Лекция мистера Мэна: «Улаживание ситуации на Украине» (часть 16).

Sep 03, 2024 18:52





(продолжение лекции мистера Мэна)

А знаете ли вы, что существуют такие виды деятельности, в которых с массой совершается высокомерное, самодовольное надувательство? Например, когда вам с умным видом пытаются продать кота в мешке под видом «высокого искусства»! Да, да, именно так! Вы ведь знаете о таком виде деятельности как абстракционизм, верно? Это такое направление в современном искусстве, которое изображает не реальные предметы, а какие-то расплывчатые цветовые пятна и замысловатые линии... Нет, нет, это не психологические тесты. Ха-ха! Хотя да, кто-нибудь мог бы, наверное, взять эти тесты с чернильными пятнами на бумаге и спокойно выдать их за совершенные абстрактные картины! Ха-ха! Ну ладно.

Но как бы то ни было, главным лозунгом абстракционизма, как понятно из его названия, является беспредметность: «Долой реальные вещи! Даёшь каляканье-маляканье!». Т.е. вы видите на картине какие-то странные пятна, а подпись под картиной гласит: «Одиночество» или «Бутерброд с сыром»... Или «Королева Англии сидит на скамейке в парке». Никто в действительности не понимает, что там нарисовано: «Да что это?!». (Делает изумлённое лицо.) Так говорят обычные люди, которые «ничего не смыслят в высоком искусстве». Ха-ха! В общем, это максимальная отстранённость, максимальная удалённость от реальности. Кроме того, художники-абстракционисты довольно часто демонстрируют в своих творениях весьма нелогичные или абсурдные вещи. «Ну потому что в жизни много различного абсурда», - так считают они.

Но что получается в итоге? Какой-нибудь зритель смотрит, допустим, на страшную скульптуру гигантского паука, а затем он выясняет, что эта скульптура называется «Мама»! Это реальный факт: такая скульптура действительно существует. И человек стоит там и думает: «Что?! Что за бред?!». В этом случае искусствовед мог бы сказать ему нечто вроде: «Ну он же художник, у него такое видение!». Но что же видит этот самый обыкновенный человек? Он видит здесь ПРОТИВОРЕЧИЕ между массой (гигантский паук) и значимостью (название «Мама»). Масса и значимость у него никак не стыкуются друг с другом... Или вот ещё, например, существует такая картина: полностью чёрное полотно под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью». У человека взрывает мозг: «Что это?!». Потому что здесь нет даже намёка на массу (на картине сплошная чернота), да и название у картины самое абсурдное. По всей видимости, художник просто издевается над зрителем, а зритель действительно чувствует, что его обманули и вовлекли в ложную игру.

Ну это же искусство, скажете вы, просто художники-абстракционисты придумывают всякие абсурдные вещи... Да, наверное, это так, но, как ни странно, в области политики мы также встречаем подобные «абстрактные штучки», но уже в виде слов и словосочетаний, а не картин и скульптур. Мы много слышим из различных СМИ и дорогих голливудских фильмов о «свободе», «демократии», «правах человека», «экономическом процветании», «высокой цивилизации» и т.д. Мы слышим эти слова так часто, что уже давно перестали обращать на них внимание. Они уже примелькались и стали чем-то вроде «почистить зубы» или «принять душ».

Но что мы можем действительно знать об этих вещах? Как эти слова соотносятся с реальной жизнью? В сущности, эти слова («демократия», «свобода», «цивилизация» и т.д.) могут выражаться вполне реальными вещами. Это могут быть вполне реальные, ощутимые, измеримые вещи: штуки, килограммы, километры, литры, тонны, секунды, часы и т.д. И все эти штуки и килограммы легко можно измерить или посчитать, свести в понятную таблицу или нанести на график. А затем на эти таблицы и графики можно посмотреть, чтобы эти данные изучить и проанализировать... Ещё Старик сказал нам: «СМОТРИ, А НЕ СЛУШАЙ». Этот принцип помогает нам в определённых случаях открыть глаза на реальность того, что «эти люди хорошо говорят, но...». А также этот принцип значит, что даже если у вас нет реальных данных и цифр, вы можете наблюдать... Вы можете внимательно смотреть, наблюдать... Любые красивые лозунги («За демократию!», «За свободу!», «За аборты у бродячих собак!» и т.д.) без реальных жизненных примеров, без конкретных данных остаются лишь красивыми странными лозунгами, которые не должны впечатлять вас или вводить в заблуждение. Нужна КОНКРЕТИКА, нужна МАССА!!!

Итак, прежде всего, главное не воспринимать понятие «свобода» на одних эмоциях и не прыгать как сумасшедшие, хлопая в ладоши. Ведь нам уже не по шесть или девять лет, не так ли? Мы ведь уже совсем взрослые ребята? Да? Да!!! Ха-ха! Но вообще, мы не зря крутимся вокруг понятий «масса» и «значимость», тут ещё очень много интересного.

Итак, вернёмся ещё раз к определению слова «масса». Я уже дал вам такое определение: «Масса в обучении - это реальные физические объекты; вещи, которые реально существуют в жизни». Но смотрите, что получается. Вы подходите к трактору и смотрите на него, и теперь у вас ЕСТЬ масса трактора, верно? Да. Но потом, предположим, вы уходите куда-то далеко или заворачиваете за угол, и теперь вы не видите этот трактор. Однако у вас по-прежнему ЕСТЬ масса трактора! Ого! Как же так получается? Улавливаете теперь?! Да, у вас что-то осталось в вашем разуме, а именно картинка этого трактора. Она находится у вас в голове, а не в физической вселенной. Видите? Значит, должно быть ещё другое значение слова «масса». Да, оно есть. В одной из своих лекций Старик сказал следующее: «Умственная масса - это масса. Она имеет вес, хотя и очень незначительный, и она действительно имеет размер, форму и т.д.». Таким образом, здесь масса - это картинка в вашем разуме, которая является, по сути, отпечатком физической вселенной. Другими словами, это точная копия того, что вы увидели, потрогали, ощутили, т.е. восприняли каким-то образом из окружающего мира в определённый момент времени. Человек может посмотреть на картинку трактора в своём разуме и снова «увидеть» этот трактор. Это что касается массы.

А что касается значимости, то тут нам следует обратиться к трудам Коржибского, известного специалиста в области изучения языка и общения... Заметим, между прочим, что Старик был его сторонником и определённо использовал его идеи в своих работах. Кроме того, имейте в виду, что я не очень сильно разбираюсь в теории Коржибского и передаю её вам так, как я сам её понял.

Собственно говоря, Коржибский считал, что СЛОВА - ЭТО НЕ ТО, ЧТО ОНИ ОПИСЫВАЮТ, и что некорректное использование слов приводит к путанице и неадекватному поведению. Ошибка, по его мнению, заключается в отождествлении слова и реального объекта. Поэтому, чтобы прийти к здравому смыслу, нужно осознавать то, что слово и реальный предмет, обозначенный этим словом, - это разные вещи. У Коржибского это называется «осознание абстрагирования». Как это понимать?

Как мы видим, Коржибский придавал большое значение процессу абстрагирования. Если углубляться в само это слово, «абстрагировать» происходит от латинского abstrahere, имеющего, помимо всего прочего, переносное значение «отделять, отрывать». И обычно слово «абстрагировать» имеет такое значение: «отделять какое-нибудь свойство предмета от самого предмета с тем, чтобы рассматривать это свойство как нечто, существующее самостоятельно». Например, человек наблюдает, как едет машина, - на физическом уровне это просто конкретный объект едет по конкретной дороге в конкретном направлении с конкретной скоростью и т.д. А когда человек начинает описывать то, что он видит сейчас (или увидел в прошлом), например, цвет или скорость этой машины, то это будет уже абстрактное данное, оторванное от объекта. Таким образом, свойство «краснота» или свойство «быстрота» являются абстракциями этого объекта, но сами они отдельно от машины не существуют.

При этом для Коржибского «абстрагирование» - это упрощение или сжатие происходящего для того, чтобы человек мог структурировать каким-то образом своё понимание реальности. Или, говоря другими словами, создать в своём разуме какую-то схему, конструкцию или карту, которая могла бы более или менее соответствовать тому, что происходит. При этом (ЭТО ВАЖНО!) абстрагируя, человек неизбежно отбрасывает часть свойств предмета, которые были определены как несущественные. Таким образом, переход от конкретного к абстрактному - это метод, позволяющий отбросить сложность предмета, сосредоточившись на его сути.

(продолжение в 17-й части)

Previous post Next post
Up