Иногда приходит особое состояние: тоска -не тоска, депрессия-не депрессия, печаль-не печаль… Хотя, именно «Печаль» - самое точное слово. И нужен тогда не столько даже праздник, сколько его ощущение, аромат карнавала, где боли ничуть не меньше, чем радости, но всё это с избытком припудрено густым облаком восторга и удивления. Именно в такие моменты я включаю джаз, точнее то, что я называю джазом для себя. В разное время - разные предпочтения. Я - не мудрею, просто меняюсь. И сейчас для меня самым близким по концентрации боли и восхищения становится итальянский джазовый дуэт "Musica Nuda", первые свои диски выпустивший под именами Петры Магони и Ферруччо Спинетти (Petra Magoni & Ferruccio Spinetti).
Про Петру Магони в Рунете можно прочитать, что
…родилась 27 июля 1972 года в итальянском городе Пиза (Pisa). Пением занималась с самого раннего возраста. Сначала это был детский хор, позже - участие в различных вокальных ансамблях. Музыкальное образование Петра получила в Ливорнской консерватории и в Миланском институте духовной музыки (l'Istitituto Pontificio di Musica Sacra di Milano). Петра прекрасно овладела всеми стилями вокального искусства - от средневековых гимнов и народных песен, до современного джазового импровизационного пения. Огромную роль в становлении певицы сыграло участие в семинарах, проводимых Бобби Макферрином, Шейлой Джордан и британским вокальным коллективом "King's Singers". Какое-то время Петра Магони выступала в коллективе пизанского "Театре Верди" (Teatro Verdi di Pisa), но желание экспериментировать приводит певицу в местную рок-группу "Senza freni" ("Без тормозов"), с которой она участвует в успешном гастрольном туре, включающем ряд выступлений на рок-фестивалях (в том числе в 1995 на фестивале Arezzo Wave), где группа "Senza freni" имеет немалый успех. Однако, Петра оставляет команду (ставшую после этого чисто инструментальной) и начинает сольную карьеру. Она дважды принимает участие в фестивале Сан-Ремо, выступая с песнями "E ci sei" (1996) и "Voglio un dio" (1997). Дальнейшая карьера Петры продолжается в различных проектах - от рэпа и танцевального жанра, до сотрудничества с различными джазовыми музыкантами. Работа с талантливым итальянским пианистом Стефано Боллани (Stefano Bollani) настолько увлекла обоих, что пара решила не расставаться и музыканты, недолго думая, поженились.
В сольной дискографии Петры имеются несколько сольных альбомов: "Petra Magoni"(1996) и "Mulini a Vento" (1997), ещё один диск она выпустила под псевдонимом "Sweet Anima" (2000).
В 2003 году Петра готовит акустическую программу для выступления на гастролях по Тоскане, но аккомпаниатор-гитарист в последний момент заболевает и заменить его Петра предлагает контрабасисту Ферруччо Спинетти. Музыкантам приходится прямо по ходу подбирать знакомые им обоим песни, но в этой спешке программа для голоса и контрабаса получается настолько уникальная и удачная, что уже в 2004 году появляется их первый альбом под названием "Musica Nuda". Меня альбом сразил с первой же композиции - Маккартневской "Eleanor Rigby".
www.jetune.ru/release/165835/musica_nuda/Критика пишет об альбоме:
«Сама идея сделать кавера на известные поп-вещи в виде джазового дуэта "вокал + контрабас" - вещь весьма опасная, особенно когда среди каверов Eleanor Rigby, I Will Survive, Imagine или Blackbird (ну, и хиты тех итальянцев, что в остальном мире практически неизвестны, а также немного собственного, довольно блеклого материала). Ферруччо действительно очень хорош, одновременно играя и аккомпанемент, и соло, а Петра весьма экспрессивна, пропевая и вокальную, и инструментальную партии (хотя злоупотребление мелизмами имеется). Практически ничего попсового в материале не осталось, но относить ли эту запись к джазу, вопрос открытый - местами, несмотря на минималистический состав, прет натуральный рок. а местами - чуть ли не авангард в духе Диаманды Галас».
На вопрос журналиста «Зачем ограничивать себя только вокалом и контрабасом?» Петра отвечает: «Идея Musica Nuda зашифрована в названии. Музыка предстает в обнаженном, первозданном виде, все эмоции, нюансы и потаенные смыслы слов выходят на первый план. Мы пробовали работать с другими музыкантами, чтобы убедиться, что нам это не нужно».
Оба исполнителя музицируют настолько виртуозно и увлекательно, что их версии известных песен действительно предстают перед слушателем в совершенно новом звучании. С них словно сброшены «лишние» отвлекающие наряды оркестровок и мы слышим мелодию в её изначальном, откровенном виде.
Поведение Петры на сцене порой напоминает эпилептический припадок. Сама она про свою экспрессивность говорит: «Я не подхожу к этому сознательно, не репетирую движения, не думаю, как обыграть сюжет песни, а просто транслирую свои эмоции. Иногда пересматриваю записи наших выступлений, и самой не верится, что я могу себя так вести».
Смелый, ироничный и новаторский дуэт "Petra Magoni & Ferruccio Spinetti" очень быстро получает популярность в Италии и за её пределами. Диск выходит на Апеннинском полуострове и, чуть позже, во Франции, куда музыканты перебазируются в скором времени.
После их выступления в Санкт-Петербурге на фестивале «Музыкальный Эрмитаж» креативный директор фонда Эрмитажной Академии Музыки Артём Гриднев сказал:«Петра действительно уникальный артист. Существует несколько подобных дуэтов и гораздо более сильных голосов, но в ней есть та редкая степень самоотдачи, которая повергает в настоящий экстаз и ее саму, и публику в зале - этот поток невероятной мощи и красоты невозможно имитировать, и человека с открытым восприятием он не может оставить равнодушным».
Русская критика о выступлении пишет:
«В двух словах: контрабасист и вокалистка.
Контрабасист - я так уже привык, что на контрабасе играют пальцами, что, когда Ferruccio взял смычок, я подумал: "вот прикол, до чего люди изобретательные, как будто это ему скрипочка какая-то". Вокалистка голосом напоминает одновременно Уму Сумак и Жанну Агузарову. Т.е. сочетание хорошо поставленного оперного голоса с откровенно неоперным пением. Вообще, подумалось, что мне нравится красивый сильный голос, особенно когда он экспериментирует, выходит за границы классической "классической" музыки. Градский туда же, и Монтсеррат Кабалье (когда она в Фредди Меркьюри пела). Стилем она мне не напоминала никого, это надо видеть... Даже не слышать, именно видеть.
При этом вокалистка пела настолько чисто, что... Сложно это описать, тем более, что я не совсем уверен, что именно происходило... Одним словом: Petra на сцене, микрофон, колонки. Из колонок такое тихонькое "шшшшшш" идёт. Так вот, иногда Petra попадала точно в противофазу (?) так, что глушила это "шшшшш". Ощущение было, как оглох - вдруг перестал слышать фон, только её голос. Чуть сдвинула частоту - и возвращается родное "шшшшш". С чем именно она попадала в противофазу я понять не могу, возможно, с собственным, не прошедшим через усилители голосом, не знаю...
Вспомнился давний любимый эксперимент, когда один человек свистом пытается держать одну ноту, а второй подбирается к ней настолько близко, что обоим становятся слышны биения - низкочастотные колебания на частоте разницы частот двух свистов. Нужно всего лишь уметь долго держать одну ноту.
Спели "Come together". Вот это "шлюффф пам-бара-пам" в начале помните? Так вот "шлюфф" - это Петра голосом, а "пам-бара-пам" Феруччио на контрабасе. Невероятно.
Она вообще дыхание оспользует как отдельный музыкальный инструмент. Кажется, человек творчески подощёл к пению: чисто с технической точки зрания продуманные жесты. Например, микрофон то отодвигается от рта, то придвигается, то "вибрирует", чтобы при постоянной силе голоса управлять силой звука.
А ещё запомнилась "романтическая песенка из фестиваля в Сан-Ремо". Так и представлялась девочка-припевочка, исполнявшая оригинал в туфельках с бантиками... И тут Петра со своим голосом. Не то, чтобы грубым...
Вообще, подумалось, что у женственности бывает много граней. Сложно сформулировать мысль, не переходя на личности конкретные примеры. Но вот и девочка-припевочка из моего воображения женственна, и Петра тоже. Обе по разному, но всё равно. Невнятно, наверное... Красивая девчонка, одним словом».
«Если бы кому-нибудь когда-нибудь пришла в голову идея воплотить творчество Достоевского в жанрах современной музыки, это, без сомнения, был бы дуэт "Musica Nuda". Петра Магони-Феруччо Спинетти могли бы стать мировыми "звёздами", исполняя шлягеры всерьёз, со всеми привычными красивостями, но им интересно доводить музыку до абсурда. Клоунада? Эксцентричная шутка? Но почему-то совсем не смешно, а очень даже больно».
На волне успеха Петра и Ферруччо пишут второй альбом - "Musica Nuda 2", который выходит в 2006 году (первый диск - «обнажённый», а второй «принаряжен» супругом Петры Стефано Боллани и их общими друзьями). Мне этот альбом дорог именно Ленноновской "Come together".
www.jetune.ru/release/165885/musica_nuda_2_cd_1/www.jetune.ru/release/165917/musica_nuda_2_cd_2/В 2007 году выходит диск (название дуэта преобразовано в "Musica Nuda") "Quam Dilecta" - попытка объять необъятное: Петра и Ферруччо замахиваются, практически, «на Вильяма нашего Шекспира» - а именно записывают пьесы авторства Брамса, Моцарта, Баха и т.д., всё-таки у обоих образование академическое. Критика отметила альбом как провальный, но мне диск приглянулся ничуть не меньше каверов 20 века.
www.jetune.ru/release/166037/quam_dilecta/В 2008 на лейбле "Blue Note" издаётся последний на данный момент диск "55/21". Этот альбом на большую часть состоит из авторских вещей, хотя мне больше всех здесь нравится "While My Guitar Gently Weeps" Джорджа Харрисона.
www.jetune.ru/release/166034/55_21/ Кстати, заинтересовался творчеством её супруга.
Итальянский джазовый пианист и композитор Стефано Боллани родился в Милане, 5 декабря 1972 года. В 11 лет поступает в консерваторию во Флоренции. Изучив композицию в стилях джаз-музыка и популярная музыка, в 1993 году Стефано успешно заканчивает обучение. Начинал карьеру музыканта и аранжировщика с популярными исполнителями Laura Pausini, Irene Grandi, и "Jovanotti". В 1996 году Стефано Боллани встречает известного джазового трубача Энрико Рава, который пригласил молодого пианиста сыграть с ним концерты в Париже. С этого времени Боллани всерьёз погружается в джазовую музыку и, за короткое время становится одним из наиболее уважаемых итальянских музыкантов, по мнению критиков и зрителей. Стефано cотрудничал и сотрудничает со многими великолепными музыкантами. Среди них: Гато Барбьери (Gato Barbieri), Ли Конитц (Lee Konitz), Пэт Метени (Pat Metheny), Энрико Рава (Enrico Rava), Паоло Фресу (Paolo Fresu), Ришар Гальяно (Richard Galliano) и Фил Вудз (Phil Woods).
Обладатель множества премий, участник европейских и японских джазовых фестивалей, Стефано Боллани выпустил более десятка пластинок, как в составе своего трио, так и в качестве сольного исполнителя. Стиль Боллани является весьма эклектичным и богатым на музыкальные цитаты и шутки, умело вплетённые в основную музыкальную тему. На своих концертах любит импровизировать с вовлечением в этот процесс слушателей в зале.
Записей в mp3 на доступных мне сайтах пока не нашёл, на торрентах только в лоулесс, который я так и не могу научиться переносить на компакт-диски. Особенно мне интересен диск Stefano Bollani Trio - Falando De Amor (2003), целиком посвящённый музыке Антониу Карлуша Жобима.
Все ссылки на альбомы требуют регистрации, но скачиваются бесплатно. Выложено мной, качество звука 320 кбит/сек.