Про кино: Цирк сгорел, а клоуны остались (спойлер)

Feb 11, 2018 23:28

The Greatest Showman / Величайший шоумен


Мюзикл по мотивам биографии Финеаса Тейлора Барнума, основателя знаменитого "цирка уродов", первооткрывателя принципов современного маркетинга и автора фразы "Каждую минуту где-нибудь рождается лох" (на самом деле нет). В его честь назван эффект Барнума, а сатирики 20 века использовали его имя как нарицательное для бесчестного капиталиста.
При таких вводных я собиралась в кино не без брезгливого опасения, что из этой фигуры сделают милого котика (или, учитывая выбор актера на главную роль, - милую росомашечку).
А сделали такое, что я уже месяц не могу привести впечатления к общему знаменателю.

Кино-Барнум - конкретная такая помесь Тома Сойера с Гудвином Великим и Ужасным (для которых исторический Барнум послужил если не основным прототипом, то одним из - точно). Квинтэссенция принципа "Казаться важнее, чем быть". Немного ловкости рук и беззастенчивой лжи - и вот он уже не безработный, забывший про день рождения дочери, а лучший в мире отец и владелец собственного предприятия. Ему нужны уроды, чтобы показывать их зевакам за деньги - ахалай-махалай, и вот они уже не уроды, а люди с выдающимися особенностями! Мечтая о жизни великосветского бездельника, доказать великосветскому бездельнику, что не каждый день мальчикам достается красить заборы нет ничего увлекательнее тяжелой каждодевной работы... гений маркетинга, чо.

Все, абсолютно все, что предлагает Барнум - обман. Фейк. Мираж. Туфта. Цирковой фокус.
Но... люди готовы за это платить. И считают это выгодной сделкой! Даже когда понимают, что это фейк и надувательство. Почему? Почему люди идут в цирк, чтобы посмотреть на ненастоящие чудеса? Почему идут в кинотеатр и плачут, видя игру световых пятен на экране?
Почему Страшила, увидев настоящую сущность Гудвина, не волшебника, а обманщика, - все-таки попросил у него исполнения мечты? И как вышло, что горсть отрубей с иголками из рук обманщика Гудвина сыграла для бедного чучела роль "настоящих мозгов"?
А это и есть волшебная сила искусства. Мост из иллюзий, по которому можно пройти над неиллюзорной пропастью. Ну да, великий обманщик Гудвин не может подарить соломенному чучелу настоящие мозги, а железному болвану - живое сердце. У него есть только отруби и опилки. Но это первосортные отруби и свежайшие опилки. Нужно немного уважения к зрителю, иначе фокус не получится.
Все остальное зависит от самого зрителя.

Сам по себе мюзикл - средней банальности и розовосопливости. Будь собой, не сдавайся, управляй мечтой, все такое. Трек This is me рискует стать новым гимном не таких, как все.
Несомненные достоинства фильма - отрада для глаз, изящные визуальные решения, начиная с самых начальных титров. Ну и конечно, актерская работа.
Хью Джекман сыграл персонажа, который умеет казаться и большую часть времени кажется запредельно обаятельным. А иногда перестает казаться, и контраст пугает.
В отношении Зака Эфрона у меня дежавю: начинаешь смотреть кино с мыслью, что надо как-то перетерпеть этого приторно слащавого красавчика, но по ходу дела обнаруживается, что это не очень красивый, но весьма талантливый и вдохновенный актер. Второй раз на это ловлюсь.

Резюме: в кино второй раз я на это кино не пошла. (И вообще как-то с киноманьячеством стало похуже. Или наоборот, полегче.) Но сколько раз переслушала The Other Side! Красивых мужских дуэтов, и вообще дуэтов не про любовь - очень мало. Конечно, этот не так шикарен и пафосен, как Nume custode e vindice, но все равно хорош. Забавно, что Барнум в нем кажется очень искренним, а Карлайл показывает тонкую разницу между быть обманутым и поверить )))

киноотчеты

Previous post Next post
Up