Эта обитель расположена на есте дома бывшего первосвященника Анны, к которому привели на первый допрос плененного Христа. Вот как описывает это событие Апостол и Евангелист Иоанн: «тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его,и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником... Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.» (Иоан. 18:12-13, 19-24).
Согласно традиции Армянской Церкви, когда раб ударил Христа по лицу, Небесные Серафимы своими крыльями прикрыли лики. Огненные существа были потрясены пощечиной Сыну Господню. Об этом пишет в одном из своих духовных гимнов (шараканов) Св. Католикос Нерсес Шнорали (XII в.): «Раб по Лику Его нанес пощечину, молниеносно Серафимы прикрылись крыльями».
С древнейших времен и до наших дней эта обитель является собственностью Армянской Церкви. Церковное предание утверждает, что обитель на месте дома Анны основала в I в. Р.Х. супруга армянского царя Св. Абгара - Св. Царица hЕхинэ (Елена). Часовня строится уже армянским царем Св. Трдатом и Св. Григорием Просвятителем в IV в. Историки сообщают, что в XII в. некий армянский царь идет на войну, прося заступричества Св. Архангелов Михаила и Гавриила. Победив войну, он на месте часовни в честь Св. Архангелов строит церковь. В 1286 г. царь Киликийской Армении Левон III монастырь огораживает каменной стеною.
Этот монастырь арабы называют “Дер-эль-Зейтунех” - “Оливковый Монастырь”, в честь Оливкого Дерева, к которому привязали Спасителя перед допросом в доме Анны. Отростки этого дерева находятся во дворе монастыря, плоды которого чудотворны и по сей день исцеляют бесплодие женщин.
В нескольких метрах от заветного дерева в стену вмурован большой камень с глубоким разрезом. Этот камень, как утверждают, - камень Осанны, один из тех которые возопили, когда Господь торжественно въезжал в Иерусалим.
«народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Матф. 21:9).
«И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.» (Лук. 19:39-40).
В конце III в. когда римский император Диоклетиан искал себе жену, был пленен красотою Рипсимэ, одной из насельниц женского монастыря и хотел жениться на ней… Но Рипсимэ, дабы спасти свою чистоту и веру, вместе с настоятельницей монастыря Гаяне и с благочестивыми подругами убегает из Рима. Они приходят в Иерусалим и поселяются в этой обители. Но вскоре Господь их направляет в Армению, где для них был уготован “Венец Мученичества”… В XVIII в. Блаженнеший Армянский Патриарх Григор Шхтаякир в честь Св. Дев Рипсимэ и Гаянэ в церкви Св. Архангелов строит Св. Алтарь.
Церковь монастыря имеет необычайно большой притвор, в восточном углу которого находится Св. Алтарь “Мученичества Господня”, а в северной стене - Крестильня. Двустворчатая ажурная кованая дверь ведет из притвора в небольшую базелику, прямоугольную в плане и разделенную колоннами на нефы. В храме три Св. Алтаря: средний освящен во имя Спасителя, а два других - во имя Св. Архангелов Михаила и Гавриила.
В северной части храма в углу находится маленькая часовня, украшенная мраморными горельефами. Неугосаемые лампады в нижней части Св. Алтаря освещают святое место, известное как “Первая Тюрьма” - здесь стоял Господь во время допроса перед судом первосвященника Анны.
В южной же части стены храма, напротив “Первой Тюрьмы” находится маленькая часовня во имя Св. Иоанна Крестителя. Вход же в часовню Св. Рипсимэ и Гаяне находится в другом конце этой стены.
Монастырь Св. Архангелов был женским монастырем и имел насельниц вплоть до конца XX в. Вот уже два года многие келии, отремонтированные на средства многих верующих, служат пристанищем для паломников.
Гевонд Вардапет
Иерусалим