Иерусалимский Монастырь Святых Архангелов...

Feb 05, 2011 11:21




Эта обитель расположена на есте дома бывшего первосвященника Анны, к которому привели на первый допрос плененного Христа. Вот как описывает это событие Апостол и Евангелист Иоанн: «тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его,и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником... Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.» (Иоан. 18:12-13, 19-24).
Согласно традиции Армянской Церкви, когда раб ударил Христа по лицу, Небесные Серафимы своими крыльями прикрыли лики. Огненные существа были потрясены пощечиной Сыну Господню. Об этом пишет в одном из своих духовных гимнов (шараканов) Св. Католикос Нерсес Шнорали (XII в.): «Раб по Лику Его нанес пощечину, молниеносно Серафимы прикрылись крыльями».



  
   


С древнейших времен и до наших дней эта обитель является собственностью Армянской Церкви. Церковное предание утверждает, что обитель на месте дома Анны основала в I в. Р.Х. супруга армянского царя Св. Абгара - Св. Царица hЕхинэ (Елена). Часовня строится уже армянским царем Св. Трдатом и Св. Григорием Просвятителем в IV в. Историки сообщают, что в XII в. некий армянский царь идет на войну, прося заступричества Св. Архангелов Михаила и Гавриила. Победив войну, он на месте часовни в честь Св. Архангелов строит церковь. В 1286 г. царь Киликийской Армении Левон III монастырь огораживает каменной стеною.


Этот монастырь арабы называют “Дер-эль-Зейтунех” - “Оливковый Монастырь”, в честь Оливкого Дерева, к которому привязали Спасителя перед допросом в доме Анны. Отростки этого дерева находятся во дворе монастыря, плоды которого чудотворны и по сей день исцеляют бесплодие женщин.




В нескольких метрах от заветного дерева в стену вмурован большой камень с глубоким разрезом. Этот камень, как утверждают, - камень Осанны, один из тех которые возопили, когда Господь торжественно въезжал в Иерусалим.
«народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Матф. 21:9).
«И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.» (Лук. 19:39-40).


  

В конце III в. когда римский император Диоклетиан искал себе жену, был пленен красотою Рипсимэ, одной из насельниц женского монастыря и хотел жениться на ней… Но Рипсимэ, дабы спасти свою чистоту и веру, вместе с настоятельницей монастыря Гаяне и с благочестивыми подругами убегает из Рима. Они приходят в Иерусалим и поселяются в этой обители. Но вскоре Господь их направляет в Армению, где для них был уготован “Венец Мученичества”… В XVIII в. Блаженнеший Армянский Патриарх Григор Шхтаякир в честь Св. Дев Рипсимэ и Гаянэ в церкви Св. Архангелов строит Св. Алтарь.



Церковь монастыря имеет необычайно большой притвор, в восточном углу которого находится Св. Алтарь “Мученичества Господня”, а в северной стене - Крестильня. Двустворчатая ажурная кованая дверь ведет из притвора в небольшую базелику, прямоугольную в плане и разделенную колоннами на нефы. В храме три Св. Алтаря: средний освящен во имя Спасителя, а два других - во имя Св. Архангелов Михаила и Гавриила.



В северной части храма в углу находится маленькая часовня, украшенная мраморными горельефами. Неугосаемые лампады в нижней части Св. Алтаря освещают святое место, известное как “Первая Тюрьма” - здесь стоял Господь во время допроса перед судом первосвященника Анны.




В южной же части стены храма, напротив “Первой Тюрьмы” находится маленькая часовня во имя Св. Иоанна Крестителя. Вход же в часовню Св. Рипсимэ и Гаяне находится в другом конце этой стены.
Монастырь Св. Архангелов был женским монастырем и имел насельниц вплоть до конца XX в. Вот уже два года многие келии, отремонтированные на средства многих верующих, служат пристанищем для паломников.

Гевонд Вардапет
Иерусалим

История, Армяне, Шараканы, Из Иерусалима, Святые Места, Вера, ААЦ

Previous post Next post
Up