Небольшой городок Феррьер-ан-Гатинэ расположен в Центральном регионе, но совсем рядом с Иль-де-Франсом. Название местечка происходит от рудной жилы, которая эксплуатировалась здесь вплоть до XVII столетия. В городке расположено очень древнее аббатство Сен-Пьер-Сен-Поль, столь малоизвестное не только русским туристам, но и самим французам. Пост будет подробный, в своё время я много переводил про монастырский комплекс. У кого есть время, желание и возможность, электричка ходит от Лионского вокзала, направление на Montargis, время в пути примерно полтора часа. Естественно, рекомендую настоятельно.
От вокзала нужно до центра городка идти где-то минут двадцать-полчаса, что совершенно не страшно, а наоборот очень приятно. Природа чудесная, виды живописные.
Первое из старинных сооружений, что встретилось на нашем пути - это капелла Сен-Лазарь. Все, что осталось от бывшей больницы.
Городок чрезвычайно живописный, мне так захотелось приобрести там домик. Тихие места, речушка, аббатство...попадаешь в эпоху давно ушедшую. Выходил бы утром, покупал горячий багет и на лавочке позади монастыря садился читать исторические труды или работать над собственными, слушая журчание ручейка, пение птиц и звон колоколов, зовущих на службу...Ладно, это всё лирика. Открывайте для себя городок, а я пока начну Вам рассказывать длинную, но очень богатую историю аббатства Святых Петра и Павла.
Аббатство Сен-Пьер-Сен-Поль в Феррьер-ан-Гатинэ очень древнее, о его основании ходят три легенды:
1) Первая легенда рассказывается в ложной хартии Хлодвига. В I веке через 11 лет после Страстей Христовых некоторые из его 72 последователей, среди которых были Савиньен и Потантьен (Savinien et Potentien), прибыли в Феррьер в декабре. В полой скале они устроили капеллу для молитв. Там им привиделась сцена рождения Христа, они слышали пение ангелов. В связи с тем, что Господь выбрал именно это место, послужило возведению Капеллы Богоматери Вифлеемской.
2) Вторая легенда гласит, что в первой половине V века, когда армия Аттилы грабила регион, 400 уединенных, которые жили в Феррьере, были убиты (возможно, именно их останки были недавно найдены во время раскопок в капелле Богоматери). Но один герцог Бургиньонов, ставший христианином, заметил, что гунны ушли, когда он и его люди обратились к Христу. В благодарность он возвел монастырь и подарил его Сен-Пьер в Риме. Так была основана другая монастырская церковь.
3) Наконец, третья легенда нам рассказывает, что во второй половине V столетия Хлодвиг часто приезжал в лес Монтаржи на охоту. Клотильда, дочь Хильперика, в свою очередь, посещала Мадонну Феррьера. Однажды они встретились у капеллы и Хлодвиг, влюблены, взял ее в жены. У них родился сын, которого крестили, но он скончался. По этой причине Хлодвиг, бывший тогда еще язычником, отказался принимать крещение. Родился второй сын, который очень болел. Тогда Клотильда взяла сына, села на лошадь и представила его Деве Марии Феррьера, который его вылечил. Убежденный Хлодвиг тогда решил принять крещение в Реймсе из рук Святого Ремигия.
Но это не более, чем легенда. На самом деле, королевская чета, уже после крещения Хлодвига, отправилась в паломничество в Тур к Святому Мартину. Они проезжали через Феррьер (507 ou 508). Возможно, Клотильда покровительствовала каким-то особым образом монастырю, но нам это неизвестно.
В 607-м году деревушка и обитель были разграблены и сожжены, поскольку Феррьер принадлежал Хлотарю II, сыну Фредегонды, который воевал с Теодебером и Тьерри, внуками Брунгильды. В 613-м году Брунгильда и ее внуки были казнены.
Затем губернатор Гатинэ по имени Wandelbert приказал возобновить в Феррьере монастырскую жизнь и отреставрировал постройки. Чтобы обитель быстрее и легче развивалась, он предложил папе Гонорию I стать его собственником, с чем тот согласился.
С самого начала аббатство было двойным: мужским и женским. Женская обитель, посвященная Святому Кресту, примыкала к мужской.
В VII веке монахи жили по ирландскому уставу Святого Колумбана, который характеризовался систематическими ударами хлыстом: шесть за разговор в рефектории, шесть за кашель во время мессы, пятьдесят ударов за возражение аббату. Понятно почему, монахи перешли в 817-м году на устав Святого Бенедикта.
После Меровингов Каролинги в свою очередь начали покровительствовать Феррьеру. Мне даже встречалась информация, что в 752-м году Святым Бонифацием Пипин Короткий был коронован в Феррьере. Это неверно, так как король был коронован сперва в Суассоне (март 752), затем в Сен-Дени (28 января 754). Но в любом случае, этот король оставил память о своем героизме в Феррьере. Дело в том, что во время пребывания Пипина в обители на арене вдоль берега реки было дано представление - сражение диких зверей. Король кинул на арену туфлю своей супруги Берты, вскрикнув: «Кто отважится пойти за туфлей государыни»? Никто не откликнулся, и тогда король спустился сам и убил своим мечем хищников (то ли льва, то ли и льва, и быка). С тех времен, как нам сообщает монах Святого Галла, никто больше не отваживался высмеивать низкий рост Пипина. На одном из капителей XIII веке на фасаде церкви Сен-Пьер изображена эта сцена. Мы увидим человека, который сражается против льва, аббата, несколько монахов и музыкантов, играющих на виоле.
В 774-м году в результате мятежа Саксов против Карла Великого, который желал их обратить в правильную веру, были по крайней мере частично вновь разрушены монастырские постройки в Феррьере. Монахи укрылись в Gy-les-Nonains.
В IX веке при Карле Великом Феррьер стал монастырской школой, репутация которой распространилась очень широко. В 794 он поставил во главу монастыря своего друга Алкюэна (Alcuin). Тогда скрипториум и библиотека стали известны повсюду. Феррьер стал один из центров Каролингского Возрождения.
В библиотеке Ватикана хранится скопированный манускрипт из скрипториума в Феррьере в 905-м году. Речь идет о календаре, который использовали для вычисления даты празднования Пасхи, от которой отчитывались главные христианские праздники.
При Людовике Благочестивом и аббате Альдрике (Aldric) (821 - 828) была построена многоугольная церковь по примеру Аахена. Людовик III и его брат Карломан были коронованы в Феррьере архиепископом Санским (10 апреля 879).
В IX веке над Феррьером нависла угроза нашествий викингов. Аббат Лу Серва (Loup Servat) отправил сокровища монастыря (манускрипты, вазы, литургические предметы) в аббатстве Сен-Жермен в Осере. Когда угроза стала более явной, в 861-м году сокровища эвакуировали в сторону Труа. Сохранилось даже письмо аббату с благодарностью епископу Труа по имени Фолькрик (Folcric). Некто Морис, стоявший во главе труппы викингов, разграбил земли, которые подчинялись обители в Феррьере. Монахи нашли убежище в приорстве в Орлеанском лесу, которое принадлежало Везле.
В X веке пришли новые беды, причем о самих аббатов: настоятели стали заботиться лишь о собственной выгоде. Начался новый закат Феррьера.
Филипп I включил Гатинэ в королевский домен, оказав помощь в борьбе одного внука Фулька Нерры Фулька IV Решена против Жоффруа III Бородатого.
В 1185-м году аббат Арну решил освободить всех крестьян, которые зависели от аббатства. Филипп Август подтвердил хартию.
Около 1140, аббат Амори (Amaury) решил перестроить королевское аббатство Феррьер в духе новой готической архитектуры.
Во время Столетней войны аббатство пострадало, сократился доход, зависимые земли опустошались. Аббат Жан де Сартенэ (Jean de Sarthenay), советник Филипа VI и Иоанна II укрылся в Париже, в коллеже Клюни, с большим числом монахов. При Карле V разрушенный монастырь начал восстанавливаться. Но затем войка Генриха V в конце 20-ых годов XV века снова принесли Феррьеру разрушения.
В 1465 новый аббат Луи де Блашфор (Louis de Blanchefort) начал восстанавливать обитель. Ему помогал крестный отец, сам Людовик XI. К моменту его смерти в 1505-м году монастырь был полностью восстановлен.
Из королей династии Капетингов, Валуа и Бурбонов в Феррьере были:
1) Людовик VI с королевой Аделаидой встречались в монастыре с Папой Каликстом II 5 октября 1119-го года.
2) Людовик VII в 1138-м.
3) Филипп Август
4) Людовик Святой в 1254, 1258, 1261, 1264 и 1265
А также Филипп III, Филипп IV, Филипп V, Карл IV, Филипп VI, Франциск I, Генрих II, Генрих III, Генрих IV (1606 год), Мария Медичи, Анна Австрийская и молодой Людовик XIV 91651 год)
После заключения конкордата между Папой Львом X и Франциском I аббатов теперь назначал король. Первым настоятелем Феррьера режима комменды был Пьер де Мартиньи (Pierre de Martigny).
Реформация также затронула Феррьер. Одэ де Колиньи (Odet de Coligny), назначенный аббатом Генрихом II в 1556-м году, помимо всего прочего, носил другие многочисленные церковные титулы. В 1560-м году он вместе с братьями Каспаром и Франсуа перешел в протестантизм. Конечно же, монастырь был атакован протестантами. В феврале 1568-го года принц Луи де Конде напал на Феррьер и разграбил в течение трех дней обитель. Ни один монах не был убит, но были разбиты реликварии и церковная утварь, гробница аббата Луи де Бланшфора повреждена.
А августе 1569-го года местный главарь протестантов по имени Пьер де Булэ (Pierre du Boulay) проник на территорию аббатства. Шесть монахов были убиты, поскольку отказались рассказать, где спрятаны монастырские ценности. Старинные манускрипты, хранившиеся еще с эпохи Каролингов, были перевезены в Супп в фамильный замок Булэ. Впоследствии они были либо утрачены, либо потеряны. Отныне и вплоть до конца XVI столетия монастырь в Гатинэ оставался в полуразрушенном запустелом состоянии.
К моменту Нантского Эдикта (13 апреля 1598-го года) в Феррьере проживало около 20 монахов. С 1600-го года началось восстановление обители благодаря великому приору (которого все еще избирали монахи, в отличие от аббата) дону Лё Сурд (Le Sourd). Современная нам крыша монастырской церкви датируется как раз тем временем. Осенью 1606-го года Генрих IV с семьей приезжал любоваться совершенными работами. Приор Гийом Морен (Guillaume Morin) сменил Лё Сурда и продолжил его дело. В Феррьер вновь потекли паломники.
В 1621-м году аббат Феррьера Андрэ Фремьйо (André Frémyot) передал монастырь конгрегации Сен-Мор.
Между 1720 и 1780 часть монахов заразилась идеями Янсенизма.
В конце 1790-го года монахам были приказано покинуть монастырь (их было девять). Снова монастырские здания подверглись разрушениям, на этот раз со стороны местных жителей. С восстановлением культа ни одна конгрегация не пожелала вернуться в аббатство.
Теперь можно смело сказать,ч то об истории монастыря Вы знаете всё, отправимся же наконец на осмотр исторических зданий!
На территорию монастырского комплекса мы проникаем через ворота Сен-Мишель, возведенные под амбаром для десятины. В давние времена портал разделял территорию, предназначенную только для монахов и только для светских. Приходской церковью служила церковь Сент-Элуа за крепостными стенами, а в церкви Сент-Аполлин (Sainte-Apolline) молились служащие монастыря.
Перед нами монастырская церковь Сен-Пьер-Сен-Поль.
Справа расположена Церковь Девы Марии Вифлеемской, о которой мы поговорим позднее.
Большая часть элементов западного фасада датируется XII веком, временами реконструкции, проведенной аббатом Амори.
Слева мы видим старинный вход в церковь: папские ворота.
Они выходили в боковой неф, разрушенный после падения колокольни в 1739-м году. Четыре раза за историю понтифики бывали в Феррьер:
1) Григорий II, где подписал буллу "par laquelle ledict sainct pape donna plusieurs beaux droicts aux Abbés et religieux de nostre monastère". Он даровал монастырю новые права и владения.
2) Каликст II останавливался в монастыре по пути на Собор в Реймсе 5 октября 1119-го года. После торжественного въезда главы церкви в город вошли Людовик VI и Аделаида.
3) Александр III, который покинул Рим из-за преследования Фридриха Барбароссы и укрылся в Сансе. 28 сентября 1163-го года он прибыл в Феррьер, чтобы освятить церковь Сен-Пьер. Это было торжественным событием в истории Феррьера.
4) Иннокентий IV, 1247-ой год.
Тимпан папских ворот был уничтожен во время революции. Там находился Хлодвиг на лошади, державший в руке макет церкви, и надпись: Icy est le portrait de Clovis, roy de France, premier roy du nom et premier roy chrestien en France (здесь портрет Хловига, короля Франции, первого христианского короля»
Возможно, здесь произошла встреча молодого «монаха», под образом которого скрывалась будущая папесса Иоанна с аббатом Феррьера Лу Серва. Говорят, что она жила в монастыре два года, работая в скрипториуме и библиотеке, а также исполняла роль посла аббата.
Мы видим, что западный фасад украшен скульптурой.
Та самая капитель, изображающая сражающегося Пипина:
Слева капители украшены изображениями музыкантов, которые сопровождали битву хищников на арене. Также они символизирует ничтожество мира. Рядом с ними изображен аббат, держащий крест и книгу, может быть устав Святого Бенедикта.
Ворота в стиле Ренессанса позволяют пройти в большой двор. Это бывшие ворота, которые вели в рефекторий, они перемещены сюда в XIX веке. Дворец аббата и большой клуатр не сохранились. О монастырских постройках, что дожили до нас, я расскажу ниже.
Вы не могли не заметить высокую колокольню. Три первых метра датируются IX веком, когда Феррьер отстраивал аббат Альдрик. От первоначальных строений времен Хлодвига и Хлотаря II ничего не сохранилось. Второй этаж башни датируется романской эпохой. На третьем, четвертом и пятых этажах колокольни мы видим готические арки, которые появились уже в XII веке в связи с очередной реконструкцией аббатства, проводившейся аббатом Амори. Верх башни с чешуйчатым «рыбным» орнаментом напоминают нам о конце XV века, когда комплекс реставрировался Луи де Бланшфором. Петух датируется 1840-м годом.
Офис по туризму находится прямо рядом со входом в церковь, не стесняйтесь попросить Вас проводить на верхний этаж колокольни. Я списывался с ними по интернету, и очень милая мадам бесплатно сводила наверх, а потом еще и провела экскурсию по церкви, монастырским постройкам и подарила на память бутылочку вина, что все еще производят в Феррьере, но уже не в коммерческих, а любительских целях.
Из колоколов сохранились пять, датированы они соответственно 1524, 1658, 1658, 1770 и 1844 годами. Поднявшись, можно увидеть и деревянную крышу XV-начала XVI века.
И вот, заходим наконец в саму церковь...стены нефа XII столетия забелены известью в 1818-м году. Кафедра датируется 1777, из церкви Сент-Элуа.
Один витраж начала XIV века, избежавший разрушения, вызванного англичанами в 1428-м году.
На пересечении трансептов - восьмиугольный купол, особенность церкви. Эта структура напоминает нам о капелле в Аахене, также об оратории Жерминьи-де-Пре. В 1606-м году Генрих IV сказал: «Как способен тот, кто его возвел».
На восьми колоннах, которые поддерживают свод, сохранились следы полихромии. Восемь - это число человеческой жизни (les sept âges de la vie), увеличенное на одну единицу. Восьмой день знаменует справедливость, проклинает безбожников. Символ 8 - это символ воскрешения. А восьмиугольник символизирует вечную жизнь. С XI по XVI столетия большинство купелей крестильных были восьмиугольными, а также церкви Аахен, Жерминьи, Феррьера, колокольня Клюни…
Алтарь 1755-го года, мраморный. Украшен мальтийским крестом.
Позади алтаря - гробница Луи де Бланшфора. Единственный из 69 аббатов имел роскошную гробницу. Вокруг гробницы - несколько скамеек, подаренных Генрихом IV.
Апсиду украшают сегодня витражи XVI века. Первоначально их приписывали Жану Кузену, автору витражей в соборе Санса, но они все-таки являются произведением парижских мастеров: два витража (Девы Марии (север) и Святого Альдрика (юг) имеют герб Бланшфора, но они точно выполнены после кончины аббата в 1505-м году. Три других, исполненных после 1518-го года принадлежат мастерству Jean Chastellain, витражи которого и сегодня украшают церковь Сен-Жерве в Париже. Повреждены в 1569-м году, отреставрированы в XVII и XIX веках.
Согласно завещанию архиепископ Санский Альдрик, бывший аббат Феррьера, пожелал быть захороненным в монастырской церкви. Через несколько лет его канонизировали, и монахи пожелали найти останки святого. Но как быть уверенным в подлинности останков? Тогда монахи пригласили молодую слепую девушку и адресовали в ее присутствии молитву: "Saint Aldric, si ce sont tes reliques, fais qu'elle retrouve la vue, sinon…" . Девушка тогда подняла руку к небу и все увидели череп.
В одной из капелл сохранилась фреска XIV века.
Интересно, что в церкви были погребены Людовик III и Карломан, дети Людовика II Заики. Они были коронованы в церкви 10 апреля 879-го года, но быстро скончались в 882 и 884 годах соответственно. Их гробницы были разграблены англичанами в 1427-м году.
Сегодня то, что осталось от монастырских строений, занимает мэрия.
Зал капитула - своды XV века. Оттуда можно попасть в капеллу Святой Елизаветы, построенную Луи де Бланшфором. В результате реставрации 1995-го года обнаружены оригинальные фрески. Там расположена дубовая дверь, украшенная 4 деревьями: два дуба, два оливковых дерева. К ним примыкает герб Бланшфора. Дверь вела в маленький второй клуатр, сегодня не существующий, закрепленный за конверзами.
Сохранился рефекторий конца XV века с замковыми камнями (солнце и луна, корабль, герб Бланшфора).
Вы еще не устали? Для тех, кто нет прогулка продолжается! Помните, мы оставили при входе на территорию монастырского комплекса церковь Девы Марии Вифлеемской? А она также заслуживает отдельного рассказа. Сейчас поймете почему.
В церковь мы обычно проникаем через боковую дверь северного портала, и нас перед входом встречает статуя Девы Марии и надпись : "Ne insalutata hospite" - «Не входить без приветствия хозяйке». Затем мы видим дату - 1620 год и либо инициалы приора Гийома Морена, либо аббревиатуру "Dei Gratia Maria Peperit", что означает: «Мария породила на свет благодаря Богу».
Справа от двери мы видим скульптуру всадника (Сен-Мартен/рыцарь Апокалипсиса). Далее сидящего мужчину лицом к двум персонажам, один из которых поднимает большую руку вверх (Иисус перед Пилатом/Три музыканта). По некоторым сведениям, эти скульптуры располагались вокруг главного портала, но были перемещены в результате обрушения колокольни и последующих реставраций. Церковь имела раньше колокольню, которая служила донжоном соседнего замка, там прятались жители. В 1839-м она обрушилась.
Апсида церкви Сент-Мари украшена модульонами первых годов романской эпохи:
Внутри церкви большая часть убранства напоминает о чудесном явлении двум евангелистам Савиньену и Потентьену (Savinien et Potentien).
Заалтарное изображение - произведение Жиля Герена (Gilles Guérin), 1650 год. Мы видим на первом плане, возможно, Людовика XIII и Анну Австрийскую, изображенных в образе крестьян. Слева и справа картину украшают статуи Савиньена и Потентьена.
Хор освещается двумя окнами XVIII века. Витражи XIX века рассказывают ио покровителях церкви: слева Хлодвиг с Клотильдой, основатели аббатства, затем Папа Григорий II и коленопреклоненный Людовик XIII, позади него архангел Михаил.
Надгробный камень Гийома Морена, избранного великим приором в 1610-м году. Желая восстановить паломничеству в церковь Святой Марии Вифлеемской, он увеличил церковь, добавив две боковые капеллы.
Статуя Святой Анны и Девы Марии XV века.
На плафоне нефа ми видим гербы Феррьера и его настоятелей.
Вдоль стен панели из церкви Сент-Элуа, снесенной в XIX веке.
На этом наша прогулка заканчивается, спасибо внимание. Надеюсь, что было любопытно.