В Версаль мы отправились чуть ли не на второй день после прибытия во Францию. Казалось бы, к чему такая спешка - не успев посмотреть Париж, уже лезть в пригороды? Но на то была своя, довольно веская причина.
Дело в том, что в отличии, например, от Петергофских, Версальские фонтаны не работают каждый день в положенный им сезон. То есть приехав в парк за тридевять земель, некоторые туристы могут несколько разочароваться, если окажутся там в неправильное время. Поэтому, прежде чем отправляться в эту поездку, настоятельно рекомендую проверить часы работы фонтанов вот по
этому расписанию >>В нашем случае выпадал всего один возможный день - суббота, чем и объяснялось столь раннее посещение Версаля, еще до исследования столицы.
Добраться до Версаля можно разными способами: на автобусе, на такси, на поезде/метро... Даже на велосипеде, ведь пригород расположен всего в 17 километрах к юго-западу от центра французской столицы. Так как мы снимали квартиру в 5-м округе Парижа, да плюс к тому путешествовали с грудным ребенком, наиболее логичным и удобным вариантом представлялся поезд RER, линия "C" с вокзала "Аустерлиц", идущий без пересадок прямо в Версаль (полчаса; направление на Versailles-Rive Gauche; 3.05 евро на одного в одну сторону).
Подробный план действий >> А по прибытию оставалось лишь пройти один квартал, завернуть за угол, и вот он, Версальский дворец, богато сверкающий золотом с высоты.
Надо сказать, что в своё время мы довольно долго обитали в Петергофе, поэтому были несколько избалованы дворцами-парками. Сказать честно, так в Версаль мы ехали в целью убедиться, что ощущения от парка не дотягивают до Петергофа. И это действительно так, кроме первого впечатления. Вот здесь Версальское Шато поражает - расположено на холме, очень удачно подавляя своим размером людей внизу. 44-летний российский царь Пётр I во время нахождения в Версале в мае 1717 года, изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива. С конца 17-го века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.
Кстати, этот дворец - единственное место из посещенных французских достопримечательностей, куда не пускают с колясками, и даже с заплечными переносками, если в них есть металлическая рама. Ребенка приходится таскать на руках, либо в тряпичном слинге. Еще один совет: купить билеты на осмотр дворца заранее, по интернету (15 евро на одного, включая аудиогид). Тем самым вы сэкономите значительное количество времени, т.к. очередь в билетную кассу, по крайней мере при нас, была необъятных размеров.
Билеты в
Версальское Шато >> Позолоченные часы - деталь экстерьера Версальского дворца:
А дальше оставалось лишь следовать инструкциям аудиогида, да слушать разные занимательные истории.
В правой части дворца, неподалеку от входа, находится Часовня Версаля, пол которой выложен мрамором разных цветов, в центре его - королевский герб. Часовня состоит из двух ярусов, причем на верхний могла войти только королевская семья, тогда как фрейлины располагались внизу. Вспоминается забавный случай, описанный историками: обычно на мессу приходило много знатных дам в надежде привлечь внимание любвеобильного короля. Однажды начальник королевской гвардии объявил, что на службе короля не будет. Это был розыгрыш, и когда Людовик XIV прибыл туда, ни одной дамы не оказалось.
В этой часовне также совершались брачные богослужения. Например, венчание будущего Короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты, вступивших в брак в 1770 году.
Cчета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, ошеломляет: 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что составляло 10 500 тонн серебра. Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро. Вся страна работала на Версаль: более 36 тысяч человек трудились здесь долгие годы; строительство заняло 50 лет.
Зеркальная галерея (фр. Galerie des Glaces) - самый известный интерьер Версальского дворца. Огромный зал длиной 73 метра и шириной 10 метров кажется дворцом в дворце. Семнадцать арочных окон обращены в сад, между ними - проемы с зеркалами, создающими ощущение безграничности зала. Во времена Короля-Солнце вся мебель зала, включая кадки для растений, столы, стулья, а также статуи были отлиты из серебра. Многое сохранилось и по сей день.
После реставрации зала в 2007-м году, позолоченным скульптурным геридонам (франц. guéridon) было поручено заменить часть серебряной мебели.
Неподалеку от галереи находятся апартаменты королевы. Первое, что останавливает внимание - не особо широкая по современным понятиям кровать, ну максимум размерчика "queen" :) Всякий раз гиды, ведущие туристов из разных стран, обязательно рассказывают один и тот же эпизод.
"...По сложившейся исстари традиции, королева Франции рожала «публично». Версаль был открыт для всех, и накануне родов королевы - переполнен. Когда появилась на свет одна из принцесс, в спальне столпилось столько народу, что королю пришлось собственноручно открыть окно для проветривания.
В Версальском дворце родились следующие короли и члены их семей: Филипп V (король Испании), Людовик XV, Людовик XVI, Людовик XVIII.
Классика классикой, однако с некоторых пор в Версале стали проводить выставки произведений современного искусства, которые вызывают неоднозначную реакцию у посетителей музея. Проще говоря: большинству не нравится из-за дикого несоответствия стилей. Был в этой, с позволения сказать “выставке”, и плюс: веселенькие покемоны и аниме-цветочки с глазами вызвали радостные визги у дочки, скучавшей до этого на папиных руках.
Эти творения принадлежат Такаси Мураками - японскому художнику, который рисует в стиле японских комиксов манга. Кроме рисунков Мураками создаёт фигуры из пластика и считается одним из известнейших скульпторов современности.
Проведение выставки Мураками сопровождалось акциями протеста, организаторами которых выступили группы граждан под названием «Версаль, моя любовь» и «Общество защиты Версаля». А один из потомков короля Людовика XIV, принц Сикст-Анри де Бурбон Пармский, даже подал в суд на японца, но суд отклонил иск.
После того, как творения Мураками покинули резиденцию королей, власти Версаля приняли решение о запрете выставлять произведения современного искусства в залах Дворца.
Представляете, какой удар хватил бы короля, если бы он спросонья увидел в своих апартаментах вот это "нечто"?! :)
Получив заряд неимоверного позитива, мы теперь готовы были исследовать Версальский парк. Сады и парк Версаля являются одними из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 миллионов посетителей.
За вход в сады нужно отдельно заплатить - 8 евро с каждого, дети до 18 лет бесплатно. С коляской ходить разрешено, в отличие от Дворца, и на том спасибо.
"Зелёный ковер" - полоса идеального газона длиной 300 метров между фонтанами Латоны и Аполлона:
То там, то тут попадались туристические группы, ведомые опытными экскурсоводами, и рассказывающими о фонтанах, построенных при Людовике XIV.
- В то время было очень трудно обеспечить 1400 фонтанов водой: они требовали в час 62 тысячи декалитров. Акведук, поставлявший воду из реки Бьевр, вскоре оказался недостаточен. Гидротехники придумывали тысячи ухищрений и в конце концов в Марли, на пути из Парижа в Версаль, была сооружена гидравлическая система с забором воды из Сены.
В наши дни музей Версаль по-прежнему испытывает трудности с водой. В ходе Праздников фонтанов вода закачивается из Большого Канала в резервуары при помощи современных насосов. Компенсация испаряющейся воды происходит за счет дождевой воды, которую собирают в цистернах, размещенных в разных местах парка, и отводят в резервуары и в Большой Канал. Тут Петергоф, конечно, уделывает Версаль как младенца, так как особенностью Петергофской системы водоснабжения является отсутствие водонапорных сооружений и насосов - вода к фонтанам и каскадам Петергофа идет самотеком с Ропшинских высот, без всяких там модерновых машин.
Когда мы подошли к Бассейну Аполлона - узловому месту в парке, которое служит связующим элементом между садами, Малым Парком и Большим Каналом, наступило время запуска фонтанов. Людей собралось неимоверное количество, практически все с камерами наизготовку. Ровно в назначенную минуту пошла вода, народ принялся ахать и охать от восхищения. А мы, честно сказать, не особо впечатлились. Может ожидания были неоправданно завышенными.
"Бассейн Латоны" - один из самых известных фонтанов Версаля, иллюстрирующий эпизод из "Метаморфоз" Овидия. Согласно легенде, Латона (она же - Лето) со своими детьми Аполлоном и Артемидой страдала от того что крестьяне Ликии метали из пращей комки ила и грязи, из-за чего она с детьми не могла напиться из пруда. Зевс, в ответ на ее мольбу, превратил крестьян в лягушек, ящериц, и черепах.
Выбор сюжета представляет собой тонкую политическую аллегорию. В садовом фонтане скрыт намек на эпоху Фронды, когда мать Людовика XIV - Анна Австрийская, осыпаемая нападками парламента и дворянства, вынуждена была два раза покидать Париж.
Вот что действительно понравилось в версальском парке - это боковые аллеи, размеры и очертания составляющих их деревьев и боскетов. В Петергофе они гораздо ниже (почти всё вырубили в войну), и не такие внушительные.
Еще парочка самых запомнившихся фонтанов.
Фонтан "Энкелад". Энкелад в древнегреческой мифологии - один из гигантов, взбунтовавшихся против Олимпийских богов. Во время битвы - гигантомахии - богиня Афина обрушила на Энкелада остров Сицилию. В Греции землетрясения до сих пор называют «дрожью Энкелада».
Один из двух фонтанов "Ящерицы", расположенных у подножия "Латоны". Удивил восхитительно подобранным сочетанием цветов, смотрелось очень гармонично.
...Во времена Людовика XIV, чтобы он не видел увядших цветов, их выращивали в горшках. Ленотр, королевский архитектор, имел в своем распоряжении до двух миллионов горшечных цветов, и потому замены цветочных сцен производили очень быстро. К тому же регулярно давались указания адмиралу, командовавшему французскими судами в Средиземном море, разыскивать и доставлять редкие цветы. Особенно сорта нарциссов-жонкиль и тубероз.
Настал момент расставания с Версалем. Как обычно, что-то понравилось больше, что-то меньше, но в целом поездка прошла удачно: мы пофотографировали вдоволь, а ребятенок поспал на свежем воздухе :)
Второй парижский пригород о котором сегодня пойдет речь называется Фонтенбло. Для этого придется совершить скачок во времени, ведь туда мы попали в завершении двухнедельного автопутешествия по Франции, после всех этих долин Луары, Нормандий, Бордо, Перигоров, и Лазурных берегов :) На следующее утро предстоял длинный трансатлантический перелет домой, но финальный французский вечер провели красиво, гуляя в садах при Королевском дворце.
Фонтенбло - город в 60 км к юго-востоку от Парижа, известный в первую очередь великолепным ренессансным дворцом, резиденцией многих правителей Франции. Издалека дворец больше всего напоминает ряд затейливых хрустальных фужеров разной высоты и формы: приземистые пузатенькие пристройки - тяжёлые бокалы для виски, элегантные флигели - сосуды для красного вина, а изящные стройные башенки между ними - легкомысленные фужеры для шампанского. Да и само название города весьма кокетливо: «fontaine bleau» означает «чудесный источник».
В отличии от Версаля, посещение Фонтенбло не стоило нам ни цента. Мы прибыли в город под вечер, когда дворец уже был закрыт, но зато можно было спокойно побродить в окрестных парках при низком, удачном освещении.
Часы открытия и стоимость билетов в обычное время можно проверить
здесь >> Двор Белой Лошади или двор Прощания ("La cour des adieux"), где Наполеон распрощался со своей гвардией.
После отречения 6 апреля 1814 года, Наполеон подписал в Фонтенбло Парижский договор, отчего он носит также название Фонтенблоского договора. По этому договору Наполеон получил остров Эльбу и сохранил императорский титул. Ему разрешали также держать личную охрану из шестисот человек. Наполеон находился на Эльбе в течение 9 месяцев и 21 дня, а затем бежал с острова и снова вернулся во Францию.
Одно из лимонных деревьев в кадках вдоль главного подъезда ко дворцу:
Лестница в виде подковы (её пологие ступени предназначались и для всадников в том числе). Вообще, лошадиная тема здесь популярна, недаром ведь Фонтенбло - одна из конных столиц Франции: в городе расположен ипподром и проводятся крупнейшие международные соревнования по всем дисциплинам конного спорта.
… В XVI столетии в центре парадного двора была установлена величественная скульптура - Белая Лошадь, которая имеет свою историю. Однажды сентябрьским днем 1560 года королева Екатерина Медичи в своем письме, адресованном выдающемуся скульптору Микеланджело, просила его разработать эскиз монумента, изображающего погибшего на турнире короля Генриха. Запечатленная в гравюре каменная модель скульптурной композиции разрабатывалась под руководством великого скульптора, но не им самим. Лошадь выполнялась по образцу конной статуи Марка Аврелия, находящейся в Италии, с которой сняли гипсовую копию, и перевези в Фонтенбло. Скульптура короля-всадника так и не была изготовлена, сама гипсовая лошадь со временем развалилась, и о ней напоминает лишь название самого двора, который до этого назывался Нижним.
Замок Фонтенбло окружен огромным парком и лесом, часто упоминающимися в исторических романах Александра Дюма. Здесь совершенно не чувствуется помпезность, присущая Версалю, и очень приятная атмосфера настоящей старины.
Большой партер парка создан знакомым уже по Версалю талантливым архитектором Андре Ленотром во время правления Людовика XIV. То же основание на четких структурных линиях, строгие геометрические формы лужаек для игр, пешие дорожки для прогулок, окруженные аккуратно подстриженными кустарниками, пруды, фонтаны, скульптуры.
В этот тихий вечерний час к пруду перед дворцом слетели два белоснежных лебедя, принявшихся копаться во вкусных водорослях. Муж тут же мне заметил - кто, мол, всю поездку по Франции страдал от того, что не удается нормально поснимать пернатых?! Получите, распишитесь. Осторожнее с желаниями: задал в воздух вопрос - получил от вселенной ответ. Очень удобно :)
На этой прекрасной ноте завершилась поездка по пригородам Парижа, да и целое французское путешествие. Следующим утром самолет унёс нас на другой континент, в рабочие будни и к привычному укладу жизни. Но как же приятно пересмотреть фотографии, и будто заново погрузиться в те солнечные, сентябрьские деньки.
Катерина Андреева.
Место съемки: Версаль, Фонтенбло, Франция.
Содержание предыдущих серий:
Французское путешествие с малышомПариж: уличная жизньПариж архитектурныйПариж с высотыГуси, гуси, фуа-гра!