце, плененное Любовью". "…Этот прекрасный увеселительный замок был построен на Изумрудной скале, по которой проходила жила из сверкающих алмазов, рассыпанных повсюду, их было даже больше, чем изумрудов. Четыре стены этого прекрасного замка были из чистого хрусталя, а каждая стена завершалась толстой башней, сделанной из драгоценных рубиновых камней, которые горели огнем; каждый был больше человеческого роста. А покрыты были эти башни платиной шириной в ладонь, а дом между башнями был покрыт черепицей из чистого золота, на которой эмалью искусно был выведен девиз Бога любви: "Трепетному сердцу". А чтобы еще лучше представить себе этот замок, его можно сравнить разве что с Сомюром в Анжу, который стоит на реке Луаре."

После смерти короля Рене герцогство Анжуйское перешло к французской короне, и в замке разместился королевский гарнизон. В XVI веке крепость перестраивал итальянский инженер Бартоломео. К этому же времени Сомюр развился и экономически; его вина славились по всей Европе. Подвалы Сомюра известны и сегодня.

Накал, который приняли религиозные войны из-за происков Лиги и интриг Испании, вынудил Генриха III просить помощи у Наваррского короля. По соглашению, подписанному в Туре, Генрих III уступил королю Наварры Сомюр, где было много протестантов. Будущий Генрих IV поручил общее военное руководство в Сомюре своему послу и другу Филиппу Дюплеси-Морне. 15 апреля 1589 года тот входит в Сомюр и вводит туда свой гарнизон. Через день в городскую башню пронимает король Наваррский, не скрывающий своей радости от обладания этим ключом к Луаре, отдает приказание новому наместнику укрепить это место "со всем возможным старанием и ни на что не скупясь" и оставляет ему своего инженера Бартоломео для составления и воплощения проектов.

Помимо городских укреплений, Бартоломео возводит из строительного камня опоясывающую замок каменную стену с зубцами и бастионами. Эта стена, к сожалению, лишилась множества небольших выступающих дозорных башен, позволяющих вести наблюдение с угловых бастионов.

По прибытии в Сомюр Морне и его семья жили в "городском доме" №45 по Grande rue - в современном и комфортабельном доме, так как "замок был целиком и полностью в руинах". Однако он решает в 1596 году обосноваться в замке по причине "заговора, предпринятого несколькими горожанами, грозящими его схватить и расправиться с ним". Чтобы привести замок в порядок, ему пришлось затратить немало средств. Бывший военный, опытный дипломат, Дюплесси-Морне был, кроме того, ученым теологом. В 1593 году он основал в Сомюре протестантскую академию, которая почти целый век приносила славу городу.

Дюплесси-Морне в течение 32 лет при двух королях был верным слугой Короны. Невзирая на это, в 1621 году он впал в немилость. Людовик XIII заменяет его правителем-католиком. С этих пор замок престает играть военную и политическую роль, для него наступают менее славные времена. Старинная цитадель, покинутые стены которой постепенно начинают разрушаться, в течение почти двух веков служит тюрьмой.

Тюрьма эта была известна своими либеральными порядками, поскольку предназначалась исключительно для знатных заключенных, попавших сюда по тайному доносу. Узники часто имели при себе слугу или даже небольшую свиту, они могли выходить из нее в город, а Лейтенант его Величества короля, который правил городом, охотно приглашал их за свой стол.

Самым известным узником тюрьмы был Маркиз де Сад, отсидевший здесь 2 недели в 1768, перед тем как попасть в тюрьме Пьер-Ансиз (недалеко от Лиона). Адмирал Кергелен был в заключении значительно дольше - 4 года. Он бороздил южные моря и был обвинен по возвращении из неудачной экспедиции в том, что покинул в открытом море судно с людьми. Во время войны за независимость американских колоний от Англии в замке (в донжоне, капелле корпуса, выходящего на площадь, и в других служебных постройках, возведенных на укреплениях) держали 7800 пленных английских матросов, которые разрисовали стены камер корабликами, сопроводив их своими именами и датами взятия в плен.

Новые реставрационные работы, начатые в 1811 году, были завершены в 1814. Очевидно в это время большие галереи северо-восточного крыла были разделены на камеры, так как инженер получил указание не забывать, "что в государственной тюрьме нужно иметь как можно больше изолированных комнат и оставить небольшое число общих - для лиц, которые не имеют достаточных средств, чтобы занимать отдельную комнату." Едва эта тюрьма начала функционировать, как временное правительство распорядилось выпустить всех заключенных на свободу.

В 1889 году донжон был вычеркнут из списка военных сооружений и несколько лет спустя причислен к историческим памятникам. В конце XIX века тогдашний мэр города доктор Петон стал добиваться преобразования замка в музей, и в 1906 году город выкупает замок у государства за очень незначительную сумму в 2500 франков. Сразу же город решает предпринять реставрацию замка на общие с администрацией Академии Изящных искусств средства. Так были обнаружены большие комнатные окна со скульптурной резьбой и перекрестиями, остатки больших каминов, витраж капеллы. Под насыпью были найдены эмалированные плитки и, что особенно ценно - монета с изображением Людовика XIV, что позволило определить приблизительную дату преобразования замка в тюрьму. К сожалению, реставрация XX века, которая, хотя и проводилась с величайшей кропотливостью, не смогла воссоздать скульптурный декор дверей, окно и каминов в том великолепии, которое они имели в XIV веке.

С 1912 года на втором этаже северо-восточного крыла, полностью отреставрированного, также как и замыкающие его с двух сторон башни, размещается городской музей с коллекцией средневековой скульптуры, керамики, предметов быта и интерьера. Есть экспозиция и по истории самого замка. Третий этаж отдан в распоряжение недавно созданного Конного музея.

По замку
Силуэт Сомюра типичен для эпохи. Многогранные башни, поставленные близко друг к другу, покоятся на круглых цоколях. Весь холм облицован камнем. Машикули, хотя и чисто декоративные, обходят все стены и башни. Въездная башня поставлена несколько под углом к стене, что продиктовано фортификационными требованиями. По миниатюре роскошного Часослова герцога де Берри, где представлен замок, можно судить, что изначально шпили башен увенчивались позолоченными коронами из листьев лилий. Как писал в своей поэме король Рене, казалось, что на них задерживается луч солнца. В часослове Сомюр представлен на миниатюре, посвященной сентябрю, когда созревал виноград и начиналась его уборка.



Южная и западная башни почти полностью сохранили кладку XIII века, а на нижнем этаже - оригинальный свой с шестью нервюрами. Восточная башня, отреставрированная с наружной стороны, внутри декорирована богаче, а ее свод украшен гербами герцогов Анжуйских.

Музей в стенах замка показывает образцы декоративно-прикладного искусства: эмали Лиможа, деревянную скульптуру, мебель, шпалеры, старинные манускрипты, предметы культового назначения. Коллекции музея прекрасно смотрятся в просторных залах из тесаного камня, со старыми каминами. Узкими порталами дверей. Редкий образец прикладного искусства - эмалевый крест, относящихся к началу производства эмалей в Лиможе. Среди французских ковров выделяется композиция со сценой охоты (ателье города Арраса) - часть ансамбля, хранящегося в лондонском музее Виктории а Альберта. Шпалера эта отличается тонким рисунком, нежно подобранным соотношение цветов. Из этой же мастерской происходит ковер со сценой маскарадного бала, шпалера "Осада Иерусалима". Отличным собранием фарфора и фаянса представлено керамическое производство Нима, Руана, Невера и Марселя. Мастерские из Невера отличаются пристрастием к желтому фону, на котором изображаются синие растения (подставка для цветов и др.). Марсельское производство представлено преимущественно фарфором в стиле рококо.



В залах замка находится Музей лошади, основанный в 1911 году. В музее выставлены конские сбруи, боевое снаряжение кавалерии. Серия гравюр английского художника Стаббса, очень популярного в XVIII веке на континенте, показывает лошадей как гордое и романтическое животное. Макет здания Школы кавалеристов, ученики которой защищали Сомюр в 1940 году, дополняет экспозицию.

Ряд шпалер из музея в замке показан в городской церкви Нотр-Дам. В романской церкви Сен-Пьер, сильно реставрированной, хранятся шпалеры, представляющие жития святых. Так что можно утверждать, что коллекции Сомюра, с богатым собранием ковров, могут уступить только Анже, являясь после него самыми значительными на Луаре.

На берегу Луары расположена ратуша. Весеннее половодье порой устремляет свое течение прямо к ее стенам. Ратуша, возведенная в XV веке, напоминает небольшую крепость, что вполне понятно, если учесть, что некогда к ней подходил мост через Луару, который она была призвана защищать.

На что еще посмотреть в окрестностях Сомюра?

У старинного аббатства Сен-Флориан, близ Сомюра, находится дольмен - "Большой дольмен", один из известнейших мегалитических образцов древнейших культур на территории Франции. Длиной около двадцати метро, он сложен из шестнадцати громадных каменных блоков, поставленных вертикально. На их завершении, у высоты трех метров, покоятся закрывающие дольмен сверху глыбы. Так что все сооружение образует своего рода коридор.

Недалеко от Сомюра (около 10 км) находится замок Брезе (Chateau de Breze) с километром подземелий, открытых для посетителей. Также в пределах досягаемости расположился замок Монсоро.

замки Земель Луары, музеи Земель Луары, мегалиты, *ЗЕМЛИ ЛУАРЫ, троглодиты, церкви Земель Луары, гид

Previous post Next post
Up