1.
Байе - небольшой нормандский городок. До нашей поездки я о нем не знала практически ничего. Название где-то мелькало в истории герцога Роллона, но я даже не догадывалась, что это название когда-то обретет для меня краски и формы и, даже, полюбится. А осталось в моей памяти какое-то камерное, уютное место с древними стенами, маками, резными башнями собора и раскидистым старым платаном.
Ну, заходя издалека, я к тому времени уже наловчилась довольно неплохо снимать из окна движущегося автобуса. Все эти пугалки - мол будут вас возить по автобану, скукота страшная, просто утомительные переезды - категорически не оправдались. франция крайне живописная в плане природы страна, а если к этому добавить еще старинные деревеньки, тучных, ухоженных коров и невероятно красивых лошадей.... Виды из окна стоили того, чтобы путешествовать по дорогам Нормандии и Бретани на автобусе.
2.
Ну ведь красота? Деревушка где-то между Каном и Байё.
3.
4.
5.
6.
А это уже Байё, видны шпили собора.
Ну несколько слов о городе и о том, почему нас именно сюда занесло. В древности Байё был центром гальского племени, во времена римлян носил название Августодорум и, судя по наличию водопровода и гимназии был городом довольно процветающим. В 4 веке в нем было основано епископство. В средние века здесь жили саксы.
В IX веке норманн Роллон (с 912 г. христианский герцог Нормандии) отнял Байё у графа Беренгара, который был убит при штурме города викингами, и красивая дочь которого, Попа, стала женой победителя. Таким образом Байё стал главным центром норманнской власти в Нижней Нормандии и дольше других городов сохранял скандинавские обычаи.
Во время Второй мировой войны Байё стал первым французским городом, освобождённым войсками союзников: был занят частями британской армии 7 июня 1944 года, на следующий день после начала Нормандской операции.
Две главных достопримечательности Байё - средневековый кафедральный собор и музей "Ковра из Байё", ради которого мы и приехали в город. Но о нем чуть позже.
6.
Среди домов в городе есть какие-то сказочные маленькие замки.
7.
8.
9.
Вот и весь городок.
10.
11.
"Старая мельница, крутится-вертится, бьется об камни вода..."
12.
13.
14.
15.
Усы!!!! Как же я люблю чудиков)
16.
17.
18.
19.
Маки, как я понимаю, символ высадки союзников в Нормандии... Но я их просто любллю, не связывая с военными событиями.
20.
21.
22.
23.
23.
24.
26.
В городской ратуше ныне находится "Музей ковра из Байё". «Ковёр из Байё», памятник раннесредневекового искусства, представляющий собой вышитое полотно 50 см высоты и 70,3 м длины, изображающее главнейшие события из истории завоевания Англии Вильгельмом Нормандским.
27.
28.
29.
30.
Я надеюсь, выученное еще со времен прогулок с Галиной Алексеевной слово "курдонер" применимо к этому дворику?))
31.
32.
От музея не так далеко до собора.
33.
Здесь были принц и принцесса Уэльские. Чарльз и Диана...
Долгое время полагали, что эта гобелен вышита руками жены Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды, но в настоящее время большее признание получила гипотеза, что заказчиком ковра был Одо, епископ Байё, брат Вильгельма и один из ближайших его соратников. Ковер представляет собой полосу грубой льняной материи, на которой вышито 58 сцен, следующих одна за другой в хронологической последовательности событий (сбор войско нормандцев, отплытие на кораблях, высадка в Англии, столкновение с войсками Гарольда, поединок Вильгельма и Гарольда, коронация Вильгельма и др.). По верхнему и нижнему краям Ковра - сцены из поучительных басен Эзопа. Каждая из сцен снабжена краткими комментариями на латыни. Изображения скрупулезно вопроизводят исторические костюмы, оружие, инструменты, корабли, среди интересных деталей - комета Галлея, приблизившаяся к Земле в 1066 г.
Я думала, что разглядывать средневековый гобелен будет скукотищей.... Ой, как я ошибалась! крайне любопытное полотно со множеством мелких нетривиальных деталей, бытовых подробностей. И многое улыбку вызывает:) Древние мастера умели выдумкой компенсировать скудность выразительных средств.
34.
Сам гобелен снимать категорически запрещено. Наверху, где какие-то экспонаты связанные с его созданием и историей Байё вроде можно, но меня с моей большой камерой прогнали( Так что пара кадров. Эта витрина показывает полотно и нитки, которые использовались при изготовлении гобелена.
35.
Вот так он вышивался.
Если у кого возникнет желание поглядеть весь ковер, то сделать это можно здесь:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fe/Tapisserie_de_Bayeux_31109.jpg Но с аудиогидом, который обращает внимание на мелкие детали и пересказывает сюжет намного интереснее.
Немножко картинок.
36.
Англосаксонский король Гарольд, направляющийся в Нормандию.
37.
Появление кометы Галлея.
38.
Посадка войска Вильгельма на корабли. Собаки и соколы особенно радуют)
39.
Пир.
40.
Смешались в кучу кони, люди...
Гобелен был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 г. Наполеон вывез гобелен в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, его возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо́льшую часть Второй мировой войны гобелен провёл в подземельях Лувра.