Преподобный Стефан Филейский. С мечтой о Вятском Афоне

Aug 30, 2017 20:05







Прошло уже более пятнадцати лет, как Русская Православная Церковь прославила в сонме местночтимых святых Вятской епархии преподобного Стефана (Куртеева), а о том, что на северной окраине г. Кирова (Вятки), в слободе Филейка, некогда находился основанный им мужской монастырь и сегодня знают далеко не все горожане. Если же спросить - где именно, в каком месте он находился, то на этот вопрос ответят даже не все краеведы, а, пожалуй, только коренные филейцы, из числа тех, кто исходил свой родной уголок вдоль и поперек с детства знакомыми тропинками, оврагами и ручьями.

Сокровенная обитель

Место Филейского монастыря, и без того сокровенное, скрытое от чужих глаз, уже много лет позабыто, позаброшено, позастроено сараями, огородами и гаражами. Настолько, что будешь смотреть в упор, а былой красоты не узнаешь, не представишь, как всего лишь столетие назад здесь среди вековых елей, за невысокой, но красивой каменной оградой стояли храмы, над оврагом и окрестными лугами плыл колокольный звон, а в устроенных на ручье прудах плескалась рыба. Когда в монастырском саду цвели вишни, а на дороге в обитель всегда можно было встретить паломников, пришедших поклониться могиле о. Стефана, которого многие помнили еще живым.



Филейский монастырь в конце XIX в.





Таким мы видим Филейский монастырь на старых, выцветших от времени фотографиях. Ничего из этого сегодня нет - ни храмов, ни ограды, ни сада, ни прудов - все было предано и продано, уничтожено. Причем не какими-то «засланцами», а своими же - вятскими.



Некогда братский корпус Александро-Невского Филейского монастыря

Из всех построек - а их было более двадцати! - сохранилась только полукаменная, двухэтажная монастырская трапезная да развалины Братского корпуса, но их еще надо суметь отыскать за буйной листвой и бесконечными рядами гаражей. Но на это у мчащихся мимо по шоссе  горожан нет времени. Потому правнуки тех, кто строил монастырь, и внуки тех, кто его разрушал, как правило, ничего не знают о нем.

Когда же со временем - говорят, уже скоро - здесь, на северной окраине города, взметнется ввысь новый микрорайон «Северные ворота», то узнать это место будет еще сложнее. Поэтому, если такой исход неизбежен, так важно сохранить память о Филейской обители. Прежде всего, о ее святынях, связанных с памятью о преп.  Стефане - кельи, в которой он жил и учил грамоте местных ребятишек, а также об Успенской церкви, которую он построил и близ которой в августе 1890 г. упокоился, почив от своих трудов. Тогда, будь место Филейской обители и застроено, она не исчезнет из памяти.

Но, что ещё более важно - постараться понять замысел основателя монастыря. Почему отец Стефан, исходивший пешком не только все окрестности г. Вятки, но и половину Европейской России, избрал для монашеской жизни именно Филейку? Кто-то скажет, потому что он родился и вырос в этих местах. Но это совсем не обязательно. Есть множество примеров тому, когда святые, наоборот, уходили из родных мест. Например, преп. Трифон, основатель вятского монашества. Почему преп. Стефан хотел посвятить церковь, а затем и весь монастырь Успению Божией Матери? И вновь кто-то скажет, что такова древняя монашеская традиция. Но мало ли других примеров?

Возможно, ответив на эти вопросы, мы сможем лучше понять и самого преп. Стефана, время, в которое он жил, людей, которые его окружали, и самих себя. Сможем среди множества книг, статей и мыслей преп. Стефана, выделить ту самую главную, сокровенную мысль, которая воплотилась в основанной им обители, и которой не услышали, не разделили, не приняли те, кто решил уничтожить дело жизни вятского подвижника - Филейский Александро-Невский мужской общежительный монастырь г. Вятки.

Неслучайные случайности



Преподобный Стефан у своей келии

Если безбожнику жизнь представляется чередой случайностей, то для христианина очевидно, что многие «случайности неслучайны» и определяются Промыслом Божьим. В чем состоит этот Промысл? Что Бог задумал о тебе? Куда и как Бог ведет тебя? - все эти вопросы были не чужды и преп. Стефану - в мiру Семену Петровичу Куртееву, который вступил на путь монашеской жизни не юным, восторженным и самонадеянным семинаристом, а взрослым, 46-летним мужчиной, уже немало повидавшим на своем веку.

Из жития подвижника известно, что, прежде чем произнести монашеские обеты, Семен дважды ходил на Афон - пешком, через всю Великую, Малую и Новую Россию и Балканы, которые в те годы находились под властью Османской империи. Причем это было не в самое благоприятное для путешествий время - между Крымской войной 1854-56 гг. и Русско-турецкой войной 1877-78 гг. Не только «ходил», но более года жил на Святой горе в русском Пантелеимоновом монастыре, разделяя с его насельниками труды, радости и печали монашеской жизни. Афон, Соловки, Саров, Глинская пустынь, Таврида, Иерусалим и снова Афон… Сколько церквей, скитов, монастырей, гостиниц, приютов и ночлежек повидал Семен, скольких людей встретил на своем пути, житие не сообщает. Но вдумчивому читателю без того понятно, что в этих путешествиях вятскому подвижнику довелось познать церковную и народную жизнь в такой глубине и полноте, какой ее не увидишь из окна семинарии, турагентства или комфортабельного автобуса.

Собственно, для того и были предприняты эти путешествия, чтобы узнать и проверить себя, убедиться в том, что, действительно, верны «Письма Святогорца», после прочтения которых душа Семена загорелась мечтой о монашеской жизни? Словно понимая это, настоятель Афонского монастыря поселил вятского странника в той же кельи, в которой некогда жил сам Святогорец - иеромонах Сергий Веснин, земляк Семена. И даже вопросы, над которыми они размышляли теплыми южными ночами, думается, были одни и те же: Каков Божий Промысл? Задумал ли Бог, чтобы Семен стал Стефаном? По силам ли ему эта мечта и эта новая жизнь? Как говорят в народе, «по Сеньке ли шапка»?

Ответы на эти вопросы нам известны. Но это - сегодня. Тогда же для вятского странника все было не столь очевидным. Возможно, именно потому его намерения и благословил Бог, Который, по слову Апостола, гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Странствия не только закалили характер Семена, но и дали редкую возможность выбора. Почти небывалую для большинства его «оседлых» современников - крестьян, прихожан, священников и монахов, жизнь которых редко выплескивалась за рамки одной местности, одного рода, одной традиции. Поэтому и смысл жизни им виделся, как правило, в верности традиции, своей земле и роду. Семену все это было также не чуждо. И все же ему было дано нечто большее - странствия позволяли сравнивать, размышлять, идти не только вдаль, но и вглубь традиции, веры, самой жизни.

Это было непросто, и Семен не спешил - прислушивался к советам более опытных монахов, обдумывал и складывал в сердце все «неслучайные случайности» Богом данной ему жизни.

В своих странствиях он не раз вспоминал родную Филейку с церковью в честь Покрова Божией Матери. Вспоминал, как мать любила слушать акафист этому празднику, и как Семен читал этот акафист перед ее кончиной, и, лишь закончил последний кондак, мать отошла ко Господу. Братья плакали, а он радовался тому, что настрадавшаяся в своей земной жизни, мать - единственный близкий ему человек в семье - наконец, обрела покой.

Наверное, он не раз вспоминал о том, что именно Богородице, Ее славному Успению когда-то была посвящена первая русская обитель - Киево-Печерская лавра, и начиналась она с пещерки преп. Антония, по образу которой Семен ископал себе землянку на Филейке.



Тогда, без малого восемь веков назад, преп. Антоний пришел в Киев с Афона, а ныне книга Святогорца привела Семена на Святую гору, которой незримо управляет Сама Богородица. Как Она управляет всеми посвященными Ей всеми лаврами и монастырями, в том числе в любимой Вятке, главный монастырь которой также посвящен Успению Божией Матери.

Вспоминал, как в 1863 г., уже на памяти Семена, в гг. Вятке и Слободском впервые засиял чудесами афонский образ Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Сколько было радости! Словно Сама Богородица пришла с Афона в далекий Вятский край, показав, что для Нее нет чужих и дальних, но все - родные и близкие. Так и Вятка далека от Афона только по земным меркам, если мерить расстояние верстами. Но что земные  расстояния для Бога, говорившего, что Он всегда пребывает посреди Его учеников (ср. Мф. 18, 20). Так и Богородица - на Афоне или в Вятке - всегда рядом и никогда не оставляет и не оставит любящих Ее Сына. Не об этом ли должны были напомнить вятчанам чудеса от Её афонской иконы, которые так потрясли и воодушевили их?

Мечта о Вятском Афоне

Так размышляя, вятский странник постепенно, шаг за шагом, пришел к сокровенной мечте о создании на родной Филейке монастыря, который, как и прославленные афонские обители, жил бы под покровительством Божией Матери.

И, действительно, если приглядеться, разве Филейка, хотя бы отдаленно, не напоминает Афон? Там - горы, и здесь - увалы,  холмы с перепадами высоты до 60 метров. Там - горные склоны и урочища, перевалы, леса, овраги и ручьи. И здесь - то же самое, а ели такие рослые и густые, что других таких во всей округе, пожалуй, и не найдешь.

Там - небо, причем, так близко, что, кажется, к нему можно прикоснуться рукой. Но и здесь, если подняться на вершину увала, над головой будет только небо и, кажется, будто можно заглянуть за линию горизонта.

Там на Афоне - бесконечная череда трудников и паломников, странствующих в поисках Небесного Царства. Также и через Филейку каждый год проходят тысячи паломников, возвращающихся с Великой реки, с места обретения чудотворного образа святителя Николая.

Конечно, Афон - это еще и море, шум которого напоминает монахам о суете мiрской жизни. Но разве не о том же напоминают филейские ели, которые раскачиваются и шумят на ветру, а лес от края и до края так похож на Эгейское море, которое у берега, на мелководье, тоже зеленого цвета?  Афон - это южное солнце, а Филейка большую часть года покрыта снегом, но ясным морозным днем разве он не сияет ярче самих солнечных лучей? Да и что монаху до моря и солнца, когда вся его жизнь - труд и молитва? И этим жизнь афонских монахов и филейских крестьян тоже близки.

В поисках Царства Небесного

Так или иначе размышлял вятский странник, проживая в афонской кельи Святогорца - этого знать мы, конечно, не можем. Но, как христианин и книжный человек, читающий Священное Писание, размышляющий и пишущий, он не мог пройти мимо слов Спасителя, Который говорил, что Его Царство нетам и не здесь, а внутрь вас есть (ср. Лк. 17, 20-21). А, если так, то, значит, Царство Божие может засиять не только на Афоне, но и на родной Филейке! И это зависит не от географии, климата или рельефа местности, но от нас самих. Как писал в XII в. святитель Феофилакт епископ Болгарский: «Если мы, живя на земле, ведем себя по небесному, живем без страстей, то имеем Царствие Небесное».

О том, что поиски Семена Куртеева были поиском Царства Небесного, говорит факт, который иной читатель Жития преп. Стефана может расценить, как измену выбранному пути. Хотя, на самом деле, никакой измены в том не было. Однажды, уже после многих странствий, в том числе посещения Афона, в родном городе Семен встретил женщину, полюбил ее и сделал предложение руки и сердца. Но избранница его не приняла, ответив, что лучше уйдет в монастырь, чем выйдет замуж за «Сеньку-монаха». Вероятно, родным и землякам Семена Петровича это предложение могло показаться странным, а поведение - непоследовательным. Однако причинной тому была вовсе не некая «слабость» или «нетвердость характера» вятского подвижника, которому всегда хватало силы воли и для строгого поста и для усердной молитвы. Важно понять, что странствия Семена Петровича по святым местам были поисками не просто «подходящего» скита или монастыря, а поисками праведности, и мира, и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17), как Апостол определил Царство Небесное, которое можно обрести не только в монастыре, но и в семье, с любимой супругой, детьми и внуками, на что и надеялся Семен. Теперь, когда его предложение было отвергнуто, жажда Царства Небесного привела Семена Куртеева к монашескому постригу.



епископ Аполлос (Беляев)

23 февраля 1877 г. в Слободском Крестовоздвиженском монастыре, который особенно любил правящий архиерей - епископ Аполлос (Беляев), Семен Петрович Куртеев был пострижен в монашество и наречен Стефаном. Так началась новая глава жизни вятского подвижника, в которой монашеский  постриг и рукоположение в сан иеромонаха открывали перед ним новые возможности для того, чтобы Царство Небесное, которое преп. Стефан долгие годы искал, странствуя по святым местам и монастырям, со всей силой засияло в его жизни и на родной для него Филейке.

Постриг

Семену Петровичу Куртееву шел 47-й год, когда он принял монашеский постриг и вскоре после рукоположения стал иеромонахом Стефаном. Житие не сообщает, как отнеслись к этому шагу родные и земляки филейского подвижника. Однако можно предположить, что, зная его характер и устремления, знавшие Семена Петровича вятчане сочли этот выбор логическим завершением всех его странствий и исканий.

Что касается самого Семена, то, как показали дальнейшие события, принятие монашества не было продиктовано стремлением обрести покой, отдохнуть от трудов и странствий. Скорее, наоборот, постриг позволял ему осуществить, воплотить в жизнь мысли, выстраданные в странствиях и путешествиях по святым местам, которыми, в прежние годы, Семен делился с читателями со страниц своих книг. Одной из них стала мечта о Вятском Афоне - о создании на родной Филейке скита или монастыря, насельники которого жили бы по уставу афонских обителей, а сам он был бы посвящен Божией Матери, заступничество Которой, как и святогорцы, Семен ясно ощущал в течение своей жизни.

В этом филейский подвижник был не одинок. Несколькими десятилетиями раньше преп. Серафим Саровский наставлял паломников словами, которые стали крылатыми: «Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя», и на вопрос, какие святые места надо посетить, отвечал: «Кто в Дивееве у меня живет, не для чего ему никуда ходить, ни в Иерусалим, ни в Киев, пройди по канавке-то с четочками, прочти полтораста Богородиц, - тут у меня и Иерусалим и Киев!». И, действительно, если ты не обретешь Царства Божия, как «праведности, и мира, и радости о Святом Духе» (Рим. 14, 17) в своей семье, кругу друзей, родных и близких, на службе или на работе, ты не найдешь Царства Божия ни там и не здесь - нигде. А иначе от себя не убежишь, даже на край земли, и не спрячешься, даже за оградой монастыря.

Фактически в этом все монашество - перестать блуждать по земле и по жизни, то есть перестать уклоняться от истинного, предначертанного человеку пути - жизни с любовью к Богу и ближнему, и через эту перемену ума, что и означает греческое слово  μετάνοια - покаяние, обрести новую жизнь - Царство Небесное, которое, по милости Божьей, приблизилось и уже внутрь вас есть (Лк. 17, 21), то есть стало доступно каждому, кто стремиться жить по Христовым заповедям. Собственное именно это и означают слова   «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17), которые стали сердцевиной проповеди Спасителя, и с которыми Его ученики обошли весь древний мiр.

Знал ли Семен Петрович Куртеев, принимая постриг, что монастырская жизнь, как и любая другая, бывает, далека от идеала? Конечно, знал. Встречал ли он в своих странствиях монахов, которые приняли постриг в поисках не духовного Царства Небесного, а нереализованных в мiру амбиций, карьерного роста, сытой и спокойной старости или по какой-то другой причине? Очевидно, что встречал. Видел ли он, какие нестроения все это вызывает в монашеской среде? Думается, что видел и не раз. И все же решился вступить на этот путь.

Духовный отец

Известно, что видную роль в этом сыграл архиепископ Аполлос (Беляев), который и сам хорошо знал о печалях и радостях монастырской жизни - на момент пострига Семена владыке Аполлосу шел 65 год, из которых без малого 40 лет он провел в монашестве. Как и вятскому страннику, ему также довелось повидать православный мiр - владыка Аполлос нес церковное послушание во Владимире, Твери, Астрахани, Новгороде Великом и столичной Санкт-Петербургской епархии. Как и Куртеев, владыка также был не чужд литературного труда и, еще до назначения на Вятскую кафедру, последовавшего 13 декабря 1866 г., был известен, как одаренный духовный писатель, автор несколько сборников проповедей и поучений. По его инициативе в Вятке в 1870 г. была открыта Епархиальная библиотека и создан Комитет Православного миссионерского общества, а в 1875 г. прот. Стефаном Кашменским была основана Противораскольническая миссионерская школа, выросшая в известное всей стране Миссионерское братство святителя и чудотворца Николая.

Если, по возрасту, архиепископ Аполлос годился Семену, скорее, в старшие братья, то после пострига стал ему духовным отцом и наставником, по-отечески поддерживая и ограждая новоначального инока от неизбежных ошибок и искушений. В связи с этим примечательно, что местом пострига Семена владыка определил не Вятский Трифонов, а Слободской Крестовоздвиженский монастырь, архимандритом которого был сам архиерей. Делился ли о. Стефан с архиепископом Аполлосом своей мечтой о «Вятском Афоне»? Неизвестно. Но в том и не было необходимости, так как все, даже самые сокровенные мысли Куртеева, опытный духовный взор старца мог разглядеть в его книгах и брошюрах. Неслучайно, когда взыскующий отшельнической жизни подвижник обратился к архиепископу Аполлосу с просьбой отпустить из Слободского монастыря, владыка не стал его удерживать. Однако, когда о. Стефан запросился в другую епархию, владыка проявил твердость и не отпустил его.

Последние годы архиепископ Аполлос тяжело болел и, конечно, не мог не понимать, что жизнь близится к концу, а новому архиерею - будь он трижды деятелен и талантлив - придется во все вникать заново, на что уйдут годы. Между тем о. Стефану шел 54-й год, и его также все чаще посещали болезни. Долгие странствия закалили характер, но также и подорвали здоровье подвижника, которому суждено было пережить архиепископа Аполлоса всего на пять лет. Словно предчувствуя это, в 1883 г. владыка, наконец, благословил о. Стефана на создание филейского скита и первым внес пожертвование на богоугодное дело. Благословение было устным. По какой-то причине необходимое в данном случае письменное распоряжение не было оформлено. Но это не смутило филейского подвижника, так как сбывалась мечта всей его жизни, а в такие минуты разве думаешь о бумагах? На что же он уповал, понимая, что дни жизни его духовного отца сочтены, а без поддержки владыки Аполлоса скит может и не состояться?

Под Покровом Богородицы

Возможно, если бы все это произошло раньше, когда о. Стефан сам был полон надежд и сил, то и уповал бы он также, прежде всего, на свои силы. Теперь все было иначе. Но подвижник не унывал, так как жизнь научила его любое дело начинать с молитвы, а в деле спасения души и вовсе полагаться не на свои силы, на Бога и святых. Поэтому, приступая к делу всей своей жизни, иеромонах Стефан поступил, как и подобает Афонскому монаху, возложив надежды на Богородицу, издавна покровительствующую Афонским монастырям.

Из Жития преп. Стефана известно, что в прежние годы, проживая в своей филейской землянке, он часто пел и читал акафисты Божией Матери. Причем делал это настолько умилительно, что однажды проходивший мимо священник, не понимая, откуда раздается пение, решил, что это поют ангелы. Ныне рукоположение  в сан иеромонаха открывало новые возможности.



Покровская церковь на Филейке в конце XIX в. и это место сегодня

Место для скита было выбрано уединенное, за северной окраиной города, на склоне оврага, в котором, при ручье Семен Куртеев поставил избу-келью, жил в ней, молился и учил грамоте местных ребятишек. Произошло это в 1862 г., когда он первый раз возвратился со Святой горы. Не потому ли Семен  выбрал именно это место, что оно напоминало ему об Афоне? Так или иначе, теперь, спустя двадцать лет, трудами иеромонаха Стефана здесь рождался скит.

Сегодня показать этот овраг смогут немногие. Между тем, найти его нетрудно - нужно только заглянуть за ряды гаражей, протянувшихся вдоль ул. Жуковского, или спуститься у дома № 1 по ул. Сутырина в этот овраг, и он приведет вас прямо к часовне над источником преп. Стефана. Вы будете идти Сельским проездом, вдоль которого когда-то шла восточная стена монастырской ограды, за которой, выше по склону, и располагалась обитель. Сегодня этот склон покрыт старыми садами - серые заборы, покосившиеся сараи, заросшие травой участки. Все это хотя и не радует глаз, но еще хранит память о некогда бывшем здесь монастырском саде.

Тогда, сто лет назад, овраг был еще более диким. Всего за несколько лет о. Стефану с его добровольными помощниками удалось сделать многое для того, чтобы заброшенный овраг превратился в подобие Афона - овраг был расчищен от грязи, лишних деревьев и кустов, приведена в порядок дорога, на ручье устроили плотину, получились пруды, в которых завели рыбу. Но главное - над ручьем, выше по течению, на северном склоне оврага, примерно в ста шагах от кельи о. Стефана была заложена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери - Покровительницы Афона, а теперь и  филейского скита.



Преп. Стефан вместе с прихожанами в Филейском монастыре.

Сделать это было непросто. Успенский храм предстояло поставить на склоне. Потому, чтобы выровнять площадку, строителям пришлось насыпать ровный земляной курган размерами 15 на 10 саженей (примерно 30 на 20 метров), высота которого за алтарем храма превосходила человеческий рост. Этот курган хорошо виден на старых фотографиях Успенской церкви. Особенно той, где о. Стефан  запечатлен с прихожанами на фоне алтарной части храма. Примечательно, что именно здесь, справа от алтаря впоследствии о. Стефан и был погребен, и место его погребения было отмечено сенью.



Успенкая церковь Филейского монастыря в конце XIX в.

Сегодня узнать этот курган нелегко - он сильно зарос деревьями и травой, изрыт овощными ямами. К тому же летом 1954 г., в очередном припадке борьбы с религией, часть кургана Успенской церкви была срезана ковшом бульдозера - так богоборцы пытались осквернить и уничтожить могилу о. Стефана, почитаемую верующими. Но даже после этого размеры кургана впечатляют. Очевидно, что для его устроения требовались и силы, и время. Возможно, именно поэтому строительство Успенской церкви потребовало больше времени, чем обычно.

Когда работы, с Божьей помощью уже близились к концу, произошло неожиданное и трудно объяснимое с мiрской точки зрения событие, ставшее новым испытанием для о. Стефана и его помощников. 9 марта 1886 г. иеромонах Стефан (Куртеев) «был приговорен к заключению на жительство в Успенский Трифонов монастырь с запрещением … священнослужения вплоть до раскаяния и сознания нерассудительности своих действий в отшельничестве, под особый надзор отца наместника и духовного старца».

Формальной причиной этого ареста послужило отсутствие документа, подтверждающего архиерейское благословение на основание скита. Впрочем, пока архиепископ Аполлос был жив, он и не требовался. Но летом 1885 г. пожилой и болезненный владыка, по его личному прошению, был почислен на покой с правом жизни в Слободском Крестовоздвиженском монастыре, где 27 ноября 1885 г. преставился ко Господу и был погребен. Принимая дела и не обнаружив в архивах Вятской консистории соответствующего распоряжения, новое епархиальное руководство сочло труды о. Стефана своеволием и до выяснения всех обстоятельства этого дела решило положить им конец.



Преподобный Матфей Яранский

Разбирательство затянулось на долгих 45 месяцев - до декабря 1889 г. Для помощников филейского старца это стало серьезным испытанием. Кто-то приуныл, некоторые собирались оставить Филейку. Но не о. Стефан - находясь в заключении, старец продолжал сочинять и издавать свои книги, а вырученные средства, как и прежде, направлял на обустройство скита. Он был настолько бодр духом, что его уверенность в правде Божьей не только ободряла колеблющихся, но и привлекала новых послушников. Именно в эти годы, после встречи с преп. Стефаном, вступил на путь монашества мещанин г. Вятки Митрофан Швецов - будущий преп. Матфей Яранский.

Между тем, несмотря на все препятствия, скит рос, при нем была устроена  мельница, что позволило кормить нуждающихся, оказывать им посильную помощь мукой, хлебом и деньгами. Консистория отвернулась от о. Стефана, но Богородица не забыла филейского подвижника и, пока он находился в заключении, словно, Сама управляла делами будущего монастыря. Не забыли о. Стефана и родные. Со временем племяннику старца купцу Петру Ивановичу Куртееву удалось заинтересовать его делом Святейший  Синод, решением которого в ноябре 1889 г. на Филейке было разрешено открыть мужской общежительный монастырь с посвящением его святому благоверному князю Александру Невскому - в честь чудесного спасения жизни Александра III и его семьи при крушении императорского поезда 17 октября 1888 г.

Примечательно, что, согласно решению Синода, новый монастырь должен был руководствоваться Уставом Святой горы Афонской, а первым шагом к разрешению всей этой досадной, но поучительной ситуации стало освящение монастырской церкви Успения Божией Матери, состоявшееся 27 июля 1889 г. - еще до того, как это решение было принято. Так Богородица в очередной раз явила Свой Покров над Филейкой.

В декабре 1889 г., наконец, закончилось вынужденное пребывание о. Стефана в Трифоновом монастыре, и он смог вернуться на Филейку, как всегда, активно принимая участие во всех делах обители. Однако здоровье подвижника быстро слабело, и уже следующим летом 1890 г. болезнь заставила его  возвратиться в Вятку и поселиться в доме купца Ф.Н. Рязанцева, который взял на себя заботы об умирающем старце.



Крест на могиле прп.Стефана Филейского

Смерти о. Стефан не боялся и заранее предсказал, что отойдет ко Господу 15 августа - в праздник Успения Божией Матери. 5 августа в своей келье он был пострижен в схиму, также с именем Стефана. Все последующие дни иеросхимонах Стефан ежедневно с умилением причащался Святых Христовых Таин. Как и предвидел, он мирно почил в престольный праздник Успения и был погребен за северной стеной Успенского храма, вблизи алтаря. Чем это не чудо Божие и указание на то, что Бог и Богородица никогда не оставляют Своих угодников!



Годины со дня смерти о.Стефана. Среди этих людей где-то стоит и преподобный Матфей Яранский

Вятский Афон

Мечте преп. Стефана о Вятском Афоне суждено было сбыться уже после кончины филейского подвижника. Этому способствовало то, что новому монастырю было определено жить по Уставу Святой горы Афонской. Очевидно, что одного решения Синода для этого было недостаточно. Не менее важное значение имело то, что первый наместник иеромонах Августин и ряд послушников начинали свой путь на Афоне и потому, как образно заметил один из современных авторов, смогли оживотворить жизнь монастыря «афонской струей».

Подробная история Филейской обители еще не написана. Мы лишь прикоснулись к ней, сосредоточив внимание на главной, сокровенной мысли преп. Стефана о близости Царства Божия, которая была выстрадана им в странствиях и воплотилась в Вятском Афоне.



Эта мысль дивно преобразила заброшенный уголок за северной границей Вятки, где в краткие сроки трудами подвижников и добровольных попечителей был возведен целый архитектурный ансамбль, включавший деревянную Успенскую церковь (освящена 27.06.1890); деревянную церковь с главным приделом в честь св. кн. Александра Невского (осв. 22.11.1895), правым приделом свт. Николая (осв. 07.06.1894) и левым приделом вмч. Пантелеимона (осв. 06.09.1898); дом настоятеля; два Братских корпуса; четыре гостиницы для паломников; торговую и книжную лавки; трапезную, просфорню, мастерские, две мельницы, кузницу, зерносушилку, баню, скотный двор, конюшню - все необходимое для того, чтобы Филейский монастырь мог стать центром всей округи.



30 августа 1905 г. на вершине монастырского склона был заложен величественный собор в честь Святой Троицы, который своими размерами превосходил многие городские храмы. К 1917 г. каменная кладка собора была полностью окончена. Но грянула революция, а затем страна на долгие годы погрузилась во тьму безбожия.





Троицкий собор Филейского монастыря после разрушения

В 1920-е годы не только этот собор, но также другие храмы и монастырские постройки были уничтожены. Богоборцы не пожалели даже каменной ограды с великолепными Святыми вратами, на втором ярусе которых размещалась монастырская библиотека. И затем методично, год за годом, десятилетиями терзали, добивали Вятский Афон. Словно стремились стереть с лица земли не только здания, но саму память об этом удивительном месте, на котором трудами преп. Стефана для вятчан засияло приблизившееся Царство Небесное.

По материалам  протоиерея Александра Балыбердина
http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=640

#Вятка, #Стефан Вятский, #Филейка

Previous post Next post
Up