Дисклеймер: кому эта тема вообще не упёрлась, просьба не читать. Много букв, а вне контекста непонятно.
Я в этой ситуации не просто "за Кэпа", я удивляюсь, почему во второй коробочке вообще не пусто (и не наплёвано). Но общественность считает иначе.
Как видно из отзывов, стремление до конца жизни пережевывать застарелые психотравмы и время от времени в истерике ломать или "строить" все вокруг - это близко и понятно большому проценту аудитории.
Напротив, боевая дружба и дружеское доверие - это большому проценту аудитории непонятно и требует объяснения, - например, внезапно проснувшейся мудоватостью героя, который прежде вел себя как "примерный пионер", или его же пылкой гомосексуальной страстью.
Посмотрим все сначала.
Captain America: The First Avenger / Первый мститель (Локализаторы, вы буквы экономили?)
В первом фильме на дворе разгар Второй Мировой. Задохлик Стив Роджерс из Бруклина с маниакальным упорством рвется на войну. Как примерный пионер? Ну что вы. Как примерный пионер он бы смирился с тем, что никогда не пройдет медкомиссию, и пошел в две смены на завод. Но Стив хочет на фронт, несмотря на то, что у него от этого папа умер.
В свободное от медкомиссий время Стив лезет в каждую драку, где неизменно получает в табло, но никогда не убегает. "Один раз убежишь - и будешь бегать всю жизнь", - говорит он. Это принцип. У него есть друг Баки Барнс, который посмеивается над его упрямством, но в каждой драке неизменно старается прикрыть. Потому что друг - это тот, кто поступает вот так.
В конечном итоге Стива выбирают для программы "Суперсолдат" именно потому что он "знает, что такое быть слабым", но никогда не прикрывается своей слабостью, будто в нем изначально семь футов роста и двести фунтов мышц. Повоевать ему все равно не дают, чтобы воевать - есть пушечное мясо, а Стив у нас теперь символ крутизны государства, под который хорошо дают военные займы. Некоторое время Стив считает, что это для него лучший способ служить своей стране, но тут случайно узнает, что подразделение Барнса разгромлено, многие погибли, многие в плену. Здесь терпение Стива лопается, и он, наплевав на приказ, уходит освобождать лагерь военнопленных. Без, так сказать, ансамбля. Один. И освобождает же. (Схема проста и типична для Кэпа: освободить заключенных -> помочь вооружиться -> а дальше он уже не один.)
Ура, теперь ему дадут повоевать. Обещают отобрать лучших бойцов в отряд поддержки. Что говорит Стив? "Я уже набрал лучших". Лучшие - это Баки и еще полдесятка из бывших военнопленных. Они не суперсолдаты. Они просто солдаты, и они супер.
Здесь ключевая тема "Капитана Америки" - не обязательно быть супер-кем-то, чтобы быть супер. Стив не привык делить мир на просто людей и сверхлюдей (так только фашисты делают). А также на военных и гражданских. Был момент, когда перед ним на секундочку встал этот выбор - когда убегающий агент "Гидры" прикрылся ребенком, а потом бросил ребенка с набережной в воду. Догонять или спасать? Ребенок разрешает его сомнения возмущенным воплем "Давай за ним! Я умею плавать!". Такое время. Война идет вообще на другом континенте, но первый попавшийся ребенок знает, что есть наши и есть фашисты, что победить фашистов важнее всего, и что о себе он может и должен позаботиться сам, без постороннего супер-дядьки.
Мы вернемся к этой теме в третьем фильме. Пока заметим вскользь, что Баки гибнет на одной из миссий - единственный из Howling Commandos ("Ревущий отряд"? Шишков, прости - не знаю, как перевести).
Captain America: The Winter Soldier / Первый мститель: Другая война. (Опять наврали с локализацией, ну и напрасно, потому что название в оригинале не отражало сути всего фильма, а показывало, куда обратить внимание.)
Вторая часть приключений Капитана собрала больше баксов в прокате, чем первая, но кажется, все равно никто не обратил внимание на главную тему.
А тема была - "Нельзя жертвовать свободой ради безопасности". Не "свобода важнее безопасности", а именно вот так. Кэп говорит это сразу, как только Фьюри показывает ему платформы S.H.I.E.L.D., с которых можно выцелить и пристрелить любого террориста. Кэп оказывается оскорбительно прав, когда выясняется, что S.H.I.E.L.D. инфильтрирован "Гидрой", и как только платформы поднимутся в воздух, погибнет первый миллион мирных граждан - просто ради устрашения. Но он был бы не менее прав и без "Гидры", потому что было бы корыто, а свиньи найдутся.
Здесь же мы видим, как Кэп обращается со старым товарищем, который внезапно жив. Пока товарищ стоит на пути и мешает спасать человечество, он будет бит. Когда человечество спасено, "я не буду с тобой драться, ты мой друг". Потому что друг - это тот, кто поступает вот так.
Коснемся "промывки мозгов". Здесь она буквальная: электроразряды перемыкают нейронные связи в мозгу, и получите боевого человекоподобного робота с лицом сержанта американской пехоты. Зато когда перемыкает обратно, то получите обратно вашего сержанта. С отшибленной памятью, но не психа и не наемника. Тут даже дилеммы никакой нет. Барнс - не преступник, он герой Второй Мировой, он попал в плен, будучи без сознания, и ответственности за использование своей тушки "Гидрой" нести не может. Наоборот, его запятнанная репутация - еще одно преступление "Гидры". А сержанту положено восстановление в звании и пенсия по инвалидности - он свою службу нёс честно.
Но поди это все докажи...
Captain America: Civil War / Первый мститель: Противостояние. (Привычный локализаторский гон. Понятно, что для нас Гражданская война - это совсем другие ассоциации. Но Civil War - это символ: война против рабства. Реально там было много сложностей, но как символ...)
Ну что, погнали.
В начале сюжета Мстители получают предъяву за то, что во время своих замесов совсем не думают о потерях среди гражданских лиц, и томик "Зоковианских соглашений" - этакий комбинированный ошейник-намордник. Зрители ожидают, что Кэп будет "за", а Старк "против", и видят в том, что все наоборот, попытку сценаристов как-то оживить конфликт.
На самом деле все правильно. Тони только что посмотрел, сколько вреда было от его поставок оружия, от его проекта "Альтрон" и от его же летающих костюмов. Люди погибли, девушка бросила. Что делать? Молиться, поститься, слушать радио "Радонеж"! Контролируйте меня, контролируйте полностью!
А Стив только что посмотрел, как под видом нового порядка оживают призраки прошлого. Только что его личное упрямство обрушило план "Гидры" по захвату глобального контроля. И тут же привет от Пегги Картер: племяшка на похоронах озвучивает ее слова "и даже если весь мир доказывает тебе, что черное - это белое...". Нет, это вы подвиньтесь.
Но Стив же такой законопослушный?
Ага, такой законопослушный, что пять раз пытался обдурить государственную медкомиссию и сам поставил себе первое боевое задание в обход командования. Он никогда не был "за порядок" (за порядок выступала "Гидра", если что). Капитан Америка - за свободу, декларированную американскую ценность.
И да, он не привык делить мир на военных и гражданских, на суперлюдей и обычных людей. Его Howling Commandos были "обычные" люди. Его гражданские современники не перекладывали ответственность за себя на супер-дядек, помните? Даже дети понимали, что в потерях виноват враг, а не недостаточно шустрый защитник. Так что нет, это вы подвиньтесь.
Ну и про любовь поговорим. А то что-то быстро все происходило в кино, никто нифига не понял (до меня весь цимес только с третьего раза дошел, но не все такие маньяки - кино по комиксам по три раза смотреть).
Почему Стив бросил все и побежал спасать Баки? Ну мужская любовь у них, наверно. Гугль даже без спросу показывает, что слэш Баки/Стив, похоже, обогнал по популярности слэш Дин/Кас.
(Плевать, что в первой части показано, что Баки очень даже любитель женщин, и Стив теоретически любитель, хотя на практике они его в упор не видят. Тем не менее, Баки неукоснительно соблюдает правило "привел бабу себе - приведи товарищу". Должен же товарищ рано или поздно произвести впечатление? Тем более, что он и производит в конце концов, причем на тетку не из последних.)
Что же было после взрыва в Вене на самом деле?
"Если он совсем съехал, его должен брать я. У меня наибольшие шансы выжить." В этот момент Стив уверен, что взрыв устроил Баки "под программой": Рамлоу же сказал, что "бедному малышу" Баки снова промыли мозги после того, как он вспомнил Стива. (Рамлоу не знал, что был еще второй раз, когда Баки вышел из-под действия программы и спас тонущего Стива. А может и знал, но ему важно было ошеломить, а там трава не расти.)
Так что если Стив хочет кого-то спасти от верной гибели, то этот кто-то - румынский спецназ.
Сцена на бухарестской явке обставлена до предела трогательно. Молескин с фоточкой, сладкие батончики на холодильнике, мятый пледик на кровати... Один вопрос: хрена ли там делает Баки? Простое правило суперагента: спалили - не ходи домой. Стив, понятно, еще не знает, что Баки знает...
А Баки не нападает, тихо вылез из-под кровати и стоит молча - опа, программа, похоже, выключена. Стив понимает - есть шанс! "Помнишь меня?" На его месте только полный идиот бы так не сделал.
Тут и выясняется, зачем Баки пришел домой, когда узнал про Вену. Умирать он пришел. Подставить лоб под пулю. Чтобы все подставы кончились уже.
Ну, и? Ваши действия, Капитан? Во-первых, несправедливо обвиненный должен быть оправдан, даже если бы он не был другом детства. Или несмотря на то, что он друг детства. Во-вторых, если не Баки, то кто взрывал и кто озаботился его подставить? Спецназ разговаривать не будет. Надо прорваться к тем, кто будет. Все сомнения озвучены обрывком фразы "но если ты кого-нибудь убьешь..." - логично, даже если это будет случайно, то убийцей окажется уже не тупое орудие "Гидры", а лично ветеран WWII сержант Барнс, и тогда не отмыть ему ни совесть, ни репутацию. Понеслись!
А чем у нас занят Тони Старк?
Страдает под грузом вины, детских травм и детских обид. Случайно мы выясняем, что папа Говард всю жизнь любил Капитана Америку больше, чем родного сына, и Тони не может этого простить ни папе, ни самому Кэпу (который тут вообще ни при чем - если он стремился произвести впечатление, то не на Говарда, а на Пегги, а во время Тониного детства и вовсе во льдах морозился). Еще выясняется, что Тони нехорошо расстался в последнюю встречу с родителями, и это мучает его чувством вины всю жизнь. Поэтому Тони так ликует, когда в вопросе Зоковианских соглашений Наташа поддерживает его, а не давнего соратника Стива, и в таком шоке, когда выясняется, что хитрая агентесса притворялась. Опять у долбучего Роджерса все лучше! Его союзники и как бойцы показывают себя круче, и сдаются вместо него, не задумываясь. А вот помнишь, Тони, как Стив спрашивал, пойдешь ли ты грудью на пулемет, чтобы прикрыть своих? Ты еще выкручивался - мол, я умный, пулемет взорву... Так вот про что был вопрос!
Ну ладно, вроде, засунул свое эго себе в задницу, осознал масштаб подставы, выпросил у Фалькона коодинаты базы в обмен на четкое обещание "прийти как друг". Но вот показывают запись, как папу с мамой убил Зимний Солдат, ииии... обещания? До обещаний ли, когда эго на чувстве вины взбурлило, как тесто на дрожжах. И этот финальный аккорд - "Щит не твой!.." А что еще сказать? Ведь у Тони почему-то никогда не было такого друга, который "до финишной черты".
Ну и кто тут ведет себя как... инфантильный истерик?
И наконец, если все подвиги ради Баки объяснять особой нестандартной любовью, то ради какой любви Кэп пошел взламывать самую защищенную в мире тюрьму? Скотт? Клинт? Сэм? Ванда? Групповуха?
Нет, просто друг - это тот, кто поступает вот так.
Я однозначно за Кэпа. И ничего он не скучный. Попробуйте сами хоть сутки побыть стопроцентно положительным героем - удивитесь, сколько на это нужно энергии и креатива.
Пасиб, уважаемые братья Руссо, что не прикончили героя, как в комиксе...