Небольшой отрывок из лекции «Обзорная лекция по обучению».

Oct 05, 2022 17:41





Вот ещё один отрывок из лекции, входящей в курс «Шляпа студента»*, который почему-то убрали (насколько я помню) из самой лекции. Хотя в этом отрывке не было никаких особенных и «зверских» терминов, способных выбить студента из колеи напрочь. Я полагаю, что 5-10 минут, потраченных на такой отрывок, нисколько бы не задержали продвижение студента по курсу, но при этом предоставили бы ему возможность почувствовать атмосферу того времени и лучше понять мировоззрение и внутренние представления лектора. Кстати, это отрывок из «Обзорной лекции по обучению» (22 сентября 1964 года).

Я думаю, что отрывок убрали как раз из-за его содержания, чтобы никого не обидеть. Но вы всё сами поймёте, когда прочитаете его. В своё время мой бывший начальник даже специально спросил меня, дошёл ли я до того места, где было написано про Ашкер-Гедейскую ГЭС*. Он сказал, что сам он дико смеялся и долго не мог остановиться. Для него это прямо «отдавало совком». Для меня же тогда это был просто своеобразный прикол автора, ничего более - а сам я просто пытался «продраться» через эти лекции и понять технологию обучения. Понятно, что никаких документов, ссылок и точных фактов лектор на самом деле в своей лекции не приводит. Скорее всего, все эти «факты» были придуманы и «притянуты за уши», либо взяты из каких-то тогдашних американских газет. Сейчас я думаю, что все эти перлы показывают отношение среднего американца к СССР: какое-то высокомерие, презрение и даже некоторый скрытый страх, желание «поддеть» главного идеологического противника. Ведь если посмотреть по времени проведения лекции (1964 года), то тогда СССР по многим вещам не отставал от США (атомная бомба), а в чём-то даже опережал (первый спутник, Гагарин). А тут лектор, значит, прямо на полном серьёзе утверждает, что в СССР всё ещё ездят на автомобилях конца 1910-х годов (испанский стыд!!!).

Также определённую иронию данному отрывку лекции (учитывая содержащуюся в ней критику системы профессионального образования в СССР) придаёт тот факт, что сам лектор, поступив в 1930 году в Университет Джорджа Вашингтона (учиться на инженера-строителя) и проучившись там всего два года, в итоге оставил этот университет. Но надо отдать ему должное: после этого он стал более серьёзно заниматься писательской деятельностью, и вполне так успешно на своём уровне.

Чтобы был понятен общий контекст, даю пояснение, что прямо перед этим местом, с которого начинается отрывок лекции, лектор говорил о том, что многие беды в обществе происходят из-за того, что нет технологии обучения, простой, понятной и эффективной. Отсюда возникают всевозможные (причём ненужные) мучения, вызываемые учёбой. И далее - идёт уже сам текст лекции:

А вот другие данные: каким образом государство страдает от неправильного образования? Как страдает государство от неправильного образования? Что ж, есть такая страна (вы могли не слышать о ней), называется Россия. Она развалилась много лет назад, и она импортировала «немецкую философию»*, называемую коммунизмом, и они хорошо повеселились. Но тем не менее, Россия старается развиваться и что-то такое из себя изображать. Вероятно, она развивалась бы не менее быстро, чем западный мир, если бы не приняла эту сквирельную*, необычную философию. Западный мир за этот же период времени продвинулся на точно такое же расстояние и даже дальше. Понимаете, в 1917 году они ещё не механизировали [своё производство]. Они были в полной заднице.

Если вы не верите, пойдите в один из автомобильных музеев, посмотрите на модель 1917 года или подобные штуки. Так вот это и есть современный русский автомобиль. Я не хочу быть язвительным, они ещё скопировали джип. У них было множество джипов во время войны, и они скопировали их.

Но они довольно отсталые. И они там, в России, пытаются распространить цивилизацию на очень, очень, очень отсталый азиатский мир. Россия в основном азиатская, она не западная. И я скажу, что со всеми их трудностями, политическими и прочими, они всё-таки добиваются того или иного прогресса, и у них есть множество нетронутых земель, на которые можно всё это распространять. У них есть целая Сибирь, чтобы распространять туда всякие вещи, понимаете, и они действительно находятся в состоянии своего рода страны-первопроходца. И люди говорили: «Да, они действительно вступают в свою викторианскую эпоху*», - и мне кажется, что так оно и есть. Они далеко позади. Они отстали ото всех почти на столетие. О, просто потому, что Великобритания продаёт им какую-то технику, а они меняют на ней ярлыки и потом экспортируют её в Японию под видом русской сельскохозяйственной техники или чего-то в этом роде, это ещё не причина считать, что у них с этим всё в порядке. Нет, у них всё не так.

Перед этими парнями предстаёт необъятнейший край (англ: frontier) [земли], и у них есть край невежества [людей] - край этого, и край того. У них есть обширная дикая местность. И у них есть миллионы и миллионы необразованных, отсталых людей, с которыми нужно попытаться что-то сделать, понимаете? Проблемы у них фантастические! Они пытаются разрешить это с помощью образования, - и вы видите результат их решения с помощью образования. Конечно, можно себе представить русского комиссара, управляющего русским студентом. Весьма мрачная картина.

А цифры таковы: это обучение без отрыва от производства огромного количества студентов (которых обучали полностью за счёт правительства и промышленности, чтобы подготовить их на ключевые посты на местах) - они ушли стопроцентно в конце периода своего обучения, длившегося два-три года. Сто процентов отказались от работы на данном заводе или в данной отрасли. Только двое из нескольких тысяч остались на другом заводе и в другой отрасли (это по одному конкретному заводу). И это не специально отобранные цифры. Это массовые средние показатели для всей России.

Это молодые люди, получившие образование под давлением коммунистов и переведённые на завод для обучения без отрыва от производства, чтобы в дальнейшем занять должности на этом заводе. И в конце этого времени (поскольку там сейчас всё стало мягче, и у них была некоторая свобода выбора в отношении того, что им делать сейчас) они все ушли. Это было проявлением свободы выбора.

Теперь, если вы знаете, что такое образование (а теперь вы знаете нашу технологию образования), вы сразу же увидите, что именно произошло. Ещё со времён детского сада, или где-то там, любовь коммуниста к переосмысливанию [значений] слов «подловила» его. Любимый трюк коммуниста состоит не в том, чтобы изменить чей-либо лексикон, а в том, чтобы слова стали означать что-то другое. Они изменяют значения слов, так что всё звучит знакомо. Но в следующее мгновение человек обнаруживает, что какое-то слово означает совершенно другое. Я приведу вам самый общий пример этого: «1984»* Оруэлла, удивительные изменения семантики*, изменения значений слов, которые постоянно происходят в [романе] «1984». «Свобода - это рабство»*, понимаете?

Хотя даже Рузвельт* приложил к этому руку. Долгое время у нас была «свобода». Все знали, что значит «свобода». Рузвельт... Он сделал это «свободой от». Теперь вы стали должны быть свободными от чего-то. Вот за какую свободу нам стало нужно бороться - мы боролись за «свободу от». Да, это интересная точка зрения. «Свобода от». Что ж, это означает, что вы, должно быть, боретесь с этим, и поэтому вы не можете быть свободными от этого. «Свобода» означает «свобода». Это не значит противостоять чему-то и отталкивать это от себя, или беспокоиться о том, что что-то может настигнуть вас снова, или работать день и ночь, чтобы этого с вами не случилось. Это не свобода.

Итак, вот изменение семантики. Так вот, у русского [человека], конечно, было всё это азиатское население, эта огромная масса людей, 200 миллионов - одно из самых больших населений на Земле в одной стране, и все они были разделены на разные языковые группы и разные обычаи, и так далее. И он приехал к ним, и ему пришлось затем многое изменить, чтобы привести всё в порядок, добиться, чтобы они стали работать вместе, и ему пришлось переосмыслить все их слова. И затем в 1964 году мы обнаруживаем, что он проиграл свою революцию. Как он проиграл свою революцию? Что ж, он обучает несколько тысяч молодых людей, чтобы те взяли в свои руки строительство Ашкер-Гедейской ГЭС, и они будут руководителями и большими шишками на этом проекте, и у всех у них тоже будет возможность разъезжать на «Фордах» модели Т*. И в конце этого обучения без отрыва от производства все они покидают Ашкер-Гедейскую ГЭС. Это означает, что у него заканчиваются людские ресурсы для ведения дел.

Материал, который мы сейчас имеем в наукологии*, как ни странно, представлял огромный интерес для самого старика Сталина, потому что он учуял, что в моих исследованиях могло быть что-то такое... И я находился в контакте с Амторгом* в 1938 году. И была целая линейка [вопросов]: «Как оценить относительную способность человека к работе? Как узнать, какой человек произведёт больше, а какой меньше?» И в то время я занимался изучением этих вопросов, и у меня была информация, раскрывающая довольно многое об этом. Я был чрезвычайно доволен этой информацией, и слух об этом пронёсся по Клубу путешественников*. И в следующий момент я уже давал дёру со скоростью мили в минуту, чтобы не оказаться на корабле, идущем в Россию, и не беседовать об этом со Сталиным.

У него были проблемы. У него были неприятности в 1938 году, много неприятностей. Он искал помощи откуда угодно. Но в чём заключалась его недостающая технология (англ: missing technology)? Недостающая технология заключалась в следующем: «Как добиться того, чтобы люди понимали что-то, и как добиться того, чтобы люди делали что-то?» Это были его области непонимания. Как добиться того, чтобы люди понимали что-то, и как добиться того, чтобы люди делали что-то? [...]

Итак, мы можем высказать ещё одну мысль. Мы здесь можем высказать ещё одну мысль. Таким образом, мы могли бы сказать, что СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИТ ОТ ОБЛАДАНИЯ ТЕХНОЛОГИЕЙ ОБУЧЕНИЯ. Россия скоро [свою культуру] потеряет!

У нас есть пример того, как высший класс Англии ушёл в небытие через Оксфорд*. У нас есть примеры (повсюду вокруг нас) изменения лица Земли и так далее, и это зависит в основном от людей. Как ни странно, будущее человечества зависит от людей. И если вы не воспитаете хороших людей, у вас будут проблемы.

Ну всё, наверное.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

«Шляпа студента»: это курс, который охватывает полную технологию эффективного изучения любого предмета. «Шляпа» - это жаргон, обозначающий работу или пост, потому что у различных профессий, например, у железнодорожников, тип фуражки является символом их должности. У студента тоже есть своя шляпа: это определённые обязанности, которые он должен выполнять, а также определённые методики и техники обучения, которых он должен придерживаться, чтобы изучать разные вещи.
Ашкер-Гедейская ГЭС: название вымышленного строительного объекта в местности со слабо развитой экономикой. В действительности в оригинале лекции на английском языке употребляется фраза «the Pujas River Project», вероятно, это отсылка к религии индийцев. В индуизме существует религиозный обряд поклонения «пуджа» (англ: puja) - предложение скульптурному образу божества пищи, воды, благовоний, цветов и других элементов. (Правда, странно, что для обозначения «советского завода» или иного промышленного объекта лектор почему-то выбрал термин из индийской религии?)
«Немецкая философия»: имеется в виду марксизм. Марксизм: учение, созданное Карлом Марксом (1818-1883), немецким политическим философом. Его философские, экономические и политические концепции составляют основу всех современных течений социализма и коммунизма.
Сквирельный: нетрадиционный; не соответствующий стандартной процедуре (от английского squirrel «белка»). Слово «сквирел» используется потому, что белки в своих маленьких клетках бегают и бегают кругами, никуда не прибегая (безо всякого результата).
Викторианская эпоха: период правления (1837-1901) в Англии королевы Виктории. Во времена её правления в Англии продолжались промышленная революция и развитие капитализма.
«1984»: сатирический роман английского писателя Джорджа Оруэлла, изданный в 1949 году. Очень убедительно описывает искусственный тоталитаризм, одним из сpедств власти котоpого был «новояз», искусственный язык с замещёнными смыслами. В лозунгах, развешанных по всей стране, давались новые дефиниции словам, например, «Война - это мир», «Свобода - это рабство», «Незнание - сила». (Правда, странно, что для примера «изменения значений слов» у коммунистов лектор сослался не на факт, а на какой-то роман, т.е. на вымышленный литературный источник?)
Семантика: раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка.
«Свобода - это рабство»: на самом деле подобную подмену смысла слов часто используют политики Запада. Например, «Диктатор: неугодный лидер какой-нибудь важной для Америки страны», «Партнёрство: отношения между США и какой-то другой страной на основе модели "ведущий - ведомый"», «Демократия: то, что сейчас считается выгодным для Запада».
Рузвельт: Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), 32-й президент США. В 1941 году он провозгласил так называемые «Четыре свободы» (или «четыре основополагающие человеческие свободы»): свободу слова, свободу вероисповедания, свободу от нужды, свободу от страха.
«Форд» модели Т: автомобиль, выпускавшийся в период между 1908 и 1927 годами компанией «Форд мотор». Автомобиль был надёжен и лёгок в обращении, а также сравнительно доступен по стоимости, что сделало его самым популярным автомобилем в начале 20 века.
Наукология: (дословно означает «знание о том, как знать») прикладная религиозная философия американского писателя и философа.
Амторг: (сокращение от выражения «американская торговля») компания, созданная Советским Союзом в 1924 году в США. Предназначалась для того, чтобы служить посреднической организацией в торговле между двумя странами.
Клуб путешественников: международное многопрофильное профессиональное общество, целью которого является содействие научным исследованиям и изучению земель. Клуб был основан в 1904 году в Нью-Йорке и служит местом встречи путешественников, исследователей и учёных всего мира.
Оксфорд: сокращённое название всемирно известного Оксфордского университета, расположенного в городе Оксфорд в Англии, одного из старейших в мире университетов.

#нетмайдану #защитаотманипуляций #манипуляции #нетманипуляции #недайсебяобмануть #ложь

#нетманипуляции, надувательство, жизнь, этика, обман, #манипуляции, свобода, #недайсебяобмануть, логика, лохотрон, слова, #защитаотманипуляций, понимание, фразы, политика, язык, ложь, #ложь, манипуляции, #нетмайдану

Previous post Next post
Up