Начнем по хронологии, то есть со второго фото. :)
Этот целеустремленный мужчина - русский швейцарец Морис Морисович Конрад. Его предки переехали из горной деревушки в кантоне Граубюнден в Россию, где неплохо обосновались. Семейным бизнесом было производство шоколада и у семьи Конради к началу двадцатого века было несколько кондитерских фабрик в Петербурге и Москве. Морис Морисовичу, однако, такая сладкая жизнь не понравилась. С началом первой мировой, он ушел на фронт со второго курса политеха (18 лет), для чего понадобилось личное разрешение Николая II, так как он был гражданином Швейцарии. После чего было ранение, награждение орденом Св.Георгия IV степени, офицерская школа в Петрограде, румынский фронт, участие в дроздовском походе (он упоминается в одном из
дроздовских маршей), Галлиполи и выход в отставку в чине капитана. В это время в России в ЧК замучили отца, расстреляли дядю и одного из братьев, погибла тетя и еще несколько более дальних родственников. Все это сильно повлияло на его отношение к стране Советов.
10 мая 1923 года в ресторане отеля «Сесиль», Морис Конради застрелил (выстрелом в голову) советского дипломата
Вацлава Воровского, ранил двух его помощников (позже Конради объяснял, что не собирался их убивать, просто не хотел, чтобы в него стреляли), отдал пистолет метродотелю и со словами "Я сделал доброе дело - русские большевики погубили всю Европу… Это пойдет на пользу всему миру" сдался полиции.
Через полгода был суд (федеральный!), очень резонансный (в поддержку Конрада высказывались Бунин, Шмелев, Мережковский и пр.). Процесс продолжался 10 дней и, фактически, его можно назвать "Конрад против большевиков". В результате Конрада и его помощника Полунина полностью оправдали.
Случай уникальный для сверхосторожной Швейцарии, наверное, сказался сильный аниткоммунистический настрой общества того времени (в Российской Империи было довольно много швейцарских эмигрантов, большинство из которых не сумело ужиться с большевиками). В результате, Советская Россия разорвала дип. отношения со Швейцарией (восстановленны только в 1946 году), досталось и не сумевших вернуться к тому времени на историческую родину русским швейцарцам.
Ну Морис Конради вскоре перебрался в Париж, откуда отправился на совсем другую войну: вступив в иностранный легион он несколько лет мотался по Африке. Дальше есть с десяток вариантов его кончины (разные регионы Африки, Берлин, Париж и пр.), но на самом деле, в начале 40х он вернулся в Граубюнден, где и умер в затворничестве в 1947м году в возрасте 50ти лет. Об его участии во ВМВ мне не встречалось упоминаний (что весьма подозрительно, учитывая его характер).
Ну а на втором фото изображен, практически антипод Конради -
Борис Сафронович Каверда.
Родился в 1907 году в Вильно (по другим сведениям в
Индуре). Отец из эсеров, воевал на германском фронте, потом в красной армии, в 20х вернулся в Польшу на Подлясье. Мать с тремя детьми с 1915 по 1920 годы была в эвакуации в России, потом вернулась Вильно. То есть, Каверда "столкнулся с красным террором" (по его словам) в возрасте от 10 до 13 лет. После возвращения сначала учился в
Виленской беларуской гимназии (ему не нравилось, потому что "ученики были коммунистами"), потом в гимназии Виленского русского товарищества, откуда его отчислили за непосещение. Подрабатывал экспедитором сначала в беларускоязычной газете "
Наша Думка", откуда потом перешел ("была коммунистической") в газету "Грамадскі голас" (позднее - "Беларускае Слова").
В 1927 году решил отомстить за расстрел царской семьи и красный террор и застрелить полпреда СССР в Польше
Войкова. Для этого приехал в Варшаву и несколько дней безуспешно искал Войкова на вокзале. Когда закончились деньги и Каверда уже собрался возвращаться в Вильно, он таки повстречал Войкова и они устроили ковбойские бега по путям с перестрелкой на пистолетах. Войков был смертельно ранен двумя пулями (его противник расстрелял всю обойму, не получив не царапины), а Каверда сдался полиции.
Был очень оперативный суд - СССР, наученный горьким швейцарским опытом потребовал как можно более быстрого процесса. Специально для этого случая поляки использовали отдельную статью - покушение на высшего польского госчиновника, подразумевающую очень быстрое судопроизводство. Управились одним днем, осудив на пожизненные каторжные работы (позже заменив на 15ти летний срок). Особых последствий для Польши не было.
Ну а Каверда отсидел (поначалу ему сильно доставалось от сокамерников-коммунистов, пока власти не провели серьезную профилактическую работу по перековке последних) десять лет и вышел по амнистии.
Сразу после освобождения сдал на атестат зрелости, поболтался по Европе до 52-го года и уехал в Штаты, где работал журналистом. До самой смерти в 1987 году его периодически навещали разнообразные диссиденты чтобы побеседовать с легендой.