Оригинал взят у
kotbayun1965 в
Феномен козла Массовое тиражирование в СМИ истории про тигра Амура и про козла Тимура не может не поражать своей убогой глупость и тупой пошлостью. Но этот феномен крайне любопытен и требует осмысления.
У Советского Человека были свои герои - великие полководцы, ученые, конструкторы, писатели, спортсмены, музыканты, рабочие, врачи, учителя…
Это было вполне органично: великие задачи, которые ставила перед собой страна, требовали крупных, сильных личностей. А такие личности можно воспитать только на великих примерах. Поэтому о великих людях писали в книгах, в газетах и журналах, о них снимали фильмы и телепередачи, о них сочиняли музыку. И в этих книгах, фильмах и телепередачах авторы пытались всем рассказать, что нужно делать, чтобы стать таким неординарным человеком.
Другое дело современный обыватель. Ему примеры для подражания не нужны. Великих людей он или побаивается (как бы они не «замутили» чего-то необычного), или банально им завидует (вот сколько всего у них есть!). Но без героя в жизни не может даже обыватель: он должен за кого-то переживать, за кого-то посылать СМСки и ставить лайки в интернете, о ком-то немножко плакать; ему необходимо чью-то жизнь обсуждать в курилках, в магазинах и парикмахерских.
Поэтому совершенно не случайно, что, когда во второй половине 1980-х на волне «перестройки» началась массовая
дегероизация советского прошлого, а на отечественные экраны хлынул поток латиноамериканских телесериалов, их героини, все эти «рабыни Изауры» и «просто Марии», надолго стали частью жизни многих отечественных телезрителей и, в особенности, телезрительниц. Время от времени телеаудитории предлагалось и «мыло», в основе которого лежали реальные события. Так, почти народным героем довольно долго в России была британская принцесса Диана.
Прошло время, все шире по стране расползался интернет, и на смену героиням «мыльных опер» пришли персонажи различных реалити-шоу. Страна с замиранием сердца следила за перипетиями взаимоотношений лишенных каких-либо комплексов и зачатков интеллекта обитателей «Дома-2» или за судьбой эстрадных «звездочек», произведенных на многочисленных телевизионных фабриках.
В числе таких сфабрикованных телевидением и интернетом на потребу обывателя «звезд» оказался и предавший всё и всех «герой» Донбасса Стрелков-Гиркин. Обывателю не были интересны реальные поступки «Кутузова наших дней» и обстоятельства, в которых эти поступки совершались. Была важна только телевизионная картинка, со взглядом, полным «вселенской грусти», и закадровый текст, сотворенный закадровыми мифотворцами.
Однако, безусловно, вершинной точкой системы по фабрикации «народных героев», «негасимых звезд» и прочих симулякров реальной жизни или, если хотите, нижней точкой падения манипуляторов общественным сознанием стало производство в народные герои домашнего козла из Приморья.
Правда, весь подвиг этой двурогой «героической личности» состоял в том, что он по какой-то до конца еще не понятной науке причине не был съеден живущим в неволе амурским тигром, но это позволило телевизионщикам и работникам «Сафари-парк» во Владивостоке раздуть сенсацию.
Новому «народному герою» журналисты дали грозное имя Тимур. Если бы великий полководец и завоеватель древности узнал об этом, то он, наверное, трижды перевернулся в своем мавзолее. И теперь козел стал героем телерепортажей и околонаучных передач. О нем рассказывает радио и пишут газеты. У него даже появилось собственное реалити-шоу с прямой трансляцией в интернете. А те наши сограждане, кто проводит новогоднюю ночь перед телевизором, были вынуждены встречать новый год в компании с козлом.
Самое любопытное, что вся эта глупейшая и пошлейшая суета вокруг «козьей морды» российским обществом была воспринята лояльно и даже с интересом. Почему так произошло? В чем состоит этот «феномен козла»?
Обществу, перед которым не стоят масштабные задачи не нужны настоящие герои и примеры для подражания. Обывателю и квалифицированному потребителю нет дела до воинского подвига, крупных научных достижений и шедевров, рожденных творческим полетом вдохновения. Ему все это не интересно. Спортивные достижения интересуют его лишь постольку, поскольку под них можно посидеть перед телевизором с банкой пива. Поэтому для такой публики любой опытный пиарщик легко изготовит героя из кого и из чего угодно - из глупой девицы нетяжелого поведения, из всё проигравшего и всех предавшего полководца или из обыкновенного козла, неважно, о двух или о четырех ногах.
Click to view