1.
Внутри собор не менее интересен и красив, чем снаружи. Здесь очень хорошо сохранились средневековые витражи. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево». Общая площадь остекления в соборе- 2044 кв.м. Особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. В витражах собора преобладают глубокие синие и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян, благодаря этом Шартский собор называют иногда "стеклянной библией".
2.
Главный неф высотой 37 метров.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Это главная роза.
14.
15.
Справа - та самая "Богородица из красивого стекла" - самый известный витраж собора, витраж создан в 1150 г.
16.
Нотр-Дам де Шартр имеет огромное количество резных фигур. Вместе с наружными скульптурами он насчитывает более 10 тысяч изваяний, выполненных из разных материалов.
Только в поразительном по размерам центральном алтаре, который создавался на протяжении двух веков, можно насчитать более чем сорок сцен из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, выполненных талантливыми резчиками по дереву.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
28.
Покров Девы Марии, хранящийся в соборе, подвергался многочисленным экспертизам, которые четко определили время изготовления ткани - I век нашей эры. Конечно, это не служит неопровержимым доказательством принадлежности ее Богоматери, но, в то же время, вполне допускает такую возможность. Как бы то ни было, но многочисленные чудеса, связанные с данной реликвией, привлекают в Шартрский собор сотни тысяч паломников со всех концов света.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Здесь показан процесс реставрации статуи.
36.
37.
38.
Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Лабиринт являет собой круг, диаметром почти в 13 метров, и протяженностью пути в 261 метр. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Причем длина лабиринта, который в храмовых книгах называют не иначе, как «Путь в Иерусалим», олицетворяет долгий путь грешной души к спасению, и равняется крестному пути самого Христа на Голгофу, поэтому раньше паломники, которые не имели возможности посетить Гроб Господень в Иерусалиме, могли символично пройти на коленях весь лабиринт Шартрского собора, читая при этом покаянные молитвы. Сейчас тоже бывает возможность пройти по лабиринту, иногда стулья убирают.
39.
40.