Собор Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame)
Открыт с 8.00 до 19.00, по вс. до 18.00. В июле и августе, на Пасху несколько раз в день проводятся экскурсии в крипту, капеллу Девы Марии.
Любой школьник знает, как выглядит собор Нотр-Дам. В свое время он стал объектом вдохновения великого импрессиониста Клода Моне, создавшего
серию картин "Руанский собор". Несколько "соборов" купили для своей коллекции Щукин и Морозов. Теперь всем известно, что Руанский собор - это мутно-голубые островерхие стены, проступающие сквозь фиолетовый туман, поэтому при встрече с оригиналом возможен культурный шок.
Собор построен на месте небольшого романского храма (1062), уничтоженного пожаром в 1200 году. Здание возводили с 1201 по 1521 гг. Щедрые пожертвования Иоанна Безземельного, короля Англии и герцога Нормандии, позволили спроектировать и заложить самый передовой для того времени готический храм: широкие трансепты, огромный хор. Любопытно, что галереи первоначально планировалось поместить над аркадами, но к моменту их возведения технология строительства аркбутанов, отработанная при постройке собора в Шартре (XIII в.), сделала такое решение ненужным. Знаменит собор и своим шпилем - самым высоким в Европе. Эта чисто британское творение, напоминающее о том, чьей землей была Нормандия в раннем Средневековье. Поражает величием не только внешний вид храма, но и его интерьер. Здесь, как нигде, ощущается простор. Неф собора перекрыт шестичастными свободами, башня-фонарь поднимается на 51 м от пола. Хор с 14 высокими колоннами и изящным трифорием - подлинный шедевр архитектурной гармонии. Главная икона собора хранится в капелле Девы Марии.
В соборе похоронены первый нормандский герцог Ролло, умерший в 933 году и сделавший Руан столицей своего государства, английский король Генрих II, а также хранится сердце английского короля Ричарда. Как известно, оно у него было львиным. Обратите внимание внутри также на Лестницу продавцов книг.
Грандиозное здание более время своего существования ремонтировалось по разным причинам: последствия пожара 1200 г., Столетняя война, еще один пожар в 1514 г., злодеяния
кальвинистов, ураган в 1683 г., Французская революция, поджог шпиля в 1822 г. и бомбардировки в ночь на 19 апреля 1944 г, после которых реставрация продолжается по сей день.
На соборной площади обратите внимание на Масляную башню (Tour de Beurre), украшенную в стиле "пламенеющей готики" резьбой по камню цвета сливочного масла. Она была построена на деньги прихожан, готовых заплатить, чтобы искупить грех чревоугодия, за возможность есть масло во время поста.
Церковь Сен-Уэн (Église St-Ouen)
Здание церкви XIV в. - идеальный образец готического стиля. Прежде всего, это грамотно продуманная силовая структура. Стены как несущий элемент отсутствуют. Всю нагрузку воспринимают арки и аркбутаны. Фундамент проходит не только по периметру стен, но и вынесен в те точки, где начинаются пролеты аркбутанов. Таким образом из кирпича сложен легкий и прочный каркас, который и поддерживает кровлю. Теперь стены можно было смело заменить окнами, заливающими светом все пространство храма, что было не только красиво, но и удобно (грамотные прихожане могли слушать службу с молитвенниками в руках). Такую готику за форму арочных окон, напоминающих ланцет, принято называть ланцетовидной. В ней новаторские идеи архитекторов, осознавших, что от стен можно избавиться, выразились максимально полно. По размерам церковь огромна - 136 м в длину, 26 м в ширину и 80 м в высоту. В соборе много надгробных памятников (Ричарда Львиное Сердце, Генриха II, епископа Амбуаза и др.) и богатая библиотека капитула. За храмом расположен чудесный сад, в котором усталые туристы могут дать отдых натруженным ногам.
Когда я была в этом соборе (2006 г.), то внутри можно было увидеть национальный флаг времен Сопротивления. А одно из украшений на шпиле было снесено недавним ураганом, не знаю, восстановили ли сейчас...
Церковь Сен-Маклу (Église St-Maclou) и кладбище Сен-Маклу (Aître St-Maclou)
Увидев церковь Сен-Маклу (1437-1521), поражаешься, как всего за сто с небольшим лет "ланцетовидная готика" развилась в "пламенеющую готику", получившую свое название за форму окон, которые напоминают языки пламени свечи. Добившись конструктивного совершенства, архитекторы сосредоточились на внешнем и внутреннем убранстве храмов. Сохранившаяся отделка церкви (двери, лестницы, галерея и обрамление органа) выполнена в стиле эпохи Возрождения. У западного фасада находится фонтан с двумя движущимися фигурками. Подобный фонтан есть еще в Брюсселе.
Кладбище Сен-Маклу (вход с rue Martainville, 186) находится за восточным фасадом церкви. В Средние века здесь хоронили жертв эпидемии чумы. Последние захоронения датируются 1781 годом. Кладбище окружено фахверковыми домами (1526-1533). Они украшены деревянным макабрическим орнаментом, изображающим "Пляску Смерти": черепа, скрещенные кости, песочные часы, лопаты, заступы - все это, по мысли авторов, должно было напоминать о бренности земной жизни.