Высказывания известных людей Древнего Рима (пост №1)

Sep 20, 2009 17:15



Это мой самый первый пост в ЖЖ (20 Сентябрь 2009)

В свое время моя жена была в Италии, и после возвращения она прожужжала мне все уши про камни на дорогах Древнего Рима, про Колизей, про развалины в Помпее. Я так проникся ее словами и эмоциями, что не успел заметить, как в моем сердце приоткрылась какая-то заветная дверца. Да, так и есть! Моя жена открыла для меня Древний Рим!!!

Итальянцы все в высоком эмоциональном тоне. Там все улицы и памятники дышат историей. Здесь ходили Ромул и Цезарь, выступали Цицерон и Катон, здесь состязались гладиаторы.

И вдобавок это натолкнуло на параллель. Почему среди сциентологов много итальянцев? Это ведь это так. В Копенгагене, где находится центральная организация Европы, среди всех очень выделяются живые, говорливые итальянцы. И многие из них уже стали Клирами и ОТ.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Клир - это наиболее желательное состояние человека, которое достигается при помощи технологии Даэнетики и которое никогда ранее до Даэнетики не было достижимым.

ОТ (Оперирующий Тэтан) - это состояние человека выше состояния клир, в котором он вновь узнает о своих природных возможностях.

Шкала тонов - шкала эмоциональных тонов, которая отражает различные уровни поведения человека. Эти тона включают (в порядке от высшего к низшему) энтузиазм, скуку, антогонизм, гнев, скрытую враждебность, страх, горе и апатию.

Ведь это совершенно не случайно. К тому же я часто спрашивал себя, какие они - ОТ, и где они вообще были в реальной жизни? В одной лекции Хаббарт сказал, что настоящие ОТ дожили практически до Нового времени, даже пережив Средние века. Но ведь, тогда они должны были оставить реальные следы в истории, не такие полустертые, как в историях о Геракле или Афине (тоже реально существовавших людях, о которых сложили мифы). Вот бы попробовать чуть-чуть приоткрыть завесу над этой тайной.

Господа, хочу сказать свое собственное мнение, никому не навязывая его. Но Древний Рим - это колыбель мировой цивилизации. Это страна, которая принесла культуру всей Европе. Это история людей, которые создали знаменитое римское право, тем самым, заложив фундамент для создания правильно функционирующего государства. Это люди, которые первыми стали проявлять гуманизм по отношению к своим врагам, даруя им жизнь, свободу и процветание.

И обратите свое внимание - Древний Рим вместе с Древней Грецией стали тем идеалом, к которому люди ВНОВЬ ОБРАТИЛИ свои мысли и взоры через ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ лет!!! И это было началом эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ. Именно тогда лучшие представители общества, такие как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боккаччо, стали черпать оттуда свое вдохновение, позволяя европейской культуре вздохнуть и набрать свежего воздуха, поднимаясь по тону и оправляясь от средневековой апатичности!!!

Так вот. Если у Вас найдется один-два дня, то обязательно посмотрите книгу Татьяны Бобровниковой "Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена". Если Вы ее прочитаете, то увидите реальное описание ОТ, и придете в полный восторг от самой мысли, до какого невероятного уровня поднимается человеческий дух!!!

И это происходило во 2 веке до н.э., когда еще не было технологии Хаббарта, имея которую, люди, скорее всего, не позволили бы цивилизациям Рима и Греции погибнуть!!! И звали этого ОТ - Публий Корнелий Сципион Эмилиан Младший. В Риме было всего два Публия Корнелия Сципиона - Старший, и Младший, его приемный внук, про которого и рассказывается в книге Бобровниковой.

Этот человек, Сципион Эмилиан, был учеником греческого историка Полибия. Он образовал вокруг себя неофициальный "кружок Сципиона", в который входили ученые, поэты и философы того времени. Не имея никакой склонности к политике, что было для римлянина весьма странным явлением, он был, тем не менее, неожиданно для себя в обход всех правил назначен на пост консула. И тут он идет на войну с Карфагеном и переламывает весь ее трагически складывающийся ход, вселяя в римлян боевой дух, и практически моментально завершает эту страшную войну. Стоя возле пылающего Карфагена, Сципион … плачет и думает не о своей великой победе, а о своенравности судьбы, поднимающей и бросающей вниз огромные империи.

И второй раз, когда римляне практически были с огромным позором разбиты в Испании, Сципион приходит на Форум по своим делам… и тут же через 5 минут его снова, нарушая все правила, римский народ выбирает своим консулом и посылает его в Испанию, где десятилетиями идет кровавая партизанская война. Да что ты будешь делать?!! Но Сципион, как римский гражданин, которому доверяет весь народ, снова идет и снова он за несколько месяцев завершает войну.

Да что там!!! Это был человек, чьему одному слову доверяли все враги от Испании до Карфагена. Когда он приехал с мирным посольством в Александрию, на него сбегались тысячные толпы людей посмотреть как на самого невероятного человека. Для Цицерона Сципион был воплощением humanitas, то есть соединением всех лучших человеческих качеств. Такие вещи написаны в этой книге, просто полный улет!!!

И вот что. Та особая внутренняя сила, которая присуща была этому человеку, дышала и в его речах. Одним словом он мог переломить настроение народа и заставить разбушевавшуюся толпу замолчать. Он достигал этого не громовым голосом, не страстным пафосом. Напротив. Держался он всегда спокойно и просто. Сципион терпеть не мог риторики, не употреблял словесных украшений. Он говорил ясно, сжато, изящно, насмешливо.

Главной особенностью красноречия Сципиона Цицерон считает gravitas (с ударением на а). ПРИМЕЧАНИЕ: от этого слова происходит понятие гравитация "сила тяжести, притяжения". В переносном значении gravitas означает "серьезность, значительность", а также "степенность, суровость, властность".

Бобровникова переводит это одно слово тремя русскими словами, так иначе она просто не может передать всю его полноту: gravitas - это "суровость, достоинство и резкость". Все переводчики, имея ту же трудность, переводят это слово по-разному, в зависимости от контекста. У Валерия Максима есть целый раздел про gravitas в словах и поступках. Он называет Рутилия gravissimus civis, что, несомненно, следует понимать как достойнейший гражданин, но достоинство это - суровое. Как пример его gravitas приведено следующее. Друг требовал от него какой-то незаконной услуги, а когда он наотрез отказал, в сердцах воскликнул: "Зачем мне твоя дружба, раз ты не делаешь то, о чем я прошу!" Рутилий отвечал: "Нет, зачем мне твоя, если я из-за тебя сделаю бесчестный поступок?" Это слова достойные, но суровые. Далее, рассказывается о Манлиях. Один из них отказался быть консулом, сказав: "Просите кого-нибудь другого, граждане. Если вы заставите быть консулом меня, ни я не вынесу ваших нравов, ни вы - моей власти". И Максим прибавляет: "Если так властен был голос частного лица, сколь graves должны были быть фасции (символы власти) консула!" То есть очевидно - сколь сурова власть консула. Другой же Манлий, услыхав, что союзники требуют права заседать в римском сенате, воскликнул, что своей рукой убьет первого союзника, который вступит в сенат. Это уже скорее резкость. Наконец, приводится знаменитый пример Попилия, который велел царю Антиоху отвечать, не выходя из круга. Это опять скорее резкость. Как пример, gravitas самого Сципиона приводится его крайне резкий отзыв о двух консулах в сенате. Когда в сенате консулы Гальба и Котта спорили, кому ехать в Испанию против врага, между отцами-сенаторами возникли сильные разногласия, и все с нетерпением ждали, что скажет Сципион, он заметил: "Мне кажется, не стоит посылать ни того, ни другого: у одного нет ничего, а другому всего мало". Иными словами, он без всяких обиняков назвал обоих консулов ворами: один ворует от бедности, другой - от ненасытной жадности. Этими словами он добился, что ни тот, ни другой не получили назначения в провинцию.

И еще один очень яркий пример. Однажды, когда Рим вступил в полосу смуты и революционной бури, некий трибун Карбон, взбудораживая огромную толпу народа, предлагал принять какой-то опасный радикальный закон. Никто не решался выступить перед народным собранием. И только Сципион со своим другом решились. Он говорил "суровейше" по контрасту с "льстивой, вкрадчивой" манерой Карбона. Но странно - настроение народа резко изменилось. Граждане как завороженные слушали Сципиона. И тут Карбон придумал способ, как одним ударом уничтожить популярность этого человека. Трибун прервал речь и спросил, как Сципион относится к смерти Тиберия Гракха (римский реформатор, убитый в ходе спровоцированного им столкновения между сенатом и мятежным плебсом). Это был замечательный ход. Любой ответ Сципиона должен был неминуемо погубить его. Если бы он сказал, как велели ему честь и совесть, что он одобряет этот шаг, он разом потерял бы любовь народа. Если бы он испугался и осудил это убийство, это означало бы, что он публично отрекся от своих слов и убеждений.

Среди громового молчания Сципион твердым, ясным голосом ответил:
- Мне представляется, что Тиберий Гракх убит законно.
И тут разразилась буря. Его слова потонули в неистовых воплях разъяренной толпы. Тогда Сципион негромко - он никогда не повышал голоса в народном собрании - сказал:
- Я ни разу в жизни не дрожал от крика вооруженных врагов, неужели вы думаете, что меня испугает сброд, для которого - я уверен в этом - Италия не мать, а мачеха.

Он намекал на то, что более всего неистовствуют бывшие рабы, а не исконние граждане. Впервые в жизни римский народ слышал о себе такие слова, сказанные в лицо. Толпа напоминала яростного зверя. Сципион стоял СПОКОЙНЫЙ и НЕПОДВИЖНЫЙ. Он добавил еще несколько слов тем же спокойным, властным, презрительным тоном. И вдруг случилось чудо. Так велика была внутренняя сила этого человека, что "народ, так обидно оскорбленный, смолк" (Валерий Максим).

Резкость поистине удивительная. Сципион говорил прямо в лицо собеседнику все, что о нем думал, ничуть не смягчая выражений. Но главным его оружием было безжалостное, разящее без промаха остроумие. Слова его летели, как копья. Люди буквально умирали со смеха, наблюдая, как он одного за другим сбивал с ног своих противников. В такого рода схватках, где требовалась стремительная быстрота, он бывал неподражаем. Он разил мгновенно, насмерть, одним ударом. Не было человека находчивее, насмешливее, ядовитее.

Таким был ОТ из времен Древнего Рима.

И еще от себя добавлю, что в последнее время я стал замечать, что такие итальянские исполнители, как Celentano, Eros Ramazzotti, Nek, Il Divo, Toto Cutugno, которых все время ставит моя жена дома, весьма способствуют подъему по шкале тонов. Советую, попробуйте. Так что любовь к Риму и к Италии имеет и вполне практическое значение.

Вива, Италия!!!
  

шкала тонов, фразы, музыка, Италия

Next post
Up