Фредерик Бегбедер

Jun 29, 2007 15:24

 Фредерик Бегбедер родился 21 сентября 1965 года в Нейн-сюр-Сен под Парижем. Его мать, Кристин де Шатенье, занимается переводом "дамских романов" (в частности, произведений Барбары Картленд), а отец - профессиональный "охотник за головами". В 24 года Бегбедер получил диплом по "политическим наукам", а затем десять лет проработал в сфере рекламного бизнеса, где стал автором ряда рекламных концепций, потом сотрудничал с различными СМИ. Кроме того, он выступил основателем литературной премии, которой удостоились, в частности, книги Мишеля Уэльбека и Виржини Депант, и даже отметился в кинематографе - снялся в порнографическом фильме "Дочь лодочника" (с участием звезды жанра Эстель Дезанж). Заслуженную славу одного из самых интересных современных французских писателей Фредерику Бегбедеру принесли романы "Воспоминания необразумившегося молодого человека" (1990), "Каникулы в коме" (1995), "Любовь живет три года" (1997), "Рассказики под экстази" (1999). "99 франков" - последний его роман, ставший лидером книжных продаж 2000 года во Франции.

Сейчас Фредерик   Бегбедер,  начинавший   как литературный критик,  стал  одной  из самых  заметных  фигур  в  современной французской прозе. Каждая его  книга производит впечатление, схожее с шоком. Тех, кто ценит гротеск и юмор, пусть жестокий, почти "висельный", рассказы и романы Бегбедера  чаще  всего приводят в восторг.  Другие,  в  основном люди старшего поколения,  привыкшие думать,  что хотя бы  какие-то  ограничения и табу в искусстве все-таки необходимы, читая  Бегбедера,  испытывают чувство, близкое  к  возмущению.  Впрочем,  именно  этого  автор  и  добивается.  Его повествование всегда провокативно -- в сущности, цель Бегбедера прежде всего та, чтобы читатель ни  в коем случае не  остался безразличен  к  его тексту. Пусть  негодует,  пусть  со вздохом вспоминает  времена, когда  существовала цензура, -- все предпочтительнее, чем бесстрастный  взгляд, который скользит по гладко, мастеровито сделанной книжке, каких на французском рынке тысячи и тысячи.

Одно из самых его известных произведений стали "Рассказиков под экстази" (1999). В  своем   предуведомлении Фредерик  напоминает читателю,  что экстази  - наркотик  сильного  действия, и  стало  быть, все те  абсурдные  и  жестокие картины,  которые предстанут перед открывшими книгу, выпущенную почтеннейшим парижским   издательством   "Галлимар",   надо   воспринимать   как  видения
персонажей,  приверженных  этому  наркотику  (включение в  их  число  самого Бегбедера --  разумеется, литературная  игра). У  этой  темы:  наркомания  и даруемый ею "искусственный рай"  (так назвал свою книгу о курильщиках гашиша Бодлер)  --   давняя   литературная  традиция.  Имена   писателей,   которые
представляют  эту  традицию, названы у Бегбедера. Громкие имена: де  Куинси, Кокто, Хаксли, Кастанеда, Том Вулф...

После "Рассказиков под экстази" (1999)  Бегбедера следует рассматривать как еще одного мэтра такой литературы. Но  вряд ли  -- как типичную для  нее фигуру.  Прежде  в  этой литературе преобладали  тоска, даже отчаяние,  или, напротив, медитация, ощущение открывшегося нового горизонта, который  влечет
к  себе непреодолимо. Тональность Бегбедера совсем другая: жесткая, насквозь ироничная, сюрреалистическая. Для его  героев в состоянии экстази  весь  мир превратился в нескончаемый  порнофильм с подробностями, которые выглядели бы просто отталкивающими, если бы не злая насмешка, с которой они поданы. Можно не принимать подобный  ракурс изображения, но  ведь никто не отменил закона, требующего  судить  писателя  по  тем  законам,  которые он  сам  над  собой признает.

"Рассказики" и прочие полезности можно найти тут: http://www.begbeder.net.ru/
Previous post Next post
Up