Feb 08, 2007 12:52
Трубадур - (от провансальского trobar - находить, изобретать, слагать стихи) - странствующий поэт и певец во Франции в эпоху Средневековья.
Расцвет искусства трубадуров - XII-XIII вв. (классический период 1180-1210 гг.). Не будучи в большинстве случаев музыкантами-профессионалами, трубадуры являлись носителями нового,
светского начала в искусстве Средневековья. Поэтическое и музыкальное творчество трубадуров стало наиболее характерным выражением культуры рыцарства.
Оно возникло на юге Франции, в Провансе, где раньше, чем в других областях Западной Европы, сложилась поэзия, а также активно развивались жанры придворного музыкального искусства - охотничьи и застольные песни, баллады, песни шутов и др.
Образование трубадуров зависело от его социального положения: великие феодалы были более образованны, чем простолюдины, и их цель была "украсить душу", тогда как простолюдины писали, чтобы заработать деньги. Все трубадуры должны были получить соответствующее образование (минимум 2 года), состоящее главным образом из элементарного умения
читать и писать и из более важных предметов для трубадуров - игры на музыкальном инструменте и риторики. С наступлением Возрождения трубадуры стали более просвещенными: они начали учить так называемые семь искусств, включающих в себя Trivium (грамматика, риторика, диалектика) и Quadrivium (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). С течением времени трубадуры оставляли литературную деятельность, более подходящую юности, и посвящали себя другим делам. Некоторые продолжали поэтическую деятельность: основывали школы для новых трубадуров, где преподавались искусство поэзии и техника исполнения. Четвертые оставались при дворах и занимали светские должности.
Среди 350 трубадуров насчитывается, по крайней мере, 5 королей, 10 графов и бесчисленные виконты, маркизы и другие, менее богатые, феодалы, обладающие, тем не менее, замками и вооруженными отрядами. Немалочисленными в рядах трубадуров были также церковники; начиная с папы и с пары епископов и кончая монахами и канониками. Наконец, существовало много трубадуров из низших классов: торговцы мехами, портные, булочники, и т.д, которые хотели обогатиться и прославиться при дворах богатых феодалов-меценатов. Тем не менее, первыми трубадурами были все-таки великие феодалы, и лишь позже социальный горизонт стал расширяться, сохраняя все классовые барьеры и предрассудки.
Главные темы искусства трубадуров - воспевание любви, подвигов, красоты природы. В творчестве трубадуров на первый план выдвигаются личные переживания художника. Трубадуры видели в искусстве источник наслаждения. Трубадуры принадлежали главным образом к привилегированным сословиям и часто окружали себя музыкантами-певцами из народа, которые не только исполняли песни своих вассалов или аккомпанировали им, но нередко сочиняли и сами мелодии. Среди жанровых разновидностей их песен - баллады, рондо, виреле (род рондо с особой ролью рефрена), эпические песни, пастореллы (из сельской жизни), сирвенты ("служилые" песни), альбы (утренние песни), тенсоны (нравоучительные диалоги с воображаемым собеседником) и другие.
До наших дней дошло более 250 песен, созданных примерно 40 трубадурами.
Наиболее известными из них были граф Гильом IX, Маркабрю (по происхождению бедный гасконец, автор большого количества сатирических песен), Гираут де Борнейль (его называли "Маэстро трубадуров"), Джауфре Рюдель, Бернар де Вентадур (автор многочисленных лирических песен), Бертран де Борн (ярко воспевавший сцены битв).
В бескрайних просторах Интернета мне удалось-таки найти стихотворение Гийома VII (графа Пуатье).
Гийом, граф Пуатье, герцог Аквитании, по традиции самый старинный из известных трубадуров. (1071-1127)
Его называют Вийоном XII века. Сохранилась только одна его мелодия и 11 всего стихов.
Введите содержимое врезкиСложу стихи я ни о чем,
Ни о себе, ни о другом,
Ни об учтивом, ни о том
На что все падки:
Я их начну сквозь сон, верхом,
Взяв ритм лошадки.
Не знаю, под какой звездой
Рожден: ни добрый я, ни злой,
Ни всех любимец, ни изгой,
Но все в зачатке;
Я феей одарен ночной
В глухом распадке.
Не знаю, бодрствовал иль спал
Сейчас я, -кто бы мне сказал?
А что припадочным не стал,
Так все припадки
Смешней - свидетель Марциал!* -
С мышонком схватки.
Я болен, чую смертный хлад,
Чем болен, мне не говорят,
Врача ищу я наугад,
Все их ухватки -
Вздор, коль меня не защитят
От лихорадки.
С подругой крепок наш союз,
Хоть я ее не видел, плюс
У нас с ней, в общем, разный вкус:
Я не в упадке:
Бегут нормандец и француз *
Во все лопатки.
Ее не видел я в глаза,
И хоть не против, но не за,
Пусть я не смыслю ни аза,
Но все в порядке
У той лишь, чья нежна краса
И речи сладки.
Стихи готовы - спрохвала
Другому сдам свои дела:
в Анжу пусть мчится, как стрела
Он без оглядки,
Но прежде вынет из чехла
Ключ от разгадки.
--------------
* св. Марциал - почитаемый как просветитель Лимузина
** нормандец и француз - северяне, которых считали недостаточно куртуазными, поэтому им нет места близ дамы.