Как быть, если во грехе смертном обличает совесть, но исповедаться нельзя за неимением духовного отца? как тогда литургисать? Может быть, можно заменить исповедь некоторым количеством земных поклонов?
ОТВЕТ: Если смертный грех таков, что влечёт за собой, по церковным канонам, извержение из сана, то литургисать не следует совсем, дабы не навлечь на себя ещё большего осуждения Божия. По мнению такого высокого авторитета, каким является великий вселенский учитель и святитель св. Иоанн Златоуст, священнослужитель, совершивший смертный грех, за который полагается извержение из сана, должен «не ожидать суждения от других, но ранее самому отречься от этой власти», то-есть власти священнодействия (см. Творения т. 1, стр. 423), ибо «удерживать себя в этом достоинстве вопреки благопристойности - значит лишать себя всякого прощения и еще более воспламенять гнев Божий, прилагая к одному другое тягчайшее преступление» (там же).
Вообще же, в других случаях, когда совесть подсказывает, что необходимо прежде совершения литургии исповедаться, а духовного отца поблизости нет, по авторитетному мнению Высокопреосвященного Митрополита Московского Филарета, можно произнести самому над собой разрешительную молитву, предварительно слёзно оплакав свой грех и прося за него у Бога прощения, по следующей формуле, перефразируя обычную разрешительную молитву из Требника:
«Господи Боже наш, Иисусе Христе, благодатию и щедротами Твоего человеколюбия прости мне вся согрешения моя, и понеже не имам ныне служителя Твоего, приемлющего мое покаяние, невидимая благодать Твоя да разрешит мя, от всех грехов моих, во имя Отца, н Сына, и Святого Духа, аминь».
Это по нужде, добавляет Митрополит Филарет. Как скоро можно иметь вблизи духовника, то должно воспользоваться удобностью и исповедаться у него...
Само собою разумеется, что злоупотреблять такою разрешительною молитвою не следует, а употреблять ее действительно только в крайних случаях.
Вопросы и ответы. В изъяснение церковного благочестия и душепопечения
Рубрика Архиепископа Аверкия (Таушева) Извлечение из журнала «Православная Русь». Типография преп. Иова Почаевского. 1958 год.
http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-504.htm#075 -------------------------------------
Все-таки как кажется, сложно говорить о полновесной разрешительной молитве в данном случае. Скорее эту молитву стоит отнести к ряду молитв «повседневного исповедания грехов», но, тем не менее, весьма ее весьма уместно употреблять в вышеописанной ситуации.