Дни России (часть 6, финал)

Jun 20, 2014 19:37

Про Ильменку сказано столько, что я тему грозы обойду. Буду говорить только о том, ради чего я туда ехал. В первую очередь ради друзей. И тех дорогих людей, которых только на таких мероприятиях и встретишь.


Например, Анну Ланцберг.
Для меня Ильменский фестиваль - это исключительно "Лесная площадка". Так уж сложилось. На другие сцены я почти не заглядываю.


На Лесной площадке помимо мультиформата есть какая-то хорошая "чёкнутость".



Самому мне (обычно в час-два ночи) там выступать крайне тяжело. После нынешнего выхода "выдыхал" минут десять. Но подошла зарёванная Лена Лобусова и обняла меня в благодарность. А рядом кофе из пластикового стаканчика пил Алексей Иващенко (это я понтуюсь, Иващенко выступал на пару часов раньше).



Поэтический конкурс прошёл очень славно. Я не жюрил, а только создавал комфортную среду за кулисами. Итоги в предыдущем посте (свёл два слэма в один). А мне самому было интересно услышать часовую лекцию Михаила Богуславского "Провинциальная поэзия", В итоге на лекцию я опоздал. Записал только несколько маленьких кусочков в финале.

image Click to view


* * *
Вид и убог и божествен:
Голые стынут леса.
Дождь барабанит по жести
Двадцать четыре часа.
Осень. Безлюдье. Равнина.
Озеро цвета свинца.
Низкого неба рванина.
Русская даль без конца.
Грустно-то... батюшки светы!
Вольно-то, как уж ни глянь...
Вот где родятся поэты
И беспробудная пьянь!

(с) Виктор Кирюшин

image Click to view


Стихотворение Ксении Крючковой "Подвинься, Мальвина".

image Click to view


Третий фрагмент.

image Click to view


Стихотворение юзера Ракушка "Я задула свечу..."

image Click to view


Пятый фрагмент.

image Click to view


Шестой фрагмент.

image Click to view


Стихотворение Владлена Феркеля "Откуда сыплет снег?"

image Click to view


Стихотворение Сергея Ивкина. Этот текст у меня самого не сохранился в черновиках. Я надеялся, что про него забыли. Но раз нет, то я в нём почеркался ещё:

Заливается ночью гармоника
на ступеньках у Оперного.
Две минуты осталось до вторника,
а из зрителей: мы да оперы.

Гармонисту Исеть по мениски - он
нам поёт про красавицу:
он летает не то чтобы низко, но
мостовой не касается.

Ночь-полночь, что ему расписание:
у него на часах - полнолуние,
а красавицу зовут Александрою,
и он любит её до безумия.

Одиноким прохожим на байку и
операм в «коробке» на потеху он,
как на сцене - на сложенном байковом
поминает то Толстого, то Чехова.

А нам видятся Райские Кущи и
стол, накрытый на гостей, -- не приврать никак! --

и проходим мы все вместе в Надсущее
мимо рвущего гармошку Привратника.

image Click to view


Стихотворение юзера Надин "Запах ванили".

image Click to view


Стихотворение Саши Бест.

История про Кошку и ее Человека

В пыльной Москве старый дом в два витражных окошка
Он был построен в какой-то там --надцатый век.
Рядом жила ослепительно-черная Кошка
Кошка, которую очень любил Человек.

Нет, не друзья. Кошка просто его замечала --.
Чуточку щурилась, будто смотрела на свет
Сердце стучало... Ах, как ее сердце мурчало!
Если, при встрече, он тихо шептал ей: «Привет»

Нет, не друзья. Кошка просто ему позволяла
Гладить себя. На колени садилась сама.
В парке однажды она с Человеком гуляла
Он вдруг упал. Ну а Кошка сошла вдруг с ума.

Выла соседка, сирена... Неслась неотложка.
Что же такое творилось у всех в голове?
Кошка молчала. Она не была его кошкой.
Просто так вышло, что... то был ее Человек.

Кошка ждала. Не спала, не пила и не ела.
Кротко ждала, когда в окнах появится свет.
Просто сидела. И даже слегка поседела.
Он ведь вернется, и тихо шепнет ей: «Привет»

В пыльной Москве старый дом в два витражных окошка
Минус семь жизней. И минус еще один век.
Он улыбнулся: «Ты правда ждала меня, Кошка?»
«Кошки не ждут...Глупый, глупый ты мой Человек».

image Click to view


Одиннадцатый фрагмент.

image Click to view


Стихотворение Г. Р. Державина:

Снигирь

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов;
С горстью россиян всё побеждать?
Быть везде первым в мужестве строгом,
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и богом,
Скиптры давая, зваться рабом,
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?
Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, снигирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами! - что воевать?

image Click to view


Текст песни Б. Ш. Окуджавы "Прощание с Польшей".

image Click to view


Стихотворение Л. Р. Вершинина

БАЛЛАДА О ДУРАЦКОЙ СМЕРТИ

Нет, пули я не боялся. Чего их бояться, пуль-то?
К тебе им одна дорога, а мимо - сотни дорог.
Я мыслил в войну о пулях, как нынче в смысле инсульта:
догонит, значит, догонит. На каждого писан срок.

А если чего и боялся, так только дурацкой смерти,
такой, что не от болячек и даже не от войны...
Ее, косую поганку, я только однажды встретил,
и то, не так, чтобы лично, а вроде со стороны.

...Застряли мы под Ростовом, две роты на полустанке.
Степь. Август. Земля прожарена... Ну хоть окопы не рой.
Гранаты да восемь орудий - а немцы нагнали танки.
А время было горячее. Ну, ясно: сорок второй.

Нам немцы весь день давали. И дали довольно крепко.
Но к вечеру все же стихли. Стало полегче жить...
Тут взводный входит, однако. Кто, мол, пойдет в разведку?
Спросил, скотина, и смотрит. Так что лучше сходить.

Всего подобралось четверо, чтоб каждый работал в паре.
(Напарника ранят - вытащи, а вдруг побежит - пришей...)
Я, Гиви из Кутаиса, Юсуф - казанский татарин,
и Арвид, тоже нерусский. Вроде, из латышей.

Нам твердо пообещали: вернетесь - нальем по двести.
Потом задачу поставили: надобно до утра
взять за линией немца. И там же, прямо на месте,
вытащить из паскуды, где ихние панцера?

Почти что без приключений мы сделали полработы:
пошли и добыли немца. Проверили документ.
Ганноверец Дитер Гоффман, ефрейтор танковой роты.
С двадцать второго года. Выходит, что двадцать лет.

Пацан пацаном. Трясется. Какая уж там молчанка?
Бормочет свои "майн готты" (по ихнему "Бог прости")
потом дошел до "рот фронта". Но нам-то надо про танки!
Причем, - не позже рассвета, чтоб было время уйти.

А он сипит: "нихт ферштейне" (видать, оказался с норовом).
И что прикажете делать? Засели в ближнем леске...
Гиви нельзя, как старшому. Арвиду - как дозорному.
А я бы, может, и справился - так врезало по руке.

"Давай!" - говорим Юсуфу. Юсуф достал зажигалку,
прожарил покрепче финку, фрица взял за вихра...
Работает. Мы скучаем. Парня, понятно, жалко,
но надо знать до рассвета, где ихние панцера!

...Ну что говорить? Он вспомнил про танки и самоходки,
и то, что атака в полдень, по флангу, с левой руки...
Мы сняли допрос на месте, а после - ножом по глотке.
Поскольку тащить - не выйдет, а бросить - не по-людски.

...Когда мы вернулись к нашим - ротный аж прослезился:
соколики! спать немедленно! А утром прошу ко мне!
А утром... верьте-не верьте, глядим: Юсуф удавился.
Вышел, будто до ветру - и сделался на ремне.

Ну, тут заварилась буча! Начальство понабежало,
особый майор Брызгало Юсуфу в глаза смотрел...
Потом признали, однако, что дело не трибунала,
а также не особиста, поскольку не самострел.

...А в полдень поперли танки. Но мы-то их ожидали:
из тридцати половина с трудом уползла назад...
Чуть позже за этот поиск нам всем вручили медали.
Юсуфу, правда, посмертно - но тут уж сам виноват.

...И если попы не брешут в церквах о ненашем свете,
хочу я спросить у Юсуфа, когда настанет пора:
какого хрена сплясал ты в обнимку с дурацкой смертью,
коль мы не пустили к Дону крестовые панцера?

Михаил Борисович Богуславский собирает поэтические тексты с ярко выраженной сюжетной линией, где нечто большое происходит с человеком, не просто переживание или состояние, а чистая трансформация. С подобными трансформациями мы все сталкиваемся регулярно, но проговариваем их много реже.



А здесь очень "лисья" компания, которая "Лесную площадку" поддерживала. Самый же главный человек - Ирина Батанина - от планшета ускользала, сама ходила с хорошей "зеркалкой" и на мои попытки "остановить мгновенья" смотрела весьма иронически.
Несмотря ни на что Ильменка - очень светлое место. Даст Бог всё продолжится.

Путешествия, Поэзия, Поэзия?, Близкие люди, Тебе труба!, Лисьи чары, Ильменка, Михаил Богуславский

Previous post Next post
Up