Отрывок из лекции «Обучение: воспроизведение» (часть 1).

Oct 22, 2022 18:23





Один писатель (и по совместительству философ) создал множество различных аксиом, кодексов и шкал, и все они были собраны в одной книге основ. Так вот, в этой книге есть такой «Маршрут к способности выносить суждение», и выглядит он примерно так (я сюда добавил 1-й шаг [«отсутствие понимания слов»], потому что, хотя в книге его почему-то нет, писатель в своей лекции отчётливо про него говорил):

1) Отсутствие понимания слов (замешательство в отношении данных).
2) Воспроизведение* данных.
3) Понимание данных.
4) Собственное осознание того, что данные существуют.
5) Способность выносить суждение.

Этот маршрут подробно излагается в лекции от 24 января 1962 года «Обучение: воспроизведение» (англ: Training: duplication). Я вспомнил про него, потому что после первого прохождения курса «Шляпа студента»* он мне очень понравился и запомнился, а после второго прохождения (когда уже был изменённый курс) я потом удивлённо спросил у себя: «А где была та лекция, в которой был маршрут к созданию способности иметь суждение?» Хотя, наверное, я просто спал при чтении лекции. Ну ладно. Конечно, я всё сильно «ужал», но вы можете прочитать саму лекцию полностью, а ссылку я вам дал. Берём и читаем.

Вообще, этот маршрут можно ещё красиво, философски назвать так: «Путь к пониманию и осознанию природы вещей».

=============

Вы видите, что это механизм обучения (англ: training mechanism)? Вы видите, каковы здесь отдельные шаги? Первая ступень в данном вопросе - отсутствие понимания слов (англ: no comprehension of the words). У другого человека, которого вы обучаете, имеется отсутствие понимания слов.

Вторая ступень - это когда вы говорите что-нибудь человеку, а он должен понять это. Точнее говоря, пусть он сначала воспроизведёт слова (англ: duplicate the words), а затем уже воспроизведёт понимание (англ: duplicate the understanding). За воспроизведением приходит понимание. Понимание приходит после воспроизведения, а не перед ним.

Итак, вы можете сказать: «Эта кошка чёрная. Хорошо, теперь скажите мне: "Эта кошка чёрная"». И парень говорит: «Ну, я могу вспомнить кучу случаев, когда кошка была совсем не чёрная».
И вы говорите: “Ну хорошо, хорошо. Но теперь, теперь просто скажите мне одно это данное: "Эта кошка чёрная"». И в конце концов вы достигните того, что у него действительно будет эта способность: вы говорите что-то, а он может это повторить.

Так вот, значит. Мы проводили этот процесс уже шесть или более месяцев с некоторыми из наших старых студентов. И они сразу же выполнили его и тотчас же получили результат. Что ж, я показываю вам, что здесь и воспроизводить-то особо нечего в плане слов, но тем не менее эти люди на самом деле получили состояние, когда они не только способны воспроизвести данные, которые им сказали, но и способны также понять их и постичь их суть, и использовать их в деле. И это весьма примечательно.

Между прочим, мы просто пытаемся повысить способность людей к обучению. Предположим, скорость обучения - это единственное, что мы пытаемся повысить. Не имеет значения, что мы будем использовать при обучении, да хоть учебник по сборке автомобилей. Знаете, инструкции по сборке автомобилей, которые используются на заводе в Детройте*, давать человеку, который вообще не думал собирать автомобили, никогда этим не занимался и даже не играл с игрушечными машинками. Не имеет никакого значения, что вы используете, лишь бы там были какие-то данные. Мы могли бы использовать, например, какой-нибудь «Юридический кодекс ранней Англиканской церкви в интерпретации Католической церкви».

Так вот, мы сажаем перед собой человека и читаем ему. Мы говорим ему: «Все церкви Нортумбрии* были без окон из-за налога на окна, который равнялся 3,6 за каждое окно за шабатический* период» (видите, что там было сказано: «шабатический»). И мы говорим человеку: «Хорошо, скажи это». Понимаете? «Так, что я только что сказал?» Понимаете?

И он отвечает: «Налог на окна... Налог на окна? Что это за налог на окна? Что значит шабатический? Что это? Ну-ну. Что за книгу вы вообще читаете? Откуда это взялось? О какой части Нортумбрии вы говорите?». Понимаете, всё это просто замешательство (англ: confusion)? И вот у вас теперь есть пример вашего первого шага.

Вы просто хотите добиться, чтобы он повторил цепочку звуков (понимаете, вы их даже словами не называете), и он получает ужасное замешательство (англ: tremendous confusion). Итак, ваш первый шаг... первое состояние, в котором находится ваш человек, - это состояние ужасного замешательства в отношении данных, которое будет исчезать при любой попытке воспроизвести эти данные. Так что всё это начнёт исчезать сразу же, как только он сам предпримет попытку воспроизвести эти данные. Он начнёт избавляться от этого замешательства.

Другими словами, он просто зависнет на какой-то кнопке* в том или ином месте, и он войдёт в полное столкновение с этой кнопкой, и с этого момента мы уже никогда не сдвинемся с этой кнопки.

Итак, вы говорите ему слово «шабатический», и он начинает размышлять над вопросом, а не связано ли это с Шаббатом, и тут у вас начинается просто масштабная дискуссия о Шаббате. Правильно ли это - проводить Шаббат? Откуда вообще произошёл Шаббат? Разве он изначально не был языческим праздником? И мы продолжаем и продолжаем без конца. Да это вообще не имеет никакого отношения к тому, что мы сейчас делаем во время обучения. Но он «сойдёт с рельсов» прямо в этот момент. Это очень интересно.

(продолжение во 2-й части)

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Воспроизведение (англ: duplication): это действие по точному воссозданию чего-либо. Например, если человек А сообщил понятие «кошка» человеку Б, и человек Б получил в точности то же самое понятие без какого-либо искажения, то можно сказать, что человек Б воспроизвёл то, что было инициировано человеком А.
«Шляпа студента»: это курс, который охватывает полную технологию эффективного изучения любого предмета. «Шляпа» - это жаргон, обозначающий работу или пост, потому что у различных профессий, например, у железнодорожников, тип фуражки является символом их должности. У студента тоже есть своя шляпа: это определённые обязанности, которые он должен выполнять, а также определённые методики и техники обучения, которых он должен придерживаться, чтобы изучать разные вещи.
Детройт: город на севере США. В 20 веке был известен как «автомобильная столица мира» и «город моторов».
Нортумбрия: одно из мелких англо-саксонских королевств Англии, существовавшее в раннее Средневековье. В 867 году королевство было завоёвано датскими викингами.
Шабатический: относящийся к Шаббату. Изначально Шаббат - это седьмой день недели в иудаизме, день отдыха, суббота, в которую нельзя выполнять никакую работу. Кроме того, у древних евреев был также шабатический или каждый седьмой год. В это время почва не обрабатывалась, все долги прощались, а рабов отпускали.
Кнопка (англ: button): пункт (что-либо, взятое как отдельное от остального, какой-либо отдельный предмет), слово, фраза, тема или область, которые дают ответную реакцию человека, если их «нажать». Такая реакция вызвана аберрацией (отклонением от рационального мышления или поведения, от лат. aberrare «сбиться с пути, блуждать»).

слова, язык, логика, жизнь, понимание, фразы, обучение

Previous post Next post
Up