Зулусы и их рассвет

Mar 19, 2018 23:22

Zulu / Зулусы (1964)


Этот фильм интересно смотреть в паре с приквелом "Рассвет зулусов", снятым на 15 лет позже (привет Лукасу!). Здесь актуален тот же спор, в каком порядке смотреть - по таймлайну или по году выпуска. Имхо, правильнее по таймлайну. Во- первых, "Рассвет" изящно заканчивается в тех же декорациях, с которых "Зулусы" начинаются, так что вышла хорошая дилогия. Во-вторых, "Рассвет" заметно слабее с кинематографической точки зрения, а я люблю оставлять вкусное на сладкое.

Дилогия посвящена знаменитым сражениям при Изандлване и Роркс-Дрифт, поэтому вряд ли тут можно заспойлерить сюжет. Но я постараюсь. Вкратце: в первом фильме британские колонизаторы захватнически наезжают на территорию зулусов и получают охренительных звездюлей от превосходящих их числом зулусских воинов. Во втором превосходящие числом (40:1!) зулусские воины наезжают на британский лагерь у брода через Рорк и получают охренительных звездюлей от обороняющихся.
С точки зрения исторической справедливости, колонизаторам наваляли вполне заслуженно. Первый фильм содержит изрядное количество антипафоса и классовой ненависти к британской военной аристократии высшего звена, развязавшей войну. Иное дело - отряд, мирно пашущий на строительсте моста у Роркс-Дрифт, в котором треть численности составляли малобоеспособные пациенты госпиталя, а самыми старшими по званию были два необстрелянных лейтенантика.
Вот такие анимешные няшки в фильме, блондинчик Бромхед и брюнет Чард:


"Я приехал сюда строить мост!" - не раз повторит лейтенант Чард, светя широко раскрытыми карими глазами. Вместо моста инженеру Её Величества войск приходится срочно создавать из мешков и палок оборонительные сооружения, призванные хотя бы на время остановить приближающийся трындец в количестве 4000 дикарей с трофейными винтовками и традиционными копьями. А заодно приходится отодвинуть от руководства официального командира Бромхеда, потому что блондинчик хорош только как изящный носитель пробкового шлема и истребитель антилоп. По крайней мере, поначалу.
Кроме колоритных лейтенантов, в фильме полно других мужчин, симпатичных и не очень. Но симпатичных все-таки подавляющее большинство - от военврача, который продолжает перевязывать раненых даже когда зулусы с копьями уже валятся ему на голову, до "номерных" рядовых, которые сами называют себя по номерам, чтобы не путаться, кто из них Роберт Джонс, кто Уильям Джонс, а кто Джон Уильямс. С особенной любовью изображены - строго по наградному списку - все 11 кавалеров Креста Виктории, награжденные им за этот бой. И хотя исход боя известен заранее, это отнюдь не делает фильм скучным или не напряженным драматически!

Традиционное доброе слово о британских актерах. Стэнли Бейкер (Чард), у которого лицо состоит из сплошных выступающих частей - подбородок! скулы! лоб, "нависающий как балкон"! - со всем этим арсеналом ухитряется играть вдохновенного большеглазого эльфа. (Кому интересно, именно Бейкер, а не Коннери был первым кандидатом в Джеймсы Бонды, но не захотел...) Майкл Кейн (Бромхед - его первая крупная роль!) успевает показать на экране эволюцию своего героя от манерного нарцисса до решительного бойца, и это красиво.

А вместо трейлера - нарезка из "Зулусов" в качестве видеоряда к Rorke's Drift "Сабатона".

image Click to view

музыка навеяла, киноотчеты

Previous post Next post
Up