Читая ЖМП

Dec 04, 2010 21:39


В декабрьском номере довольно интересная статья о Чукотской епархии, написанная батюшкой оттуда по имени Леонид Цапок. Но дело не в фамилии и не в красивом заголовке "На берегу двух океанов".
Дело даже и не в том, что перспективы миссионерства среди чукчей автор видит в довольно мрачном свете. Наверно, у него для этого есть основания. Пишет о том, что хорошо знает.
Отец Леонид считает одним из искушений миссионера "неправильно принять к действию апостольские слова "стать всем для всех, дабы спасти некоторых"".
В действительности же "священник не должен вливаться в национальную жизнь, пытаться стать своим. Есть национальную пищу, ходить на охоту, перенимать обычаи... Нести православие нужно в русской культурной оболочке. Если ее примут, она естественно "очукотится" самими верующими.... Быть открытым, но в то же время твердо хранить свою "русскость".... не нужно превращать храм в ярангу". Дальше о том, что проповедь должна быть обращена гл.обр. к тем, которые "перестали быть чукчами и не стали русскими". В чукчи, дескать, вернуть их мы не сможем, но зато "можем помочь им познакомиться с русским православием, стать ближе к русской культуре и традиции".
Язычникам, напротив, проповедовать автор считал бы лишним: "Тем, кто укоренен в своей традиции, бережет и хранит свое язычество... пусть помогает Сам Господь! Это, как правило, лучшие люди поселка, пообщавшись с которыми хочется не проповедовать, а, пожелав Божия благословения, предать их в руки Божии".

Конечно, человек пишет от выстраданного опыта, а я могу оценивать сказанное им только сидя в теплой квартире. Но как будто все успешные примеры русских миссионеров говорят совсем, совсем о другом.
Там, где миссия чересчур тесно связывалась с национальными и политическими задачами, там она и не дала стойких  результатов. Все рухнуло с революцией. Пример Урмии - против Японии, например.

Еще заинтересовала в той же статье любопытная фраза о клириках, лишенных сана и запрещенных в служении в этой епархии: "Были среди них больные, были обольщенные, были просто слишком честные, но не было ни одного хапуги".
Интересный состав канонического преступления - для официального издания!
Интересно, что имел в виду автор?

Ну, и раз уж принялся записывать впечатления, - как-то резанула фраза: "54 000 потенциальных прихожан, мелкой пылью рассеянных по территории".

жизнь церковная

Previous post Next post
Up