Сидел я недавно и рылся в первом томе ордонансов королей Франции («Ordonnances des roys de France de la troisieme race, recueillies par ordre chronologique, avec des renveys des unes aux autres, des sommaires, des observations sur le texte. Premier volume, Contenant ce qu'on a trouvé d'ordonnances imprimées ou manuscrites, depuis Hugues Capet, jusqu'à la fin du règne de Charles Le Bel», издания аж 1723 года), искал один там документ по ссылке у Грацианского. И, что самое любопытное, нашел, но речь сейчас не о том вовсе.
Случайно наткнулся в недрах сего достаточно объемистого тома (по традиции, за девять сотен страниц) на весьма, весьма интересный документ. А именно на письмо короля Филиппа IV Красивого парижскому епископу от 1303 года, в котором содержатся крайне любопытные и полезные для наших скромных штудий подробности об одном интересном вопросе.
Дело в том, что у нас весьма немного сведений о том, каким способом набирались пешие контингенты в воюющие армии в интересующий нас период в Европе. Ну то есть мы знаем, что как-то они набирались, знаем, что их было довольно много, счет бойцов шел на тысячи, что следует хотя бы из финансово-бухгалтерской документации: например, по счетам на войну короля Людовика Святого против графа Бретани 1234 года согласно сохранившейся отчетности было собрано 5142 пеших сержанта и 46 пеших арбалетчиков. Вот только принцип набора и социальная база такого набора зачастую остается неизвестной, к сожалению.
В этом смысле найденное мною письмо - настоящий подарок: в нем король пишет о том, что надобно собирать военных для его целей, и дает предписание о том, как собирать в числе прочих и пеших сержантов, даже специально останавливается на этом вопросе. Король требует, чтобы неблагородные (для благородных свой порядок) с указанных в письме территорий собрали по шесть пеших сержантов (Serjanz de pié) с каждой сотни «огней» (feus) - надо полагать, «очагов», т.е. по шесть вооруженных пеших сержантов с каждых ста условных домов. Снаряжены, по мнению короля Филиппа, такие сержанты должны быть пурпуанами (de pourpoins) и обержонами, или же гамбезонами (ou de gamboisons - очевидно, гамбезон здесь мыслится самостоятельным доспехом, противопоставляемым в виде альтернативы пурпуану с обержоном), а также бацинетами (de bacinez) и копьями; при этом двое из шести должны быть арбалетчиками и иметь свои арбалеты.
Вот так вот совсем неожиданно найдены столь любопытные подробности про формирование и вооружение пеших бойцов на интересующий нас период. Вроде и совсем небольшое и письмо, и заметка, а все же на мой взгляд, куда как любопытно.
Ну и в качестве КДПВ в тему - отличная картинка с пешими негодяями из манускрипта 1289 года Catonis disticha, BNF lat. 15158